Гастон Башляр о сублимации

Feb 06, 2007 22:42


В последнее время мужчины вокруг меня очень часто, много, с умным видом рассуждают о сублимации. Кое-кто проповедует : "Надо трахаться! Трахаться надо!" :))) (Никто не спорит, что надо, но вот - с кем попало не хочется совершенно. На большинство мужчин стопроцентно нулевая реакция. Видимо, у меня продолжается зимняя спячка:) Так что остается сублимировать. И вообще, от целибата еще никто не умер! :)

Случайно обнаружилось, что мы в этот термин вкладываем несколько иной смысл, чем полагал Зигмунд Фрейд, который процесс сублимации понимал более узко.

Ознакомили сегодня с теорией французского философа Гастона Башляра, чрезвычайно интересной в части касательно человеческой психики и менее занятной - в собственно филологическом смысле, где он говорит о поэзии. Пнул Башляр  дедушку Фрейда таким вот образом.

"Сублимация не всегда есть отрицание желания. Она не всегда является направленной против инстинктов (на чем настаивал Фрейд. - Прим. мое.). Сублимация может быть направлена _к_ чему-то. К идеалу".  (цитата из книги "Вода и грёзы"). Художественное творчество (а Башляр вкладывает в это понятие очень широкий смысл - так, например, создание материальных приспособлений, по его теории, тоже есть творчество), является "диалектической сублимацией", в его основе заложено дивергентное мышление, при котором образы, вызываемые в сознании ассоциациями, "толкают" воображение одновременно в разные стороны.

"Искусство - это открытость _абсолютной сублимации_"  (по Фрейду, человеческая психика абсолютной сублимации лишена - полностью задавить либидо она не в состоянии. - Прим. мое). Искусство представляет собой извлечение образов из памяти в зону осознанного внимания. Для художественной деятельности важен не результат, а сам процесс извлечения образов, приносящий наслаждение и удовольствие".

Повторюсь: Башляр считает творчеством и создание материальных предметов (изобретение чего-либо нового как таковое). Таким образом, пыхтя в балетном зале - хитровыебанно изощренно-фигурно подрезая плинтус, чтоб он идеально встал в нужный угол - мелькая спицами или крючком при вязании носков - сочиняя стихи или музыку - человек творит и получает удовольствие от процесса. В этот момент он не отрицает своей физической природы, но через воображение выходит на другой уровень ментального бытия. И в этом - свой кайф, не меньший, чем от секса. Что не отменяет ценности последнего, но доказывает, что он не единственная ценность на свете :)

ЗЫ. Абрахам Маслоу создал свою теорию "пирамиды ценностей". Ступеней в ней немного. 1) базовые потребности человеческого организма, без удовлетворения которых он попросту погибнет: дышать, есть, пить, спать, двигаться (ау! секс, где ты? :).  2) здоровье и безопасность (нормальная сбалансированная пища, приличное жилье, достаточный, чтобы не простыть, набор одежды и т.п.) (секс? где тут секс?:) 3. Любовь (видимо, все-таки тут:). 4. Престиж (признание). 5. Творчество.

По словам Маслоу, начиная уже со второй ступени человек с нормальной психикой морально готов и может отказаться от удовлетворения данных потребностей в пользу высших. У меня сомнения вызывает только 3-4 уровни -  я бы их легко поменяла местами, а так теория стройная. И Маслоу полностью соотносится с отвязным французом Башляром :)

философия, сублимация

Previous post Next post
Up