Мифы современного общества: романтическая любовь как бегство от страха одиночества

Jan 01, 2012 22:10

Потрясающе верно описывающая реалии социума статья вскрывает механизм подчинения личности обществом через институт романтической любви. Мне было над чем подумать, провести параллели и - облегченно вздохнуть, ттт, потому что в своей личной судьбе в последнее время удалось найти верную линию и придерживаться ее...

Оригинал взят у accion_positiva в Романтическая любовь и феминизм

Перевод статьи Корал Эррера Amor Romántico y Feminismo   / Персональный блог автора

Романтическая любовь, как и любой другой социальный и культурный конструкт, пронизана гегемонной идеологией. Романтическая буржуазная идеология является гегемонной в социальной системе, базирующейся на моногамной гетеросексуальной паре, образованной двумя взрослыми людьми в соответствии с определёнными правилами, ориентированной на размножение и легитимированной институтами Церкви или/и Государства. Другой важной характеристикой западной Идеологии Романтической Любви (ИРЛ) является свободный выбор партнёра. Общим и объединяющим является аддиктивный характер романтической любви, особенно ярко проявивший себя в эпоху пост-модерна, которая сама по себе капризна, невротична и обсессивна.


Дэвид Герберт Лоуренс назвал "эгоизмом вдвоем" этот тип отношений, основанный на со-зависимости, стремлении к безопасности и абсолютной уверенности в лояльности партнера (паллиатив хронической тревожности - Acción Positiva), обсессивной нужде в присутствии другого, отсутствии личной свободы (и отказа от нее - Acción Positiva), ревности, приверженности рутине и бездумном подчинении социальным условностям, затворничестве вдвоем и взаимном ограничении свободы.

Обычно мы считаем, что западные нормы любви, морали и сексуальности являются естественными, нормальными, подчиняющимися законам природы; Наука постаралась и продолжает стараться в установлении и поддержании именно этой точки зрения, в том числе, приписав мифу моногамии и сексуальной эксклюзивности (особенно в случае женщин - Acción Positiva) биологическую реальность и внеисторическую универсальность, отрицая его культурный характер.

Необходимость в том, чтобы люди формировали устойчивые гетеросексуальные пары, с точки зрения экономики очевидна: социо-политическая система нуждается в базовой (микро)структуре, которая осуществляла бы совместный труд по воспроизводству новых членов общества (на деле, эта задача осуществляется практически исключительно за счет женщин - Acción Positiva), способных работать и потреблять. Эта устойчивая гетеросексуальная пара должна быть в состоянии воспитать своих отпрысков таким образом, чтобы те были способны адаптироваться к системе социальных отношений без того, чтобы ставить их под вопрос или протестовать против них; для этого необходимо, чтобы будущие взрослые были с детства приучены как к чему-то нормальному к определенному распорядку дня, к получению благ через труд, к условиям труда, к социо-политической структуре общества, к его юридическим и экономическим нормам.

В семье новые человеческие индивиды приучаются есть, когда они не голодны, спать, когда им этого не хочется, к такой дисциплине, которая давала бы им возможность провести остаток жизни, трудясь в условиях отчуждения. Семья - это основной институт передачи и усвоения социальных норм, работу которого поддерживает Государство с помощью институтов образования и профессиональной подготовки. Символическая власть, со своей стороны, обеспечивает передачу и усвоение гегемонных моделей поведения, чувствования и деятельности посредством нарратива, указывающего на то, как мы должны себя вести, что чувствовать и что делать.

В 20-м веке феминистская теория раскрыла социальную функцию, которую выполняет ИРЛ: это инструмент, с помощью которого модель "господство/подчинение" осуществляется в сфере межличностных отношений (между двумя людьми), а также - инструмент патриархатного контроля над обществом в целом: с помощью ИРЛ конструируются эмоциональные реакции и чувства людей, особенно женщин.

Александра Коллонтай была первой, кто указал на идентификацию, которую патриархат осуществляет между ИРЛ и женщинами, превращая ИРЛ в женскую гендерную идеологию, а равно как и на тот факт, что зависимость женщин от мужчин лежит на только (и не столько - Acción Positiva) в материальной, но и в моральной и эмоциональной сферах. Эта зависимость, по мнению Коллонтай, особенно шокирует, если мы сравним её с соответствующей не-зависимостью мужчин, для которых любовь - просто одно из событий жизни, не более важное, чем остальные.

Коллонтай утверждала, что (индуцированная - Acción Positiva) женская необходимость в любви является причиной неисчислимых душевных бедствий среди женщин всех классов и сословий: ревность, недоверие, одиночество, отказ от самой себя в попытке адаптировать себя к любимому и т.д. В литературе, продолжала Коллонтай женщины находят исключительно ограничивающие модели:
- очаровательные "чистые" молодые девушки, получающие мужа в награду за свою очаровательность и чистоту
- смирившиеся со своей долей замужние добродетельные домохозяйки
- неверные/коварные/злые жены
- старые девы
- проститутки (по причине бедности и/или личной развращённости)
(т.е. мы видим, что женщинам разрешено мыслить себя исключительно по отношению или в связи с мужчиной (мужчинами) - Acción Positiva)

Коллонтай полагала, что пролетарская революция способствовала появлению нового типа женщины, которая перестала быть бледным отражением мужчины, которая вступила в борьбу за свои права: цель жизни такой женщины - уже не любовь, а собственное "Я", собственная индивидуальность. Для новой женщины любовь - один из этапов жизненного пути, новая женщина может посвятить свою жизнь борьбе за социальную справедливость, науке, творчеству, чему ей будет угодно. Коллонтай полагала, что именно в эпоху капитализма, в среде женщин-работниц появляется этот новый тип женщины, которая в конечном счете и покончит с буржуазной Идеологией Романтической Любви.

Также Коллонтай отмечала, что начало 20 века - это период, когда становится отчетливо понятно, что человечество переживает эпоху кризиса межполовых отношений. Коллонтай указывала на полное игнорирование женской сексуальности со стороны мужчин и на двойную мораль, поощряющую и одобряющую половые связи вне брака среди мужчин и жестоко осуждающие такое поведение среди женщин - вплоть до смертной казни. Эта двойная мораль, по мнению Коллонтай, является одной из важнейших социальных проблем, для решения которой необходима психологическая реформация всего общества. Коллонтай (пророчески - Acción Positiva) указывала на то, что для новой женщины эмоциональная самореализация не будет возможной до тех пор, пока мужчины не изменятся в своих претензиях на доминирующее положение.

По мнению Коллонтай законный брак базируется на двух положениях, одинаково отравляющих существование в нем как женщин, так и мужчин: его нерушимость ("противоречащая психической реальности человека, испытывающего в течение жизни многочисленные духовные и психические изменения, и противодействующая приобретению человеком нового опыта") и идея собственности, владения в отношении супруга/и, способная удушить самое страстное чувство (нерушимость брака - это и сейчас idée fixe, так как хотя развод и разрешен, и легален, и обыденен, так же обыденно его восприятие как жизненной катастрофы, своеобразной каиновой печати, в особенности среди женщин - Acción Positiva).

Альтернативу законному браку Коллонтай видела в свободных отношениях, которые не предоставляли бы никакого права собственности в отношении физического тела любимого человека и не посягали бы на его интеллектуальную и эмоциональную независимость. Свободные отношения основывались бы на взаимном уважении в отношении личности и свободы партнера, отвергая тем самым подчиненное положение женщины внутри отношений и двойную мораль. Коллонтай считала, что отсутствие солидарности, эгоцентризм и индивидуализм - результат развития капиталистического общества: люди живут обособленно друг от друга, когда не в прямой вражде с социумом, и именно это моральное одиночество заставляет женщину судорожно и болезненно цепляться за мужчину (сейчас мы понимаем и может утверждать, что дело далеко не в капитализме как таковом - Acción Positiva). Для Коллонтай только солидарное общество, базирующееся на идее товарищества и равенства полов, может служить гарантом свободных отношений. В этом смысле, новая женщина закладывает базу настоящей сексуальной революции и способствует успеху революции социалистической, приоритизируя в отношениях принцип не-подчинения и товарищества. Однако, ничего подобного не наблюдается среди мужчин, удобно устроившихся в вековой привычке к потаканию собственному эгоизму и принципу само-удовлетворения, равно как и к подчинению и утилизации женской индивидуальности в своих интересах.

Кроме концепции свободных отношений, Коллонтай предлагала развивать новую концепцию любви: товарищество. Анализируя историческое развитие концепции любви, Коллонтай пришла к выводу, что каждый новый правящий класс адаптировал это понятие к своим социо-экономическим нуждам и приводил его в соответствие с собственной картиной мира. Возникшая когда-то как сопутствующая процессам биологического размножения, любовь - после тысячелетий культурного и социального развития - "одухотворилась", превратившись в относительно самостоятельное и относительное устойчивое сверх-сложное эмоциональное состояние. Эта сверх-сложность выражается в многочисленности проявлений любви: половая страсть, дружба, материнская любовь, симпатия, общность идей, сострадание, восхищение... На протяжении своего развития человечество породило такое обилие форм любви, которое невозможно сконцентрировать в одном-единственном чувстве к одному-единственному человеку.

Идея исключительности в любви, согласно Коллонтай, возникает из идеологии частной собственности. Поглощающее собственническое чувство, заставляющее двух человек искусственно отделяться от остального мира находится в глубоком противоречии с идеологией нового класса (трудящихся - Acción Positiva) и нового общества: чем больше эмоциональных нитей протянется от одной души к другой, от сердца к сердцу, тем быстрее укрепится дух солидарности и тем легче реализуется, по словам Коллонтай идеал рабочего класса: товарищество и единство.

Пролетариат считает законными любые отношения между полами, строящиеся на основе взаимности, взаимного признания личной свободы другого и на готовности эмпатизировать партнёру. Когда мужчины и женщины станут друг другу товарищами, а солидарность превратится в настоящий мотор социальных отношений, когда исчезнет моральное одиночество, окружающее людей в капиталистическом обществе, только тогда станет возможной настоящая социальная революция.

Феминизм 70-х годов рассматривает ИРЛ как идеологическое устройство, с помощью которого поддерживаются гендерное неравенство, нуклеарная патриархатная семья и политический и социальный статус-кво. Карло Фабретти указывает на то, что "любовь является одновременно следствием и поддерживающим фактором в схеме нуклеарной семьи, являющейся в свою очередь следствием и поддерживающим фактором в обществе, основанном на эксплуатации и конкуренции, побуждающим индивида искать убежища в семье - и/или в партнёре - которая воспринимается как окоп, как укрытие и замораживает как эмоциональность, так и чувственность индивидов во младенческой стадии." Итальянский антрополог утверждает, что любовь подчинена идеологии, конкретно, идеологии нуклеарной семьи, которая передается из поколения в поколение культурными и символическими средствами. В настоящее время "любовь" превратилась в некий базовый миф и "инстинкт" современной культуры.

Кристиан Делашампань предположил, что любовь представляет собой интеллектуальную моду, в которой, однако, нет ничего нового, ничего, что не отвечало бы традиционным патриархатным идеологиям, которые мутируют в новые идеологии, невидимые, незаметные и поэтому особенно могущественные:
- идеология sex-appeal: сексуальная привлекательность становится своего рода долгом и обязанностью индивида, настоящим категорическим императивом, воспринимаемом в тесной связи с личной креативностью
- идеология примата семейных ценностей, базирующаяся на традиционных патриархатных ценностях нуклеарной семьи
- идеология любви-договора, основанная на модели общественного договора Руссо, в рамках которой партнеры оказывали бы друг другу знаки внимания и уважения, взаимодополняя друг друга и выполняя каждый свои гендерные обязанности в рамках семьи. По мнению Делашампань, всё это не более, чем утопия.

Феминистские авторы неоднократно подчёркивали необходимость разрушить миф Романтической Любви, который заставляет людей верить в патриархатные мифы и "добровольно" стремиться к строго определенной форме жизни: моногамной устойчивой гетеросексуальной паре, которая была бы занята совместным производством, воспроизводством и потреблением, поддерживая друг друга. Такая любовь представляет собой вид эскапизма, убежища перед лицом современного мира конкуренции и соперничества: "Любовь, которую мы привыкли считать последним рубежом личной независимости и аутентичности в противоположность лицемерному обществу, практикующему принуждение, является на самом деле высшей формой фарса и самой узкой клеткой, куда только можно себя загнать. "Влюбленные" подвергают друг друга самому грубому обману (который и возможен только тогда, когда оба в одинаковой мере желают обманывать и обманываться), связанные невротической цепью, превращенные один в кандалы другого" (Карло Фабретти)

Фабретти считает, что этот фарс, одновременные обман и самообман, представляют собой следствие ужаса одиночества, которому оказывается подверженным человек, особенно в эпоху крайнего индивидуализма: "Такого рода взаимный обман возможен только в рамках некоторой институционализированной мифологии. Как религия представляет собой определенную форму любви, так и Идеология Романтической Любви (ИРЛ) является особой формой религии, мистифицированная реакция на фактическую недоступность и непознаваемость Другого (Другой). Как религия является мифологией, призванной облегчить страх смерти, так и любовь призвана облегчить страх перед одиночеством. Мифологический характер ИРЛ на деле препятствует объективному анализу личной жизненной ситуации, делает человека беззащитным перед лицом страха одиночества, который он пытается заклинать любовью. В конечном счете ИРЛ поддерживает и консолидирует общественную систему, основанную на жестокой эксплуатации и полном отсутствии солидарности, которая и является фундаментом того одиночества, в котором все мы живём". То, что многие люди без труда отказываются от религиозных мифов и практически никто - от мифа любви, по мнению Фабретти, является признаком того, что потребность в самообмане относительно одиночества стала сильнее, чем потребность в самообмане относительно смерти.

цитаты, гендерное, размышлизмы

Previous post Next post
Up