Художественное

Jul 28, 2021 22:56

Зашла в гости к Дагу - мы дружим давно, лет 6-7, если навскидку. Мы случайно встретились на улице, я увидела его по ту сторону дороги и не стала его окликать - но тут Даг увидел мое отражение в витрине, а я помахала рукой его отражению и жизнерадостно улыбнулась; перешла улицу, мы поздоровались и обнялись, он был какой-то нервный; я сказала: пандемия сделала людей какими-то пугливыми, правда?; Даг стал говорить, что все эти ограничения действительно действуют всем на нервы и очень напоминают ему советские времена. Потом поинтересовался, куда это я иду. Я объяснила, что домой, с прогулки в парке, и он пригласил меня в свою мастерскую. Конечно, я пошла, мы ведь так давно не общались! Галерею свою он закрыл, в пандемийный кризис артистическая среда в Риге буквально зачахла на глазах. Оказалось, у него небольшая студия на периферии центра. Хорошее место, мне очень понравилось. И интерьер тоже организован как надо. А еще - каждая кисточка на месте, выстроена по ранжиру. Он одаренный живописец - но какой же это холодный, рассудочный ум все-таки! Высокоорганизованный - и беспокойный. Я видела несколько студий художников в своей жизни, и ни в одной не было такого идеального порядка, как у Дага.

Мы говорили о картинах, Даг ищет возможностей выставляться при поддержке государства - забавно, он сказал, что теперешний тренд - "любовь к ЛГБТ", и к картинам нужно придумать какие-то соответствующие подписи. Что ты думаешь вот об этой, спросил он. Надувные куклы, не задумываясь сказала я. В смысле резиновые женщины. А вот та картина сверху, над ними - это "дети природы" (dabasbērni, līgotāji), теплая компания нудистов отмечает Лиго на пляже. Но самой гармоничной мне видится третья, где стоящие спиной к зрителю обнаженные девушки держатся за спинами подруг за руки и смотрят куда-то. Настоящая мистерия женственности, отсылающая к культам древних богинь, к ритуалам посвящения в жрицы (Даг сказал:, вот, что-то лесбийское тут просится - все-таки он конъюнктурщик :) - я сказала, что это может не сработать и ему лучше оставаться собой, но вряд ли он меня послушает).

Это оказалось очень интересно! Наша болтовня была настоящим творческим "перекрестным опылением" - потому что Дагу понравились мои идеи, а у меня общение с ним тоже завело, ка кпружину в часах, какую-то работу мысли, и теперь я всё четче понимаю: эти работы нужно рассматривать и подавать зрителю как триптих - от первой, символизирующей человеческую разобщенность и обезличенность (это фирменный конек Дага, у него эта тема регулярно идет пунктиром через всё творчество!) к безмятежно-расслабленной, "хиппующей" второй и от нее - к вершине гармонии, к самодостаточности и единству той группы женщин, которые, возможно, идут в воду плавать, возможно, танцуют, а скорее всего - слушают старшую женщину, которая что-то им говорит, делится тайным знанием, это определенно - таинство!

Забавно, спонтанно прозвучавшее в нашей беседе название Haritu iesvētīšanās (Посвящение в хариты) почему-то Дага особенно восхитило. Древнегреческого термина "хариты" он не знал; я рассказала, что у древних римлян, которые переняли у греков весь их пантеон, это - грации, символы красоты и изящества. Да, на картине их куда больше, чем три! Но развить свою мысль более связно мне вот уже третий день не удается. Мне нужно просто сесть и подумать на свободе - возможно, в любимом месте у реки, и тогда получится очень складная, "продающая" аннотация, безо всякой конъюнктуры, без сиюминутных смысловых наслоений.

Даг сказал, что мучительно подбирает названия к картинам, которые хотел бы представить где-то в галереях: "Я не знаю, что именно рисую, я передаю то, что чувствую, не облекая в слова" - ну, всем нам, кто пьет из Кастальского ключа, ха-ха, это очень знакомо: мы только приемники-передатчики, черпаем прямо из космоса, "и вообще оно само". :) А свежим глазом, со стороны, его картины как увлекательная книга, и считывать зритель будет смыслы, которые автор вовсе не вкладывал и о существовании которых даже не подозревал. "Это что-то из семиотики", резюмировал Даг, когда упомянула гипотезу Сепира-Уорфа.

Я еще обдумываю цветовую гамму, позы обнаженных людей на картинах, и идея триптиха нравится мне всё больше. Подумаю еще!

жызненное, творчество, рецензии, художники, искусство

Previous post Next post
Up