Питер. Май. Петергоф и солнце!

Jan 12, 2019 18:07

Если вы привыкли думать о Питере как о красивом, но унылом городе - вы ошибаетесь. Я знала, что это солнечный город :) Но даже я не предполагала, что в северной столице на майских праздниках можно за два дня сгореть на солнце!

Приглашаю вас на прогулку в один из красивейших дворцово-парковых ансамблей страны. Петергоф!

Петергоф, на протяжении 200 лет бывший парадной летней резиденцией императоров, неразрывно связан с нашей историей. Приморский парадиз строился как грандиозный триумфальный памятник, прославляющий величие России, завоевавшей в ходе Северной войны столь необходимый и желанный выход к Балтийскому морю.



Первое документальное упоминание Петергофа относится к 1705 году, когда он на голландский манер назывался "Питергоф" - "Петров двор".



Проект по праву можно назвать детищем самого Петра I - сохранилось более десяти его собственноручных рисунков, относящихся к Петергофу, и ещё большее количество чертежей с исправлениями и пометками. Даже после смерти императора, на протяжении полутора веков преображая летнюю резиденцию, архитекторы не только бережно сохраняли, но и продолжали воплощать все основные замыслы царя - реформатора.





У ребенка свои радости :)



Строительство резиденции, не уступающей по красоте и роскоши лучшим резиденциям европейских монархов, в том числе французскому Версалю, началось в 1714 году. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы "Монплезир" и "Марли".



Верхний сад, расположенный на террасе перед южным фасадом Большого дворца, воспринимается сегодня, прежде всего, как парадный въезд в императорскую резиденцию. Это своеобразный зеленый вестибюль под открытым небом - гармоничный, светлый, просторный. Его планировка была выполнена по наброскам самого Петра I и лишь незначительно менялась со временем.



При жизни первого российского императора парадный характер сочетался с хозяйственным назначением. Здесь выращивали овощи, фрукты, пряные травы и лекарственные растения, а в прудах, служивших накопителями воды для фонтанной системы, разводили рыбу.



Лишь в 30-х годах XVIII века Верхний сад приобрел исключительно парадный вид. Из него были убраны грядки, в партере поставлены трельяжные беседки и золоченые скульптуры, а в бассейнах устроены фонтаны. В середине XVIII века, в связи с перестройкой дворца по проекту Ф. Б. Растрелли, сад был несколько расширен и с трех сторон обнесен оградой с каменными столбами и решетками из деревянных копий. Парадный вход со стороны Петергофской дороги украсили ворота с массивными пилонами и коваными створами.



Верхний сад является прекрасным образцом регулярного паркостроения. Его геометрическую планировку подчеркивают прямые аллеи из подстриженных лип, увитые зеленью галереи-берсо, зеленые газоны, обрамленные туями в виде шаров и конусов. Обязательным элементом регулярных садов является скульптура.



Самая интересная барочная скульптурная группа - "Нептун" - находится в центральном бассейне. Она была изготовлена в Германии в 1650-х гг., приобретена императором Павлом I и пережила на своем веку немало приключений.



После Октябрьской революции 1917 года Петергоф превратился в крупный просветительский центр. В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты варварски разрушили дворцы и парк. Восстановление началось с первых же дней после освобождения, и сегодня этот природный и рукотворный шедевр принимает своих гостей, восхищая и удивляя их, как прежде. В 1990 году архитектурно - парковый ансамбль "Петергоф" был внесен во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО, а в 2008 году признан одним из 7 чудес России.







Очаровательная статуя Зефира с крыльями бабочки. Зефир в переводе с древнегреческого означает "западный", в западной части Средиземного моря Зефир являлся лёгким, ласкающим ветерком. Правда, в таком ракурсе персонаж похож скорее на недотепу из русских сказок :)



Фонтан "Дубовый". В круглом бассейне, на туфовом островке в виде морской звезды, гостей парка встречает "Амур, надевающий маску". Эту скульптуру в 1809 году выполнил скульптор Д. Росси. Амур окружен шестью дельфинами, помещенными на лучах звезды, из пастей которых бьют тонкие струйки воды.
Название фонтана "Дубовый" связано с тем, что бассейн, созданный в 1730-х годах, поначалу украшал свинцовый золоченый дуб, окруженный тритонами и дельфинами. Дерево, созданное Б. К. Растрелли, в середине XVIII века из бассейна убрали и впоследствии использовали в Нижнем парке при создании фонтана-шутихи "Дубок".

Со времен императрицы Елизаветы Петровны в бассейне Дубового фонтана ежегодно 1 августа (14 августа по новому стилю) совершался ритуал водосвятия и окропления святой водой полковых знамен всех военных частей, расположенных в Петергофе. В настоящее время эта традиция возрождена.







12 июля 2011 года была освящена во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла открытая после восстановительных работ придворная церковь. Созданная по воле императрицы Елизаветы Петровны и проекту Ф. Б. Растрелли, создателя стиля елизаветинского барокко, она является выдающимся образцом культового сооружения этого архитектора. Впервые освященная 10 сентября 1751 года, она заняла восточный корпус Большого дворца, увенчанный, по желанию Елизаветы Петровны, пятью золочеными куполами "согласно нашей вере".



Придворный храм был свидетелем семейных торжеств Дома Романовых. Здесь не только сочетались браком, крестили новорожденных, но и отмечали дни важнейших государственных и религиозных праздников. Заключительными страницами в истории церкви стали крещения четырех из пяти детей последнего русского императора Николая II. Крещение его долгожданного наследника цесаревича Алексея, рожденного в Петергофе, произошло 11 августа 1904 года.



Квадратные пруды, вырытые по указу Петра I в 1721 году, использовались как накопители воды для фонтанов Нижнего парка и вначале не имели фонтанной декорации. В 1737 году в них поместили свинцовые золоченые скульптурные композиции, созданные по моделям Б. К. Растрелли.
К концу XVIII века свинцовые скульптуры потеряли былой блеск, и в каждом из прудов от них остались лишь по шесть вызолоченных дельфинов "с вододействием". В начале XX века бассейны прудов украшали мраморные скульптуры XVIII века "Весна" и "Лето", а в период послевоенной реставрации их место заняли статуи Венеры Италийской и юного бога Аполлона. Дельфины для фонтанов были отлиты в бронзе по сохранившимся образцам.






Большой петергофский дворец. Подойдя к нему (а дело было утром), мы увидели огромную (без преувеличения) очередь китайских туристов. Я в душе порадовалась, что внутреннее убранство дворцов меня никогда не интересовало. Мы обогнули Дворец и пошли в сторону касс. Так как в отличие от Верхнего - бесплатного - парка, на вход в Нижний парк с каскадными фонтанами нужно покупать билеты.



Музей "Особая кладовая" расположен в западном флигеле Большого Петергофского дворца. Получивший название "Корпуса под Гербом", флигель появился в результате перестройки петровских Нагорных палат по проекту архитектора Ф. Растрелли в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Название связано с тем, что купол Корпуса увенчан флюгером в виде геральдического двуглавого орла.

"Корпус под Гербом" играл особую роль в истории императорской загородной резиденции. Его комнаты предназначались для проживания знатных гостей и членов императорской семьи. В разное время здесь гостили европейские монархи, наследные принцы и великие герцоги. В апартаментах корпуса жила императрица Екатерина II - в музее демонстрируется комплекс ее личных покоев.



Нижний парк создавался по образцу регулярных садов и сохранил все особенности своих французских оригиналов. Хотя к настоящему времени исчезли многие декоративные элементы, время не смогло уничтожить дивную архитектурную гармонию сада, созданного Ж.-Б. Леблоном, талантливым учеником творца версальских садов А. Ленотра. Парк разделен на три связанные между собой части: центральную (Парадную), западную (Марлинскую) и восточную (Монплезирскую).



Планировку Нижнего парка определяют две системы аллей, расходящихся веером от Большого дворца и дворца Марли. Схема планировки продумана настолько глубоко, что ни одно садовое украшение, ни одна деталь не прячется от взглядов гостей. Каждая аллея заканчивается либо дворцом, либо фонтаном.



Люди, столпившиеся внизу, ждут торжественного пуска фонтанов Большого Каскада. Это целая церемония с музыкальным сопровождением!





Большой каскад - самое грандиозное фонтанное сооружение петергофского ансамбля и одно из выдающихся сооружений мира.



Решение каскада просто и лаконично. Две массивные семиступенчатые лестницы соединены арками Большого грота. Обширная площадка перед ним переходит в центральный трехступенчатый каскад, воды которого серебристой пеленой падают в ковш, соединенный с Морским каналом. Поверх Большого грота - терраса, скованная фасадами Малого грота. Он завершается мраморной балюстрадой, на которой расположены восемь мраморных ваз. Перед входом в Большой грот на нижней террасе устроен фонтан "Корзина". Из туфового кольца бьют наклонные струи, переплетающиеся подобно прутьям ажурной корзины, из которой поднимаются девять мощных вертикальных струй, словно стебли фантастических хрустальных цветов. Движение воды в каскаде начинается потоками из двух маскаронов "Нептун" и "Вакх", расположенных на стене Малого грота, продолжается по ступеням лестниц и, пройдя под основанием каскада, завершается у подножия скульптур, символизирующих русские реки, - Неву и Волхов.

На фотографии запечатлен момент запуска каскада. Еще не все фонтаны "включились" в процесс.



Идейным центром Большого каскада является скульптурная группа "Самсон, разрывающий пасть льва" - памятник великим русским победам. Она была установлена в честь 25-й годовщины Полтавской битвы - решающего сражения Северной войны. 27 июня 1709 года, в день памяти Святого Сампсония Странноприимца, считавшегося покровителем русского войска, шведская армия была разгромлена.

Петра I еще при жизни сравнивали с другим Самсоном - библейским богатырем, первый подвиг которого заключался в победе над молодым разъяренным львом. Лев, как часть шведского герба, символизировал Швецию и ее короля Карла XII. Многозначительные совпадения легли в основу образного решения памятника.



Струя фонтана бьёт вверх на 21 метр!



В художественном облике каскада ключевая роль отводилась скульптурному убранству, решавшему главную задачу грандиозного сооружения - в аллегорической форме прославить мощь Российского государства и победу русского оружия в Северной войне.



Идея завершить морской парадный въезд в царскую резиденцию Нагорным дворцом и каскадом с гротами у его подножия принадлежала Петру I. Каскад строился одновременно с дворцом, являясь для него своеобразным пьедесталом, соответствуя ему по ширине и составляя с ним единый архитектурный комплекс. Торжественный запуск фонтанов состоялся в августе 1723 года.



С первых дней строительства Петергофа Петр I много внимания уделял оформлению Морского канала, связавшего центральный дворцовый ансамбль с морем и сразу ставшего парадным въездом на территорию резиденции. Гости прибывали в Петергоф на кораблях, после чего пересаживались в шлюпки и легкие суда, проходившие по каналу в специальный ковш, служивший гаванью - фонтана "Самсон" при Петре еще не было. Уровень воды в ковше Большого каскада был выше, чем в Финском заливе, поэтому придворный инженер-гидравлик Василий Туволков построил на канале шлюз.



Вертикальные струи двадцати двух водометов, напоминающие тонкие стволы сказочных хрустальных деревьев, образуют великолепную водную колоннаду, ведущую от моря к Большому дворцу. Это - "Аллея фонтанов". Вместе с Морским каналом она составляет одну из главных достопримечательностей Петергофа, подчеркивая его приморский характер. По словам Александра Бенуа, фонтаны Петергофа являются "тучей брызг того моря, что плещется у его берегов".





Финский залив, Невская губа.





Причал "Петергоф".



Петродворцовый-восточный фарватер.





Теплоход курсирует между центром Питера и Петергофом.













Место выглядит тихим. Но на самом деле нас буквально одолевали группы китайцев. Десяток китайцев способен превратить огромное побережье в филиал олимпийского стадиона. До чего же горластый народ. Стоят вплотную друг к другу - зачем при этом орать? Такова культура...







Майские праздники. Погода сказочная!





Мое любимое время года.







Услышав в стороне от аллеи собачий лай и кряканье, мы были удивлены. А когда поняли, откуда идут звуки, были удивлены вдвойне!

По замыслу Петра I вдоль Морского канала планировалось создать серию "фабольных" фонтанов на сюжеты поучительных басен Эзопа, имевших актуальный политический смысл. Напоминанием об этой идее служит созданный М. Земцовым в 1725 году фонтан "Фаворитка", скрытый за западной Воронихинской колоннадой. В глубоком бассейне по кругу движутся четыре утки, которых пытается догнать собачка Фаворитка. Фигуры животных сначала вырезали из дуба, позже отлили из меди. Из утиных клювов и пасти мопса вылетают водяные струи. Действие сопровождается лаем Фаворитки и кряканьем уток. В XVIII веке звуки производились за счет вибрации пластинок в медных трубках, вмонтированных в фигуры. В камере под бассейном фонтана находится водяное колесо, которое, вращаясь под действием падающей воды, приводило фигуры в движение.



В годы немецкой оккупации фонтан был разрушен, исчезли все скульптуры, за исключением одной уточки, найденной в 1946 году на территории парка. На обнаруженной в земле скульптуре сохранилась даже раскраска. В 1957 году фонтан был восстановлен. И теперь вновь, как и много лет назад, утки весело кружат по бассейну, а Фаворитка, заливаясь лаем, все никак не может их догнать.





В годы Великой Отечественной войны Большой каскад был превращен в груду руин. Не успевая вывезти все скульптурные богатства из Петергофа до начала немецкой оккупации, часть их зарыли или спрятали в тайниках на территории парка. Похищенные фашистскими войсками четыре статуи ("Самсон", "Нева", "Волхов", "Тритоны") пришлось создавать заново. К 1956 году титанические усилия реставраторов вернули великолепный ансамбль к жизни.







На сегодняшний момент декоративное убранство каскада включает в себя 37 бронзовых золоченых статуй, 16 ваз, 29 барельефов, гермы, кронштейны, маскароны, бюсты, дельфины, львы, лягушки - всего 225 скульптур из бронзы, свинца и мрамора, составляющих роскошный внешний облик Большого каскада. Он формировался на протяжении полутора веков, но эти изменения не нарушили его целостности и первоначального замысла как крупнейшего триумфального памятника своего времени.























Можно попасть на экскурсию внутрь фонтанных гротов. Она небольшая и интересная!



Нижний грот представляет собой большой зал с высоким потолком. Парадность зала подчёркивает мраморная скульптура петровского времени работы итальянского мастера Пьетро Баратта и золочёные гальванопластические копии античных оригиналов, выполненные в XIX веке.



В этом полуфантастическом "приюте отдохновения" любили проводить время хозяева и гости Петергофа. В Нижнем гроте Петр задумал установить шутихи - "стол с брызганием" и "водяные завесы", однако замысел был осуществлен лишь после смерти царя.



В центре стола ставили бокалы с напитками и вазы с фруктами, которые выглядели так аппетитно, что их непременно хотелось попробовать. Но стоило гостю протянуть руку к вазе, из трубочек, проложенных по краю стола, взмывали вверх тонкие водяные струйки, обливая собравшихся вокруг. Подобные водяные забавы, отличавшиеся большим разнообразием, были широко распространены в XVIII веке. При выходе из грота гостей ожидал еще один сюрприз - плотная водяная завеса, преграждавшая им путь.









Большой каскад с Гротами до наших дней сохранил целостность архитектурной композиции и художественного убранства. При переходе из Верхнего грота в Нижний можно увидеть подлинную кирпичную кладку петровского времени, трубы, по которым вода направляется к фонтанам Большого каскада, схему фонтанного водовода - уникального памятника гидротехнического искусства XVIII-XIX вв.



Вода в фонтаны подавалась самотёком! Подводящие трубы укладывались с учетом рельефа и перепадов высот.

[Интересные факты об управлении фонтанами]
Механизм включения и отключения фонтанов Петергофа непрост: время, за которое струя воды поднимается вверх или прекращается, зависит от сложности фонтанных насадок, от расстояния между фонтаном и задвижкой, поэтому петергофским фонтанным командам приходится работать с математической точностью.
Для разных фонтанов требуется разное время, чтобы начать или закончить работу, от 30 секунд до 3 минут, поэтому работники буквально по секундомеру выверяют, когда повернуть задвижку, чтобы все струи пришли в движение одновременно.
На включение и выключение самого знаменитого петергофского фонтана - "Самсон, разрывающий пасть льва" - требуется пять секунд, потому что его задвижка находится непосредственно перед фонтаном. Задвижки других фонтанов Нижнего парка расположены в Верхнем саду, поэтому для них требуется немного больше времени. "Наши фонтанщики знают эту систему поминутно, - говорит начальник отдела фонтанов. - Все рассчитано по секундам, и, например, чтобы все фонтанные струи взмыли вверх в 11 часов, к одним подходят пораньше, к другим немного позже, причем техники работают буквально с секундомером".
За включение и выключение фонтанов отвечают две фонтанные группы, работающие по очереди. Всего же работу петергофских фонтанов обеспечивают 29 специалистов.






Слева - деревянная труда начала XVIII века, справа - чугунная конца XVIII века. В наши дни петергофская фонтанная система на 70% сохранила историческое оборудование XVIII-XIX веков с фланцевыми и свинцово-кожаными соединениями труб



Старинная гравюра.





Перед входом в Большой грот на нижней террасе устроен фонтан "Корзина". Из туфового кольца бьют наклонные струи, переплетающиеся подобно прутьям ажурной корзины, из которой поднимаются девять мощных вертикальных струй, словно стебли фантастических хрустальных цветов.























Восточная - Монплезирская - часть Нижнего парка.









На самом берегу Финского залива стоит любимый загородный дворец Петра I - "Монплезир" (фр. monplaisir - "моё удовольствие"). Замысел постройки определялся набросками и схематическими рисунками самого царя, наметившего не только местоположение, но и внутреннюю планировку, некоторые элементы декоративной отделки и т.д.



Ни один российский монарх не забывал о "Монплезире" - на него смотрели, прежде всего, как на одну из самых почитаемых реликвий отечественной истории. Дворец, сохранивший до наших дней значительную часть подлинной отделки и убранства, является жемчужиной в дворцовой коллекции Петергофа.



На этом месте находился дуб, по преданию "...посаженный при Монплезирском каменном дворце в садике Императрицею Екатериною II желудкою собственноручно в 1762 году июня 28-го". Поврежден бурей в 2000 году.

















Мощный и пышный фонтан "Сноп", поставленный в глубоком бассейне диаметром в 12 метров, является главным водометом ансамбля Монплезирского сада. Из туфового постамента, находящегося в середине бассейна, взлетает на высоту четырех с половиной метров центральная струя, вокруг которой бьют двадцать четыре наклонные струи, расположенные в два яруса. Они напоминают большой сноп тяжелых колосьев, осыпающихся прозрачными зернами.
Испокон веков на Руси сноп считали символом плодородия и богатства, и на языке аллегорий XVIII века этот фонтан стал олицетворением мощи и процветания Российской империи.






Тот самый екатерининский дуб. То, что от него осталось ((





Памятник Петру I.



Фонтан "Солнце". На круглом постаменте, украшенном шестнадцатью золочеными дельфинами, установили бронзовую колонну, завершенную золочеными дисками, а в постаменте скрыли механизм с водяным колесом. Под действием воды колесо вращалось, и при помощи зубчатой передачи вращение передавалось на колонну с золочеными дисками. Водяное "Солнце" - прекрасный образец механического фонтана XVIII века. Серебряные струи начинают бить одновременно по краям дисков и из раскрытых пастей дельфинов, разлетаясь во все стороны и переливаясь многоцветной радугой.



В петровские времена в бассейне этого фонтана содержались огромные волжские осетры, а также птицы - гуси, утки и лебеди. "Солнце" и сегодня остается одним из самых сложных в обслуживании фонтанов.









Фонтан "Пирамида" - один из самых красивых и оригинальных фонтанов Петергофа. Он считается самым многоводным среди фонтанов Нижнего парка, так как за одну секунду расходует около 100 литров воды.

Фонтан представляет собой четырехгранную семиступенчатую пирамиду, которую образуют 505 водяных струй. Форма четырехгранного обелиска полностью создается водой. Красивейший из фонтанов Петергофа имеет глубоко символическое значение. В начале XVIII века в русской армии существовала традиция - в конечных пунктах своего движения и в местах сражений устанавливать деревянные или каменные обелиски, по форме напоминающие пирамиду. Таким образом, фонтан на берегу Финского залива, представляющий собой белоснежную пенящуюся массу воды, издали напоминающую триумфальный обелиск, является своеобразным памятником в честь победы русских войск, освободивших этот край от шведского владычества в ходе Северной войны.







Лабиринт, созданный в первой четверти XVIII века по распоряжению Петра I, находится в восточной части Нижнего парка, вблизи Марлинской аллеи. В плане он представляет собой прямоугольный участок с овальной площадкой в центре. Восемь аллей, расходящиеся от центра, пересекаются кольцевой дорожкой, образуя боскеты. Все дорожки и границы лабиринта обрамлены шпалерами из кустовой липы, растущей вдоль деревянных решеток. В боскетах высажены яблони и устроены небольшие площадки с нишами для садовых скамеек.





В центре лабиринта находится бассейн с фонтаном менажерного типа.





Марлинская аллея.







Римские фонтаны. Название "Римские" связано с тем, что они по композиции напоминают каменные водометы на площади перед собором Святого Петра в Риме.



Каскад "Шахматная гора". Расположен на естественном склоне, протянувшемся вдоль всей территории Нижнего парка. Свое название каскад получил благодаря сливным ступеням, расписанным в середине XVIII века черными и белыми квадратами в шахматном порядке. Как и другие статуи Нижнего парка, скульптура каскада "Шахматная гора" олицетворяет морские победы, политические успехи и процветание русского государства.







Большая оранжерея.







Музей семьи Бенуа.



Музей Церковный корпус.









Возвращаемся в Верхний парк.















Санкт-Петербург, Питер, Петергоф

Previous post Next post
Up