ВДНХ: реверансы советскому наследию или всё-таки ВВЦ?

Jun 01, 2015 00:40

Выставка достижений народного хозяйства - крупнейший экспозиционный, музейный и рекреационный комплекс в мире. Выставка была открыта 1 августа 1939 года. Ее название менялось несколько раз (ВСХВ, ВПВ, ВДНХ СССР, ВВЦ). Весной 2014 года Правительство Москвы приступило к реализации масштабного проекта возрождения ВДНХ, приуроченного к 75-летию Главной выставки страны.

На ВДНХ я не была ни разу. Я видела в фильмах и новостях кусочки советской гордости, потом вакханалию перестроечного рынка и постперестроечной разрухи. Я видела, как в процессе возрождения выставочных павильонов из-под уродливых торговых городушек проступали узнаваемые орнаменты исторических зданий.

И захотелось посмотреть своими глазами на возрождающееся наследие эпохи СССР. Приехавший в гости папа очень кстати присоединился к прогулке. Дело было 26 апреля, официально парково-фонтанный сезон еще не начался.


Этапы развития ВДНХ были весьма непростыми - выставку перестраивали несколько раз. На то были как объективные причины - большинство павильонов ВСХВ строилось для краткосрочной эксплуатации, так и субъективные, под которыми можно понимать и политическую составляющую.

Концепция и задачи ВДНХ тоже никогда не были статичными. Кроме того, весьма различались вкусы и взгляды на Выставку сменявших друг друга глав государства. А от их решений архитектурный облик многих павильонов зависел в полной мере.


Сразу скажу: входов на территорию много, а вот с парковками гораздо хуже. Бесплатные забиты под завязку, на платных тоже нужно умудриться найти местечко. Нигде нет никаких схем парковочных мест, ни единого указателя, никакого плана перемещений. Максимум, что вы увидите - это ценники. Когда мы там были, часть платных парковок не работала без объяснения причин. В итоге мы ждали минут 20, пока освободятся места, но удалось припарковаться совсем рядом с главным входом (хотя нам это было непринципиально). Как видите, парковочные места размечены прямо на площади рядом с аркой главного входа. Мне сомнительно, чтобы туда пускали автомобили. Желающие встать под знаками, на тротуарах и газонах оперативно вывозятся "крокодильчиками".


Павильон №1 «Центральный» (до 1963 - "Главный"). Архитектору Ю.В. Щуко пришлось дважды проектировать главный павильон Выставки. Первый его проект был реализован в 1939 году. Строительство второго главного павильона началось в 1950 году. Генеральный план реконструкции ВСХВ предполагал создание ряда республиканских и областных павильонов, а следовательно - значительное расширение выставочного комплекса, центром которого предполагалось сделать более монументальное сооружение. За четыре года был возведен павильон высотой 97 метров, включая увенчанный звездой шпиль.


Сейчас в нем располагается экспозиция «Главная выставка страны». В трех залах представлены редкие материалы, рассказывающие об истории ВСХВ-ВДНХ с 1939 года по настоящее время. Также важнейшими экспонатами являются горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу - слава!» Е.В. Вучетича и полотно А.М. Герасимова, на котором изображены делегаты II Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда в 1935 году (именно они просили у руководства страны организовать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку). До 2014 года многие десятки лет оба артефакта были преданы забвению.


Из интересных фактов. Великая Отечественная война внесла свои коррективы в судьбу Главной выставки страны. 1 июля 1941 года Выставка была закрыта. Однако был на Выставке времен войны и счастливый период, вошедший в историю ВСХВ отдельной яркой страницей. Именно здесь в 1941 году снимался культовый фильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Картина рассказывала о трогательной любви простой русской свинарки Глаши (М. Ладынина) и заслужившего всесоюзную славу дагестанского пастуха Мусаиба (В. Зельдин). Герои фильма встречаются на Выставке, влюбляются друг в друга и договариваются встретиться здесь ровно через год…

Поскольку фильм рисовал идиллические картины изобилия, процветания и дружного труда советских граждан на благо Родины, лучшей съемочной площадки, чем ВСХВ, невозможно было придумать. И режиссер Иван Пырьев приехал со своей съемочной группой на закрытую ВСХВ… Главные сцены фильма сняты на площади Колхозов (позже Дружбы Народов), в павильоне «Свиноводство», в теплице павильона «Грузинская ССР» и в других местах ВСХВ.

По закону военного времени территория Выставки усиленно охранялась. Поэтому в годы ВОВ на ее территории была открыта школа разведки и контрразведки. Здесь учили хитрой системе дезинформации командования абвера, в основе которой лежал миф о том, что в Москве существует антисоветское подполье и недовольство режимом Сталина. Школа работала в павильоне №442, который проектировался под культурный клуб образцовой советской деревни. (Сегодня в нем расположен Дворец бракосочетания.)

Конечно, такое совпадение сегодня напоминает иронию судьбы. Но факт остается фактом: в годы войны в «культурном клубе образцовой советской деревни» ковали такие кадры советской разведки, которые помогли быстро и эффективно обезвредить более 50 немецких диверсантов, заброшенных в Москву…


Павильон №2 «Народное образование» (до 1959 года - «Северный Кавказ», в 1959-1963 годах - «Наука», в 1964-1966 годах -  «Космос»). В сложный для Главной выставки страны период 1990-х - начала 2000-х годов в нем располагались представительство Республики Грузия, Музей СССР и даже Дом бабочек.


Павильон №68 «Армения» (до 1959 года - «Сибирь», в 1960-1963 годах - «Сельское хозяйство РСФСР», в 1964-1966 годах - «Топливная промышленность».) С 2003 года в павильоне работает Выставочно-коммерческий центр Республики Армения, а также ресторан «Арарат». Шестиугольный павильон с декоративными башенками на площади Дружбы народов строился в начале 1950-х годов для экспозиции Сибири. Его боковые фасады знакомят гостей Выставки с флорой и фауной этого региона.

Вот скажите мне, как можно разобраться в тематике павильонов, если нельзя даже глазам своим верить? Здание создавалось под Сибирь, украшено сибирскими орнаментами, а называется - Армения. При этом в нем в свое время экспонировалась ...Эстонская ССР. Это вдобавок к топливно-нефтяной отрасли, спутникам, сельскому хозяйству и ресторану. Неудивительно, что тут всегда бардак.


Самый известный символ ВДНХ (помимо скульптуры "Рабочий и колхозница", которая стоит вовсе и не на территории) - фонтан "Дружба народов". Народы-то имеются, а вот с дружбой нынче - не очень. ((


Павильон №71 «Атомная энергия» (до 1959 года - «РСФСР», в 1959-1963 годах - «Промышленность РСФСР»). Внутри павильон РСФСР был оформлен с большим художественным вкусом. В шести его залах средствами живописи, декоративно-прикладного искусства в сочетании с натуральными экспонатами ярко и полно отображались основные направления развития сельского хозяйства, агробиологической науки, культуры и послевоенного возрождения России.


В 1959 году павильон был перепрофилирован под экспозицию «Промышленность РСФСР», а в 1963-м в нем разместился тематический раздел «Атомная энергия». Все это потребовало значительного стилистического упрощения интерьеров здания, поэтому сегодня мы можем любоваться лишь фрагментами первоначального убранства.


Любопытный факт о павильоне №1. На фризах обеих колоннад современного павильона размещены медальоны с гербами советских республик, связанные между собой лепными гирляндами, композиционно объединенные скульптурным картушем из знамен с государственным гербом Союза ССР. Все они выполнены из бетона и покрыты золотой и серебряной смальтой. Но изначально их было 16, а не 15! До 16 июля 1956 года Карело-Финская ССР была самостоятельной территориальной единицей с собственным гербом. И только летом 1956 года она была преобразована в Карельскую АССР, вновь включенную в состав РСФСР. Тогда на обоих портиках павильона карельский герб и был скрыт слоем штукатурки. Если присмотреться, видно, что крайний левый щит - пустышка, без гербов.




Павильон №67 «Карелия» (до 1957 года - «Карело-Финская ССР», в 1957 году - «Академия наук СССР», в 1958 году - «Наука», в 1959-1963 годах - «Культура и быт народов РСФСР», в 1964-1966 годах - «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», далее - «Советская печать»). Как вы можете судить по трасформации наполнения павильона, история его весьма богата на сюжеты. Сейчас в нем проводятся различные экспозиции. В частности, зимой 2014 - 2015 годов работал Дом Деда Мороза.


Здание получилось строгим, в духе крестьянских домов русского севера. Его главный фасад решен в виде шестиколонного портика с фронтоном. Колонны облицованы красным финским гранитом и украшены накладками из меди. Они поддерживают мощный резной фронтон, в тимпане которого помещено пять монументальных рельефов скульптора Л.А. Кардашева, посвященных основным отраслям народного хозяйства Карелии - земледелию (посевная и уборочная), лесному хозяйству, животноводству и рыболовству.




Павильон №66 «Культура» (до 1964 года - «Узбекская ССР»). Здание, созданное по мотивам народного зодчества среднеазиатских республик, получилось на редкость ярким и самобытным. Небольшое по высоте, в отличие от подавляющих своими объемами ближайших павильонов, оно отнюдь не терялось в пестрой архитектурной канве площади Колхозов. Однако за годы войны это прекрасное деревянное здание пришло в аварийное состояние. И в рамках реконструкции ВСХВ 1950-1954 годов экспозиция Узбекской ССР получила новый павильон по правой стороне от фонтана «Дружба народов». Его монументальный характер, созвучный облику послевоенной ВСХВ, не мешал внимательному зрителю увидеть сходство с довоенным зданием - как по композиции, так и по оформлению. 


Главным звеном в облике павильона является ротонда - великолепная стальная сень над фонтаном, струи которого вздымаются на высоту 15 м. Первоначально ее элементы были полихромны, что создавало эффект ожившей архитектуры.


Зрелище завораживающее.




Орнаменты по мотивам национальных узоров покрывают плоскость фасада, что роднит павильон с великолепным зданием Театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте, созданным по проекту А.В. Щусева. Портал главного входа решен в виде ниши, расцвеченной майоликовым ковром.



Основной художественный элемент оформления павильона - мотив хлопковой коробочки. Он вплетен в композиции карнизов, капителей, панно и других деталей здания. Таким образом создатели павильона отразили первенство Узбекской ССР в производстве хлопка.


В 1950-е лестницу украшали установленные на постаментах скульптуры сборщицы хлопка и чабана-каракулевода, но до наших дней они не сохранились. Фланкируют лестницу два бассейна - бывшие элементы каскада фонтанов, начинавшихся у двух огромных живописных панно (П.И. Котов): «Большой Ферганский канал» и «Каскады Чирчикских гидроэлектростанций», располагавшихся за изящными колонными портиками боковых частей павильона. Эта композиция демонстрировала использование в республике водных ресурсов для электрификации и одновременного орошения полей.

Справа - Павильон №64 «Оптика» (в 1939-1941 годах - «Ленинград и северо-восток РСФСР», в 1954-1958 годах - «Ленинград и северо-запад РСФСР», в 1959-1966 годах - «Образование в СССР», в 1967-1982 годах - «Экономика сельского хозяйства»). Слева - Павильон №59 «Зерно» («Московская, Рязанская и Тульская области»). Оба здания неоднократно переделывались, перепрофилировались и переустраивались.


Сейчас здесь выставка современного стрит-арта (временная).


Центральная аллея.


Фонтан «Каменный цветок». Мотивы «Уральских сказов» Павла Бажова, которые были очень популярными в 1930-1950-х, легли в основу идеи фонтана. Сразу после войны, в 1946 году, на экраны вышел фильм-сказка Александра Птушко «Каменный Цветок». В 1949-м по мотивам истории Данилы-мастера Сергей Прокофьев написал музыку к балету «Хозяйка Медной горы» (его премьера состоялась на сцене Большого театра в постановке Леонида Лавровского в 1954 году). «Каменный цветок» на ВДНХ оживал при помощи специальной программы движения водяных струй, музыку для которой написал Дмитрий Шостакович.


Архитектор Константин Топуридзе будто побывал в подземельях Хозяйки Медной горы, чтобы «полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Идея сказочного изобилия выразилась в создании цветка из разноцветных сплавов, а также скульптурного декора, изображающего богатство фруктов, овощей, птиц и рыб из разных климатических поясов.


Павильон №58 «Земледелие» (до 1964 года - «Украинская ССР»). Изначально экспозиция павильона отображала основные показатели и успехи в области растениеводства, животноводства, механизации и электрификации, науки и культуры Украины. В период ВДНХ СССР в нее вошли также достижения промышленности - металлургической и горной, нефтяной и газовой, химической и коксохимической, машиностроения, электроэнергетики и т.д.

В 1964 году в связи с переходом работы ВДНХ на отраслевой принцип в павильоне была размещена экспозиция «Земледелие». А в 1977-м в рамках экспозиции «В стране единой», посвященной 60-летию Октября, эти площади вновь заняла выставка Украины, повествующая о достижениях республики за шесть десятилетий советской власти.

С 1990-х годов неоднократно поднимался вопрос о возрождении в павильоне представительства Украины. Однако до сих пор он остается без ответа. И едва ли в ближайшее время этот вопрос станет актуальным. В 1997 году в здании располагался филиал павильона «Культура». Сейчас там экспозиция, посвященная современному состоянию российско-украинских отношений: хроники военных действий на Донбассе и т.п.

Немножко разряжу плотные культурно-исторические справки ))








Обойти за один день всю территорию ВДНХ (тем более, что теперь она составляет единое целое с парком "Останкино" и Ботаническим садом, каждый из которых достоин отдельного визита) категорически невозможно. Поэтому вы не думайте, что всё так куценько, как я вам показываю. Мы в стороны-то и не углублялись, шли вдоль центральной аллеи.


Набрели на ярмарку саженцев. При ярмарке был концерт. Пели горласто, но живенько.


Кирюша с дедом даже поплясали ))


Рядом с концертом стоит дом-перевертыш. Билеты за конские деньги, причем детям скидок не предусмотрено. У Киры глазки загорелись - так что пришлось зайти. Народу прорва, стоило бы запускать группами, тем более, что подавляющее большинство посетителей справляются с осмотром максимум за 10 минут.




Самые яркие эмоции у людей вызывал ...туалет. Не каждый день на тебя с потолка унитаз взирает.




Ощущения необычные.




Ладно, пошли дальше. За сценой к выступлению готовились какие-то кислотные насекомые. Кира решила их испугаться, поэтому мы быстренько подались дальше, тем более, что впереди маячили весьма любопытные экспонаты.


Сретоточие высоких технологий. Правда, в очередной раз пришлось посетовать на полное отсутствие навигации. Ходишь между павильонами, как иванушка, не знаешь, к чему прислонился. Не подписано ничего. Понятно, что реконструкция в процессе, но информационные щиты сделать не очень сложно. И навигационные табло тоже очень бы не повредили.


Штука, знакомая каждому советскому мальчишке: один из символов ВДНХ, точная копия ракеты-носителя «Восток», на которой 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин полетел в космос.




Слева - Павильон №32-34 «Космос / Машиностроение» (до 1954 года - «Механизация», в 1954-1956 годах - «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР», в 1956-1966 годах - «Машиностроение»). Сейчас в павильоне располагается интерактивный космический музей будущего «Интеракториум «Марс-Тефо».

Справа - Павильон №55 «Электрификация» (до 1959 года - «Животноводство»). "Самый посещаемый музей в Москве" манит вывеской. Здесь в одном месте - Музей иллюзий, Лабиринт страха, ленточный и Зеркальный лабиринты. Цены - как всегда. Мы хотели в музей иллюзий, думали, что там оптические эффекты. Хорошо, что не успели билет купить. Оказалось, что это просто комнаты с нарисованными обоями, на фоне кооторых люди фотографируются в разных позах и получаются "иллюзии". Эрзац фотошопа (( Лабиринт страха с 5-летней девочкой и ее дедом нам был не актуален )) Выбрав из зеркального и ленточного лабиринтов первый, мы отправились искушать судьбу.


Это было бы мило, если бы было не жарко и поменьше народу. Лабиринт маленький, тесный и душный. Вдобавок оказалось, что в здании музея ...нет туалета! О_о И надо идти на улицу, в стационарное зданьице. С ума сойти.


Выбравшись из "самого посещаемого музея" с твердой мыслью больше его не посещать, мы полюбовались еще раз павильонами площади.

«Космос» в 2014 - 2015 годах принимал у себя знаменитую экспозицию «Механика чуда» - это выставка объектов, созданных для церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Выставка прошла с большим успехом. В планах  - открытие новой выставки. Знаменитый павильон ВДНХ «Космос» в скором времени снова будет знакомить с историей отечественной авиакосмической отрасли и с перспективами ее развития. Здесь откроется центр «Космонавтика и авиация». Экспозицию павильона разделят на две части  - «Космонавтика» и «Авиация», а их наполнение, в свою очередь, будет представлено в нескольких разделах.

В рамках этих мероприятий перед павильоном установили легенду российской авиации - знаменитый истребитель Су-27.

А это сооружение заставило нас поирать в угадайку: угадай-ка, что это за конструкции и зачем они тут стоят. Подписей же нет. Потом уже я прочитала "в интернетах", что в рамках перевоплощения "животноводства" в "электрификацию" на открытой площадке были установлены железобетонные и металлические опоры для линий электропередач, в 1967 году составившие часть экспозиции обновленного павильона.


В этом месте прогулки мы поняли две вещи: 1) всё обойти все равно не сможем, а устали мы уже сейчас, 2) погода явно намекает на то, что не прочь побаловаться дождиком. И мы двинулись в обратный путь. Благо, архитектурные доминанты указывали фарватер, заблудиться трудно.


Довольная девочка решила проблему усталости весьма просто.


Павильон №15 «Радиоэлектроника и связь» (до 1959 года - «Поволжье»). В 2014 году была демонтирована алюминиевая облицовка здания, более полувека скрывавшая от посетителей Выставки фасад тех времен, когда внутри павильона располагалась экспозиция «Поволжье». В связи с этим любопытно будет узнать о трансформации фасада.

Основными темами в оформлении его главного фасада и интерьеров во времена "Повольжья" были героика разгрома немецко-фашистских войск в годы Великой Отечественной войны и возрождение сельского хозяйства. Вход в павильон украшала витражная карта Поволжья с обозначением системы полезащитных полос, Волго-Донского канала и газопровода Саратов - Москва. В центральной части угадывались черты монументальных шлюзов. Композицию фасада завершала скульптурная группа рабочего и колхозницы с гербом РСФСР. Из-под грандиозных витражей с изображениями Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций на стенах боковых крыльев павильона с шумом вырывались водные потоки, стремящиеся в небольшие бассейны, облицованные голубым стеклом. На стенах были высечены барельефы, воспроизводящие сцены сражений под Царицыном и Сталинградом. Углы центрального фасада венчали скульптуры матроса и солдата. Интерьер павильона украшали пейзажи края и картины его сельскохозяйственного производства.

В 1959 году в связи с упразднением зональных экспозиций павильон получил новое название - «Радиоэлектроника и связь». Реконструированное здание стало ярким образцом советского модернизма. Отделанное штампованным алюминием и стеклом, теперь оно напоминало огромный радиоприемник. Удачной дизайнерской находкой стала шпренгельная мачта высотой 57 метров, к которой была прикреплена антенна для цветного телевидения (кстати, впервые представленного в Советском Союзе именно на ВДНХ).

Реставрация в процессе.


Павильон №14 «Азербайджан» («Вычислительная техника»). Сегодня посетители Выставки вновь могут любоваться историческим фасадом павильона №14, отреставрированного в 2014 году. А его смотровая площадка дает всем желающим возможность исследовать элементы декора. Внутри павильона открыта выставка Департамента информационных технологий города Москвы «Информационный город».


На территории ВДНХ много, нет, не так - МНОГО, огромное количество велосипедистов, роллеров, самокатоводов, даже пара сигвеев нам попалась. Вся эта колесная братия едет по общим дорожкам, скорость выбирая на свой вкус и совесть. Не знаю, будут ли на территории размечены велосипедные дорожки или это не имеет смысла, но надо что-то делать с этим хаосом. Передвигаться пешком реально некомфортно, в любой момент из-за спины со свистом может вылететь самодвижущийся персонаж.


Пожалуй, самое уныло-обескураживающее здание выставки. Павильон №13 «Здравоохранение» (до 1963 года - «Армянская ССР», в 1964-1966 годах - «Пищевая промышленность»). Гробоватый вид вполне соответствует концепции "здравоохранения", что уж тут. Павильон №13 - один из немногих оставшихся от ВСХВ 1939 года. Разумеется, эта ниша не всегда была такой пустой и ровной как стол. Изначально она была очень богато украшена, в стиле Армянской ССР. Потом перестройки-переделки, потом разруха и т.д. Сейчас идет реставрация. Что проявят в итоге - узнаем позже.


Группа зданий-красавцев ))

Ближайший к нам - Павильон №12 «Выставочный центр профсоюзов» («Грузинская ССР»). Массивное здание, облицованное светлым и темным мрамором, возведено в 1987 году на месте бывшего грузинского дома (сгоревшего в 1965). Павильон по проекту архитектора В.С. Кубасова, строившийся как «Труд и отдых», а при открытии получивший название «Советские профсоюзы», органично восполнил в ансамбле Выставки пустоту на месте утраченного павильона «Грузинская ССР». Монументальный и суровый снаружи, внутри павильон почти целиком залит дневным светом, проникающим сквозь длинные ленты окон. Этот светлый объем интерьера абсолютно соответствовал содержанию экспозиции, посвященной улучшению условий труда и развитию санаторно-курортной системы в СССР.

Поодаль Павильон №11 «Казахстан» («Металлургия», «Казахская ССР»). С 2011 года по распоряжению Правительства РФ павильон №11 передан в аренду на 50 лет Республике Казахстан. В настоящее время находится на реконструкции.


Начато восстановление и одного из самых известных символов ВДНХ - исторических фонарей уличного освещения, дизайн которых разрабатывался в 1930-1950-е годы прошлого века. Хорошо сохранившиеся фонари будут отреставрированы и установлены вновь. Кроме того, будут изготовлены новые фонари, в точности соответствующие историческим образцам, которые заменят утраченные. Будут восстановлены и уникальные светильники отраженного света, окружавшие фонтан «Дружба народов».




Павильон №10 «Стандарты» («Молдавская ССР»). Экспозиция павильона «Молдавская ССР» знакомила посетителей с историей борьбы молдавского народа за свою независимость, с достижениями сельского хозяйства республики и ее культурой. Отдельные залы были посвящены полеводству, виноградарству и садоводству, животноводству. В экспозиции «Стандарты СССР» нашли отражение вопросы оценки качества и надежности выпускаемой продукции, а также проблемы ее дизайна (ох, посмотреть бы на то, как советские инженеры оценивали проблемы дизайна своей продукции!). В залах павильона демонстрировались научные разработки в области метрологии и новейшая измерительная аппаратура.


Фонтан "Дружба народов". На момент нашей прогулки он еще не был влючен. Скульпторам фонтана-хоровода позировали представительницы 16 союзных республик, в том числе эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова грузинка Родам Амирэджиби.




Прототипом фонтана послужил «Гурьевский сервиз» Степана Пименова 1809-1816 годов - его фарфоровые скульптуры напоминали античных богинь с национальными чертами в одежде и атрибутах, как и персонажи работавшего в те же годы Алексея Венецианова. В отличие от современников-академистов художник искал свой идеал женской красоты среди крестьянок.














Летом этот скверик должен быть красив.




У Центрального павильона гостей встречали бронзовые изваяния вождей пролетариата, слева стоял Владимир Ленин, справа Иосиф Сталин. После разоблачения культа личности Сталина его скульптура была демонтирована и, надо полагать, отправилась на переплавку, а бронзовый Ленин, чтобы не нарушать симметрию архитектурной композиции, оказался сначала внутри павильона, в зале Конституции, затем в 1970-м году (к столетнему юбилею вождя мирового пролетариата) был установлен на постамент в сотне метров от фасада здания. У подножия памятника скрыт вход в подземное бомбоубежище.


На этом сегодняшний рассказ я, пожалуй, закончу. От ВДНХ у меня остались смешанные впечатления. В следующий раз (и наверное, уже в будущем году) поедем в сезон фонтанов. Погуляем по неохваченным аллеям, посмотрим на успехи реставраторов. И запасемся распечатанными из интернета картами и схемами.

Ах да. Поедем на метро ))

ВДНХ, Памятники

Previous post Next post
Up