Санкт-Петербург с командой гимназии по шашкам: прогулка по центру

Aug 09, 2019 00:51

Июль 2019. Мы с командой нашей гимназии приехали на всероссийский турнир по русским шашкам "Белые ночи". Соревнования были для нас удачными: два серебра и две бронзы. В этот раз мы решили не напрягать детей постоянными тренировками. Вместо этого мы много гуляли.



Кира.



"Дом с Атлантами" - так большинство людей называют эту выдающуюся достопримечательность Питера. На самом деле это не дом - скорее часть здания Нового Эрмитажа, "портик".



Портик Нового Эрмитажа расположен на главном фасаде здания, выходящем на Миллионную улицу. До середины 1920-х годов здесь был вход в музей.



Портик украшают 10 фигур атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва из серого сердобольского гранита, стоящие на постаментах из гранита-рапакиви. Остальные элементы портика - пилоны, фриз и колонки балкона - выполнены из кирновского мраморизованного известняка.



Гранитные фигуры выполнялись в 1846-1849 годах. Все десять атлантов создавались при непосредственном участии самого автора. Каменотесы вырубали фигуры по модели, затем каждая из них завершалась самим скульптором.



На самом деле атланты не являются несущей частью конструкции. Вес портика опирается только на колонны, а атланты - исключительно декоративный элемент здания. Однако, с начала прошлого века фундамент Нового Эрмитажа стал давать осадку, и портик в прямом смысле лег на плечи исполинских фигур. К 90-м годам XX столетия под этим весом на статуях стали появляться трещины. До сих пор найдено никакого инженерного решения этой проблемы, но хочется верить, что в ближайшее время небо не упадет на землю.



Идем дальше. Вид на Петропавловскую крепость с Дворцовой набережной у Троицкого моста.







Кирюша и ее любимый тренер и учитель Сергей Евгеньевич.



Старейший архитектурный памятник Санкт-Петербурга. 27 мая 1703 года - день основания Петропавловской крепости считается и днем основания города. Санкт-Питербурх заложил Петр I на земле, отвоеванной у шведов. План цитадели разрабатывал сам император вместе с французским инженером Ламбером де Гереном.



Очертания - вопрос военной стратегии. Сверху крепость выглядит как шестиконечная звезда. Закладывая фортецию, Петр использовал каждый метр Заячьего острова - чтобы угрожавшим России шведам было негде высадиться. Петропавловская - первая крепость в России бастионного типа. Построена без крепостных башен для кругового обстрела вражеских кораблей.



Храм-часовня Святой Троицы. Часовня - историческое напоминание потомкам о том, что на этом месте когда-то стояла первая в городе православная церковь (храм Святой Живоначальной Троицы). Именно здесь проходили праздничные богослужения, в том числе и после победы над шведами. В стенах храма Петр Первый был коронован на царство после подписания Ништадского мира.



Начиная с 1924 года крепость стала музеем и даже едва не была разрушена год спустя по решению Ленсовета ради строительства стадиона. Сегодня цитадель - часть Музея истории Санкт-Петербурга с уникальными экспонатами Музея космонавтики, артиллерии и инженерных войск.



Скульптура зайчика, спасшегося от наводнения. Остров-то Заячий :)



Петровские ворота - первые триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Построены в 1708 году по проекту Доменико Трезини. Арку венчает мощный аттик с полукруглым лучковым фронтоном, украшенный деревянным резным панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Кондрата Оснера. Это панно символизирует победы России в Северной войне (Симон отождествляется со шведским королём Карлом XII, апостол Пётр - c Петром I).

В августе 1720 года над аркой установлен российский герб (двуглавый орёл), выполненный в свинце. В 1723 году фигуру покрасили в чёрный цвет и позолотили короны, скипетр, державу, детали щита. Вес герба составляет 1122 кг! После Октябрьской революции герб не сняли, а закрыли декоративными щитами (видимо, это и позволило ему сохраниться).



Петропавловский собор - усыпальница русских императоров. Строился одновременно с крепостью, сначала в дереве, а с 1712 года - в камне. С переносом столицы из Москвы в Петербург возник и новый обычай - хоронить коронованных особ не в Архангельском соборе Московского Кремля, а в Петропавловском Петербурга. К концу ХIХ века в соборе было 46 захоронений и потребовалась строительство Великокняжеской усыпальницы.



Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости. Сооружение собора по проекту и под руководством архитектора Трезини заняло 20 лет - с 1712 по 1732 год. До 2012 года собор высотой 122,5 м. был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга.

С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в усыпальницу российских правителей. С лета 1708 года, еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI.





122 метра колокольни Петропавловского собора уже не самая высокая точка Санкт-Петербурга, но по-прежнему историческая доминанта. В ХVIII столетии из-за удара молнии шпиль накренился и архитектурный памятник не был поврежден благодаря отцу «промышленного альпинизма» в России Петру Телушкину. Ярославский мастер шесть недель поднимался на вершину по веревочной лестнице без лесов и ремонтировал и сам шпиль, и парящего ангела.



Великокняжеская усыпальница - усыпальница некоронованных членов российского императорского дома.



Мы с Кирой захотели подняться на колокольню. Тут это организовано весьма странно: отдельно в башню попасть нельзя, нужно купить входные билеты в собор (да, вход в Петропавловский собор платный!). А зайдя в церковь, купить отдельно билеты на колокольню. На двоих вышло больше 1000 рублей.



По пути наверх.







Наверху не оказалось нормальной смотровой площадки (( Обзор был только с одной стороны и всё затянуто сеткой, препятствующей нормальной съемке. В центре Питера практически нет высотных объектов с панорамным обзором. Так что пришлось удовлетвориться тем видом, который открылся отсюда.



А вот там, внизу, сидит наша команда и смиренно ждет, пока мы с Кирой налюбуемся видами :)













На колокольне 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. Там же установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.







Раз уж купили билеты, то зашли в собор буквально на несколько минут. Это музей, поэтому народу туча, полно китайских туристов. Нормально чувствовать себя там невозможно. Поэтому простите за фото "на бегу".



Пространство собора освещается пятью паникадилами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Паникадило, висящее перед алтарём, является подлинником XVIII века, остальные - восстановлены после Великой Отечественной войны.



Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит.



Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 м исполнен в 1722-1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы, а смонтирован в соборе.





Это необычное сооружение напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон и выражающую в аллегорической форме идею победы в Великой Северной войне.





Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна V Алексеевича.

Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича. Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года (через 6 лет!). В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI, место захоронения последнего не известно до сих пор.



Интересно о том, как именно было организовано захоронение усопших монархов.

[Spoiler (click to open)]В выбранном месте снимались плиты пола и вырывалась яма около двух метров глубиной. Стены и дно выкладывали кирпичом, который назывался «крещатым» - на каждом был начертан крест. В могиле также делалось особое углубление для урны и ящика с внутренностями покойного, поскольку - по заложенной Петром традиции - после смерти производилось вскрытие и бальзамирование. Сердце и мозг умершего помещали в серебряную вазу, наполненную спиртом, после чего к ней припаивалась крышка. В дубовый и обитый изнутри свинцом ящик закладывали остальные органы. Оба предмета обшивались чёрным сукном и перевязывались серебряным шнуром. Поздно вечером накануне похорон ящик и урна вывозились приближёнными умершего царя в Петропавловский собор, где проходила церемония захоронения и служилась панихида. Перед окончанием службы протопоп спускался в склеп и помещал в углубление урну, туда же священники устанавливали ящик, после чего тайник закрывался мраморной плитой. Вслед за этим в могилу помещался деревянный ковчег, изнутри отделанный свинцом. В завершении похорон ковчег с гробом императора запирался на замки. По традиции это делал новый император.

Надгробия традиционно выполнялись из белого мрамора - до середины XIX века использовалась рускеальская порода, а после в Петербург стали заказывать итальянский каррарский мрамор. Интересно, что для изготовления надгробий Александра I и его супруги был отпущен мрамор со строительства Исаакиевского собора. Могилы украшались различными ценными предметами и реликвиями, превращая Петропавловский собор в настоящую сокровищницу. В усыпальнице можно было увидеть иконы в драгоценных окладах, лампады, серебряные венки и памятные медали.




После Октябрьской революции в стенах Петропавловской крепости были убиты четверо членов монаршей семьи - великие князья Георгий и Николай Михайловичи, Павел Александрович и Дмитрий Константинович. Точное место их захоронения (оно же, скорее всего, является местом казни) до сих пор не установлено, неизвестно также - найдены ли их останки в раскопанных на территории крепости братских могилах.

Убранство и сокровища собора были разграблены, проданы за границу или переданы на хранение петербургским музеям. Музеем на десятилетия стало и само царское кладбище...



Однако, друзья нас заждались!



Костенька у музея пыток. Почему тут - и музей пыток?

Петропавловская крепость никогда не принимала непосредственного участия в военных действиях. С самого начала своего существования она стала использоваться в качестве главной политической тюрьмы России. В ней была создана строжайшая система одиночного заключения, целью которой была полная изоляция заключенного от внешнего мира и других арестантов. Одним из первых узников крепости стал царевич Алексей (он умер или был тайно убит в крепости в 1718 году). Здесь же находилась в заточении княжна Тараканова. В 1790-х годах в крепости содержался Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

[А кто еще?]В «Секретном доме» Алексеевского равелина содержались декабристы, петрашевцы и народовольцы, а также Нечаев. В 1849 году здесь был заключён Ф. М. Достоевский. С 1851 по 1854 годы отбывал наказание М. А. Бакунин. С 1862 по 1864 годы в равелине содержался Н. Г. Чернышевский. В 1872 году была построена тюрьма Трубецкого бастиона, через которую до 1917 года прошли около 1500 политических заключённых.

Во время Октябрьской революции 1917 года гарнизон крепости поддержал большевиков, выступивших против Временного правительства, со стен крепости были произведены холостые артиллерийские выстрелы во время штурма Зимнего дворца, в тюрьму Трубецкого бастиона были заключены арестованные министры Временного правительства.

Тюрьма Трубецкого бастиона и гауптвахты крепости с декабря 1917 года вошли в систему тюрем ВЧК. В 1919 году в крепости были расстреляны 4 великих князя (братья Николай Михайлович и Георгий Михайлович, Павел Александрович и Дмитрий Константинович). В годы красного террора (1917-1921) расстрелы на территории Петропавловской крепости производились в районе левого фаса Головкина бастиона между крепостной стеной и Кронверкским проливом. В конце 2009 года на территории крепости были обнаружены массовые захоронения жертв красного террора.




Петропавловская крепость не участвовала ни в одном сражении, хотя гарнизон веками пребывал в полной боевой готовности и создавался для защиты земель, завоеванных в Северной войне. Изначально деревянные, а впоследствии каменные стены высотой 12 и шириной 20 метров были под защитой 60 орудий на каждом бастионе. Но стреляли пушки Петропавловской крепости лишь в мирных целях.



Первый пушечный выстрел прозвучал в цитадели почти сразу после постройки - в момент поднятия флага. Стреляла пушка, оповещая горожан о начале и окончании рабочего дня. А с 1865 года возвещает о наступлении полудня.



На крепостные стены можно подняться. Это называется "Невская панорама". Билет стоил, по-моему, 400 рублей, но он того стоил!







Троицкий мост - один из красивейших мостов Питера - и парусники. Мост разводной.













Пушки, дающие залп каждый полдень, стоят наверху, у Нарышкиного бастиона.



Невские ворота Петропавловской крепости. Соединяют крепость с Комендантской пристанью. Памятник архитектуры классицизма.











Вот так расположились дети в самом сердце красивейшего русского города.





А паруса-то алые! "Надежда" с алыми парусами...







Для Сергея Евгеньевича Питер наполнен совершенно особым смыслом и воспоминаниями.



Вот здесь и был заложен первый камень в крепость, которая дала жизнь целому городу.



Истинно питерская чайка :)





Игра теней.









Направившись было в обратный путь и даже выйдя из ворот, мы решили вернуться обратно :)





Среди окружающей красоты благостно настроенную меня ждала неожиданная бомба. В виде самого омерзительного памятника Петру, который только можно себе представить. "Скульптор" кстати выходец из России. А паскудство это он преподнес в дар родине уже с американской территории.





Я не могу это развидеть. И вам теперь тоже с этим жить!



Позолоченная фигура ангела появилась на вершине шпиля под крестом в 1724 году благодаря архитектору каменного собора Доменико Трезини. Первый ангел спустя 30 лет «погиб» вместе с деревянным шпилем от удара молнии, крылья второго оторвал ветер небывалой силы. Третий ангел 1778 года вращался у основания креста, словно флюгер, а нынешний трехметровый парящий ангел увенчал шпиль после реконструкции ХIХ века.



Музей артиллерии.





Одна из моих любимых фотографий. Вид на стрелку Васильевского острова.





Зимний дворец. Рассказывать про него - неблагодарное дело, все равно что энциклопедию переписывать :) Понадеюсь на осведомленность читателей.

























Ростральные колонны - архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. В XIX веке выполняли функцию фонарей порта северной столицы. Были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей.





Один из самых широких наземных пешеходных переходов в Европе.











Дворцовый мост - разводной мост через реку Неву (Большую Неву) в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров. Разведённый центральный двукрылый пролёт Дворцового моста - один из символов города.



Ростральная колонна на реставрации.



Фонари, флагштоки, шпили...



Адмиралтейство - одна главных достопримечательностей Петербурга. От шпиля Адмиралтейства начинаются три центральные улицы Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект.

А все начиналось с Адмиралтейской судостроительной верфи по приказу Петра I. Здесь строились одни из первых боевых кораблей русского флота. Изначально верфь выполняла и функции крепости с бастионами и была окружена земляными валами, а также рвом. Со временем здание Адмиралтейства не раз перестраивали. Современный вид здание приобрело по приказу Александра Первого. Архитектор А. Д. Захаров реконструировал и фасады и внутренние помещения: согласно замыслу, каждая деталь этого здания подчеркивала славу и мощь России, как великой морской державы.



Адмиралтейская набережная.





Один из памятников Петру Первому, носящий название «Царь-плотник», был установлен 27 июня 1910 года на Адмиралтейской набережной Санкт-Петербурга. В молодости, царь обучался мастерству кораблестроителя в Заандаме, в Голландии. Этот момент жизни Петра и запечатлел автор изваяния.

[Однако жизнь у памятника выдалась непростая!]Скульптура, установленная в Петербурге, была создана Бернштамом, а ее копия подарена голландцам, и в 1911 году заняла свое место на центральной площади города Заандама. Спустя десять лет новая советская власть, посчитала памятник «уродливым» и «антихудожесвенным» и его отправили на переплавку.

До поры до времени забыли только про еще одну копию монумента, стоящую в Летнем саду. До 1934 года она простояла там, постоянно подвергаясь нападкам в «свободной» прессе и, даже, путеводители по городу отзывались о нем совсем не лестно. Наконец и с этой копией расправились тем же способом, что и с оригиналом. Чем уж так не угодил царь в роли плотника большевикам, понять нельзя.

Сегодня мы имеем возможность увидеть копию благодаря голландцам, которые не поддержали Советы и оставили памятник русскому царю стоять на площади города Заандама. С этой копии была снята еще одна, которую и перевезли в Россию. В 1996 году, к трехсотлетнему юбилею Российского флота и Великого посольства Перта Первого в Нидерланды, памятник Царю-плотнику вновь установили на Адмиралтейской набережной.


































Почему приспущен флаг? - спросите вы.



И на набережной как-то подозрительно никого нет?..



А вот почему. Через неделю тут состоится парад в честь дня Военно-морского флота: одного из главных праздников для Питера, как легко можно догадаться. А мы попали на репетицию!





На шпиль в ходе парада будет поднят исторический флаг с военного корабля "Азов" - 74-пушечного парусного линейного корабля, флагмана русского флота, героя Наваринского сражения, первого русского корабля, удостоенного кормового Георгиевского флага.

Фото делала на телефон Кирюша, сидя у меня на плечах :)



Медный всадник в Санкт-Петербурге - самый известный памятник Петру I. Сенатская площадь.





Этьен-Морис Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла - звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке.







Это здание в особых представлениях не нуждается. Знаменитый Исаакиевский собор.







На гранитных колоннах - следы артиллерийских обстрелов во время Великой Отечественной войны.









Мариинский дворец. Сейчас в нем расположено Законодательное собрание Санкт-Петербурга.



Наряду с Зимним и Таврическим - один из трёх «политических» дворцов Петербурга, центр событий 1917 и 1991 годов.





В Петербурге есть несколько общедоступных напоминаний о крупных наводнениях. На набережной реки Мойки у самого широкого в городе Синего моста на Исаакиевской площади стоит гранитный обелиск, увенчанный трезубцем (атрибутом Нептуна, повелителя водной стихии), с металлическим пояском, показывающим высоту наводнения 1824 г.



Петербургское наводнение 1824 года - самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга. Произошло 7 ноября 1824 года. Вода в реке Неве и её многочисленных каналах (рукавах) поднялась на 4,14-4,21 метра выше ординара (среднего многолетнего уровня). По оценкам, во время наводнения были разрушены 462 дома, повреждены 3681, погибли 3600 голов скота, утонули от 200 до 600 человек, многие пропали без вести, так как останки были унесены водой в Финский залив.



7 ноября 1824 года в городе лил дождь, температура воздуха днём составляла + 8 °C, с утра начал дуть сильный юго-западный ветер. Начался резкий подъём воды в каналах, который поначалу привлекал зевак и ярко запомнился всем очевидцам наводнения, так как вскоре под водой, местами выше, чем два человеческих роста (свыше 4 метров), оказался практически весь город того времени. Незатопленными остались лишь Литейная, Рождественская и Каретная части Петербурга. Ущерб от наводнения был огромным, составив 15-20 миллионов рублей. На следующий день после наводнения наступил довольно сильный мороз и затопленные нижние этажи оставались необитаемы всю зиму 1824-1825 года.















Продолжение следует

Медный всадник, Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Питер, Центр, Исаакиевский собор

Previous post Next post
Up