Посетив на днях Петербуржский фестиваль природной фотографии и прослушав большое количество
разных выступлений и рассказов я сделал для себя несколько выводов и наблюдений.
Начну с самых запоминающихся, но не относящихся к теме данной заметки.
Я впервые понял и обосновал для себя расскраску тигра... Благодарить за это нужно совершенно замечательного японского фотографа. Этот по истине удивительный человек более 20 лет ежегодно снимает у нас России на дальнем востоке.
От острова Врангеля до южной границы, проводя у нас порядка 3х месяцев в году! Так вот у него был проект по съемке амурского тигра в дикой природе.
Сначала он покупал и устанавливал камеры-ловушки. За несколько лет было сделано несколько снимков. За то же время было украдено довольно большое количество камер. По началу он пытался взывать к совести людей, думая что камеры взяли по ошибке. Но результатом стало еще большее количество пропавших камер. В любом случае у него была мечта самому увидеть и снять тигра.
Ради этого он несколько лет готовился, а потом в склоне холма, где часто фиксировалось присутствие тигра, была установлена (вернее врыта) небольшая бытовка 3 на 2 метра. с высотой потолка порядка полутора метров. Она была завалена землей и листьями, тк что из склона было видно только отверстие для съемки.
Теперь самое-самое - в этой бытовке японец прожил 74дня! Постоянно не выходя! Он два с половиной месяца ждал тигра!
И тигр пришел. Случилось это после более 50 дней ожидания. И.... всего ДВА кадра. Щелчков затвора тигру хватило чтобы обнаружить наблюдателя.
И он поспешно удалился. И больше не смотря на надежды так и не появился. Два кадра за два месяца затворничества!
Но этого хватило чтобы сделать человека счастливым) Вообще на редкость жизнерадостный и душевный человек.
Кстати понимает и говорит по-русски. Было забавно смотреть как он общается с финским фотографом - на смеси русского и английского)
Так вот! на этих снимках видено как гармонично выглядит тигр в окружающем ландшафте! Белый снег с прогалинами, немного пожухлой травы и оранжевые темы и черными трещинами. Низкое солнце делает все это еще более похожим на стоящего там тигра. Белое и оранжевое с черным... Очень красиво!
Теперь когда я рассказал про самое запоминающееся , по крайней мере для меня, открытие этого фестиваля можно перейти к собственно вопросам съемки.
Итак выступало много замечательных фотографов - можно сказать цвет нашей природной фотографии. Было много проектов и много съемок
в России и за ее пределами.
И я для себя определил несколько вариантов подходов к съемке:
1) Долгосрочные проекты, в основном в России, так как мало кто может себе позволить снимать да и просто проводить несколько месяцев в году. В разные сезоны в каким-то одном и том же месте. Много подготовительной работы. И технической и организационной и административной. В результате за несколько лет вы может получить интересные кадры. Незабываемый опыт. много уникальной информации. ... и приличные мозоли)
Да это на мой взгляд тот путь которым и должен следовать настоящий природный фотограф. К сожалению при этом непонятно откуда брать деньги.
То есть вы фактически должны бросить работу(по крайней мере в традиционном для нас понимании)
Вы должны организовывать съемки. Обеспечивать техническую сторону проекта. Зачастую и все сопутствующие расходы тоже на вас.
К примеру тот самый японский фотограф был владельцем фотобанка и отеля...
В общем это не всем подходит...
2) Краткосрочные проекты. Как в России так и за рубежом. Это довольно распространенный вариант у нас. Это может быть несколько выездов на выходные. Или одна неделя постоянных съемок. И даже один день. Места - в основном те, куда мы можем вернуться, без особых проблем.
Сразу скажу, что у каждого это понятие свое. Для кого-то это небольшое болотце рядом с дачей. Для кого-то Белое море, а для кого-то каньоны в Америке.
К слову сказать в одном глобальном проекте разные люди могут реализовывать по мере своих возможностей как эту форму, так и описанную ранее.
К примеру для меня это наша съемка в озерах России и участие в проекте Валдай.
К сожалению результаты в таких проектах скорее случайность. И основная проблема как раз в том что хорошие идеи так и остаются не реализованные, из-за банальной нехватки времени. Повезло с погодой, природными явлениями, животными итд - снял! И результат в этом случае будет не многим хуже чем предыдущем варианте. Но... еще раз повторюсь это лотерея. И чтобы в таком режиме что-то реализовать, нужно потратить чуть ли не больше сил.
Но на безрыбье ....
3) Теперь перейдем к следующему варианту - организованные съемки. Назовем их обобщенно "фотосафари".
Здесь есть довольно много градаций, по степени свободы, уроню организации, гарантированности и повторяемости результата.
Разберем для начала традиционные фотосафари в Африке:
Вы привязаны к машине.
Даже если есть доп. лицензия то передвижения у вас весьма ограничены. И если вы не миллионер, то у вас и еще нескольких фотографов очень сходная точка съемки. Добавим сюда специфику съемки длиннофокусными объективами, и современное развитие техники. И вы получите что у всех будут практически ОДИНАКОВЫЕ фотографии. Вы скажите - поймать ракурс или сюжет? За сюжет отвечает скорострельность камеры. Для сюжета надо совсем немного сообразительности, или просто хорошая организация. Ведь кто из устроителей таких сафари не заинтересован чтобы вы привезли хорошие фотографии?)
В результате мы получаем что это всего лишь бизнес. Никакой импровизации. Единственно - вы удовлетворяете себя большим количеством качественных фотографий и собственно кайфом от фотоохоты. Да это азарт. Оторваться очень трудно. Но если оценивать здраво - ничего особенного. Вы просто еще один турист. Из миллиона. Если ваша цель редкие снимки - то даже второй вариант с краткосрочными проектами более предпочтителен.
Причем речь в данном случае про ЛЮБЫЕ поездки в места с жесткой организацией процесса.
Идем дальше - сафари или поездки, организуемые любителями. Для себя. И надо сказать что часто людям просто нужны попутчики. Такие же как они энтузиасты. Мы все таки существа общественные и в одиночку нам трудно. А зачастую еще и банально дорого!
Так что шанс найти единомышленников, с которыми будете делить все успехи и неудачи есть у каждого.
Требование - искренняя любовь к такого рода авантюрам)
Кстати часто бывают группы совсем не фотографические, просто хотящие попасть в какое-то редкое место, или что-то вроде этого.
Среди фотографов все таки велика конкуренция и найти несколько фотографов которые согласятся делиться своим проектом с другими фотографами не так много.
Но...
И теперь я перейду к третьему варианту фотосафари:
Когда оно организуется для небольшой группы. За относительно небольшие деньги (плюс к номинальным расходам). Выбираются места где каждый из
поехавших сможет найти для себя что-то интересное для съемки. Причем возможно у каждого будут свои интересы. Основной девиз "никакого насилия над личностью") Но и думать за вас и нажимать на кнопочку тут никто не будет. Вас просто привозят в места, способные подарить уникальные кадры. И все.
Остальное зависит только от вас.
Максимум что вы можете получить = это несколько советов и разбор полетов по итогам дня, если форма поездки это предполагает. Что-то вроде выездного мастеркласса или ворк-шопа.
Это форма поездок всегда индивидуальна и не направлена на большое количество людей. Для организатора это в первую очередь способ самому сократить свои расходы на поездку. Позволить себе несколько дополнительных выездов в год. Итд.
Хорошо ли это? На мой взгляд да, конечно с поправкой на личность организатора. Надежный и интересный человек - два основных требования.
Требования от вас - примерно те же)
Все нюансы согласовываются в ходе подготовки. И в дальнейшем очень желательно им следовать. Если вы согласились на какую-то схему переездов, то менять ее по ходу без особых причин не стоит. Но на стадии подготовки вполне можно договориться что вас оставят где-то одного для съемок например, а потом просто заберут. Этот вариант хорош когда потребности у фотографов сильно разняться.
Но еще раз повторюсь - результат в данном варианте один из самых лучших. И один из наиболее стабильных.
Кстати сюда же можно отнести и вариант когда всей организацией занимается кто-то на месте. Отличие только в том что организатор не летит/едет с вами, а встречает на месте. Но ведь мы вроде все взрослые уже, чтобы за ручку в самолет сажать)
А так выбор всегда за вами)
Человек всегда должен в первую очередь доверять самому себе и следовать своим мечтам.
Такие вот мысли ...
з.ы. есть еще одна идея по результатам поездки, и мы думаю ее обсудим обязательно. Так как она касается каждого природного фотографа, да и не фотографа тоже. Но требует немного больше времени на осмысление.