Суханово мокрое, или не Царицыным единым

May 19, 2015 23:08

Март - месяц по-весеннему непредсказуемый. Весна по календарю и по страстному желанию уже пришла, а по погоде, как та бабушка удава, еще "не совсем". Но мокрый, тяжелый, скользкий снег и серые глянцевые сугробы по сторонам указывают на необратимые ежегодные природные приключения.

В Суханово нас заманили друзья, за что им спасибо. Ибо сами мы вряд ли в обозримом будущем сюда бы добрались.

Итак, Суханово - дворянская усадьба конца XVIII-XIX веков, вотчина Волконских. Находится примерно в 1,5 километрах от Видного.


То, что это не Царицыно, не Кусково и даже не Дубровицы, стало понятно сразу, по невразумительному въезду. Впрочем, в усадьбе не это главное. По отношению к вопросу реставрации старинных зданий, сооружений и вообще пространств, есть два мнения:
1. Реставрировать не нужно (исключая аварийно-ремонтные работы, чтобы не допустить физического уничтожения объекта), следует сохранять места в том виде, в котором они дошли до наших дней, чтобы видны были все культурные (и бескультурные) слои и вехи времени, чтобы максимально уберечь аутентичность и связь с истоками. Внешняя благопристойность не важна, ибо первичная задача - показать историчность для тех, кто в теме (или желает к ней приобщиться).
2. Реставрировать нужно, и надо смириться с неизбежными потерями и глянцевым новоделом, поскольку главная задача - привлечь как можно больше широких масс, заинтересовать их красотой и гармонией, приближенной к современным понятиям, постаравшись при этом не убить то, что эту красоту изначально вызвало.

Научная реставрация и реставрация для потребителя - две большие разницы. Вы можете полностью прочувствовать их на примере Царицыно и Коломенского. За лакированными фасадами "дворца Алексея Михайловича" и Баженовских павильонов дух первых владельцев не чувствуется. Красиво, нарядно, фотогенично (что уж греха таить), но поверить, что вот этими вот асфальтированными дорожками гуляла императрица всея Малыя и Белыя и Прочия - трудно.

В Суханово проще. Несмотря на то, что дома, флигели и вообще постройки разваливаются на глазах, здесь еще живо ощущение дворянского гнезда. И шелуха профсоюзных столовых, теннисных кортов и аляповатых качелей не мешает разглядеть суть.


Первоначально это была небольшая царская вотчина, включавшая кроме Суханово две соседние деревеньки. В конце XVII в. Пётр I пожаловал вотчину своему сподвижнику, боярину Тихону Стрешневу.

Архитектурный комплекс в основном сложился в конце XVIII - начале XIX вв. Её основателем был А.П. Мельгунов, а в 1804 г. Суханово перешло в руки князей Волконских, в роду которых оставалось до 1917 г. Развитие и расцвет имения приходится на начало XIX века. П.М. Волконский, министр двора и заведующий постройкой публичных зданий, имел возможность привлекать к работам по своей «Подмосковной» известных мастеров, таких как Росси, Шарлемань и т.д.


Слева - дом причта (1820-е гг.) - поздний, весьма оригинальный пример русской псевдоготики. Справа - дом для приезжих.


Когда Екатерина Алексеевна Мельгунова вышла замуж за Дмитрия Петровича Волконского, происходившего из богатой и влиятельной семьи, Суханово перешло во владение князей Волконских. Заметной фигурой в семье Волконских был племянник Дмитрия Петровича светлейший князь Петр Михайлович Волконский, приближенный сначала Александра I, а потом Николая I.

Между Екатериной Алексеевной и Петром Михайловичам были добрые родственные отношения, в 1820-х гг. она привлекла его в качестве совладельца Суханова, а Петр Михайлович добился особого права - майората - это значит, что поместье должно переходить по наследству только старшему представителю рода.

Кстати. Со смертью княгини дело обустройства Суханова продолжил князь Петр Михайлович. Друзья звали его по-простому, Петроханом. Но он был далеко не так прост, раз подчиненные, за нежелание выполнять чьи-либо просьбы и известную жадность, наградили его прозвищем «Князь-Нет». Один из ближайших сановников Александра I, князь пользовался безграничным доверием царя, о чем говорят награды и титулы. Был он, вероятно, царедворцем весьма ловким, ежели в 25-летнем возрасте смог получить чин генерал-адьютанта. По свидетельству современников, Волконский принимал участие в событиях 11 марта 1801 г., когда было совершено убийство Павла I. В день коронации Александр I в долгу не остался. Князь проявил храбрость в битве при Аустерлице, участвовал в работе Венского конгресса, стал первым начальником штаба Кутузова. Он находился при Александре во время поездки в Таганрог, где внезапная смерть прервала жизнь монарха. В свой сухановский дом Волконский перевез диван, на котором лежал смертельно больной император, и снабдил реликвию мемориальной надписью. В кабинете и спальне князь полностью воспроизвел комнаты Александра I, обстановку которой ему подарила вдовствующая императрица Мария Федоровна.


Сложно сказать, кто был архитектором ансамбля усадьбы. Называют разные имена - Афанасий Григорьев, Доменико Жилярди, Карл Росси, Василий Стасов, Адам Менелас, Джакомо Кваренги, но семейный архив Волконских не сохранился, да и строительные процессы редко фиксировали на бумаге.


Дом управляющего.


Проход к главному дому довольно уныл. Летом, наверное, повеселее.


Не удивляйтесь детской площадке. Превратности судьбы привели к тому, что в бывшем дворянском доме нынче - частный лицей. Идет ли лицеистам на пользу окружающая их атмосфера - не знаю.


Дорожки не чистятся. Поэтому гулять по ним в период мокрого снега и ледяных луж - удовольствие сильно ниже того, каким оно могло бы быть.


Изгибы теплотрассы очевидны )) Это практически единственное сухое место в Суханово. Такой вот малоизящный каламбур.


Главный дом. Точнее, так: остатки, похожие на главный дом усадьбы.


Главный дом, возведённый в конце XVIII в. и перестроенный в 1945 г. архитектором В.Д. Кокориным, представляет в усадьбе не самый большой художественный интерес. Этой реконструкции предшествовали множественные переделки: в начале XIX в. к дому были пристроены колонны, портики, и открытые колоннады-галереи по бокам здания, заканчивающиеся флигелями. В 40-х гг. XIX в. галереи закрыли, над правой галереей возвели жилой этаж, слившийся с флигелем и т. д. Когда - то к дому примыкала церковь, уничтоженная в 1930-е гг.


В нижнем этаже были устроены парадный зал, многочисленные гостиные , дворец имел сводчатые комнаты в турецком, египетском и других стилях, эта роспись была сделана в 1840-х гг. при участии художника Ф. Солнцева. Парковый фасад дома украшает шестиколонный портик, оттуда открывается живописный вид на пруд и деревню на противоположном берегу.




Жилой флигель.




Фасад главного дома, обращенный к реке.


Дом переменяли столько раз, что сейчас у меня лично его внешний вид вызывает болезненное удивление. Ощущение, что каждый следующий архитектор не только не уважал, но категорически не терпел творчества предыдущего. А время внесло свою лепту в общеэстетический раздрай.


Еще при Мелгуновых в усадебном парке появилась очень красивая беседка-ротонда, 8 белокаменных колонн которой, образующих правильный круг, венчал полусферический купол. Снаружи под куполом находился фриз с лепными изображениями музыкальных инструментов, гирлянд и лент, создающими впечатление праздника. В центре беседки стояла статуя богини Венеры, считавшейся в римской мифологии покровительницей весны и садов, а позднее - любви и красоты.


Купол беседки прежде был расписан изнутри кессонами.


С ротонды открывается живописный вид на противоположный берег Гвоздянки.




Из статьи Шамурина, писанной в 1912-14 годах: "...чтобы оценить Суханово, нужно уметь выделить художественный образ из-под обвалившейся штукатурки, слепых окон, вернуть мысленно прежнюю красоту. Или же, но это труднее, принять как эстетическое откровение прелесть умирания, остроту мысли, изнемогающей под разрушительной властью времени!.."


Аллея от ротонды ведет к арочному мосту через овраг.




А это скорбное видом здание можно по праву считать жемчужиной усадьбы Суханово. Это мавзолей Волконских, выстроенный по заказу Е. А. Волконской в 1813 году. Супруга Екатерины Алексеевны, скончавшегося от ран, полученных во время военной компании 1812 г., похоронили в Суханово. Над склепом в дальней части парка вдова воздвигла храм-мавзолей и освятила его во имя небесного покровителя мужа, Св. Димитрия Ростовского.


Автор проекта мавзолея достоверно не установлен. Большинство исследователей сходится на имени А. Г. Григорьева, хотя есть мнение, что здание выстроено по проекту Д. И. Жилярди. Мавзолей представлял собой когда-то отдельно стоящее здание. Круглый в плане, он украшен шестиколонным дорическим портиком с низким фронтоном и оригинальным аттиком с небольшими фронтончиками, который поддерживают изящные кронштейны. Аттик и кронштейны образуют своеобразный орнаментальный пояс, венчающий основную часть здания подобно короне. Над ней на гладком, прорезанном четырьмя полуциркульными окнами барабане возвышается купол со шпилем. Прежде на барабане над самым портиком по обе стороны центрального окна были помещены две Славы из белого камня. Фронтоны аттика также украшали резные рельефы. Краснокирпичные стены мавзолея первоначально не были оштукатурены. На их фоне четко выделялись детали из белого камня: цоколь, портик, карнизы, аттик, рельефные украшения.

Белокаменная корона, контрастное выделение белокаменного декора на красном фоне вносили в облик мавзолея элемент романтический (что сразу отличает сухановское сооружение от аналогичных ему по назначению). Романтизация смерти - такова главная особенность художественного образа, созданного автором мавзолея.


Сзади мавзолей окружала полуциркульная колоннада, в центре которой стояла небольшая колокольня (ее фундамент и нижняя часть сохранились), а на концах - два флигеля, расположенные на одной линии с мавзолеем. В них размещались больница и богадельня. Перед мавзолеем в 1827 году были установлены чугунные жертвенники с воздымающимися чугунными же языками пламени. К сожалению, этот небольшой ансамбль был уничтожен при перестройке в 1935 году. Колокольня и колоннада были разобраны, одноэтажные флигели дополнены еще одним этажом и соединены с мавзолеем закрытыми галереями-переходами.


В 30-х годах XX века в соответствии с новым функциональным предназначением (в 1935 усадьба перешла во владение Союза архитекторов, дабы организовать дом отдыха - а архитекторы сместили, в свою очередь, приют беспризорников) полукруглую колоннаду и колокольню разобрали, возведя на их месте кухонный корпус. Ротонды приспособили под столовую, а княжескую усыпальницу упразднили, перезахоронив поблизости прах некоторых членов семьи Волконских. Там же захоронены дети декабриста Пестеля (с декабристами род Волконских был тесно связан, как вы помните). Сейчас, как свидетельствуют источники, остались только надгробия, сами захоронения утрачены.






Состояние памятника архитектуры (а он официально охраняется государством!) вы видите сами.


Рискнете спуститься по лесенке?


Несмотря на утраты, усадьба Суханово остаётся значительным памятником русского зодчества и садово-паркового искусства.




Насколько я могу судить, здесь должно быть замечательно красиво осенью.




За забором - сады.








Любопытной особенностью многих усадеб конца XVIII - первой половины XIX века является сочетание классицистических дворцово-парковых сооружений с псевдоготическими служебными и хозяйственными постройками. Примером такого сочетания может служить и Суханово. Служебные корпуса Суханова привлекают внимание стрельчатыми окнами, зубцами, причудливыми башенками. Прежде комплекс этих сооружений был еще обширнее. Не сохранились ворота между корпусами, а также двухъярусные башни, придававшие всему ансамблю еще более экзотический, "средневековый" облик. Но и в неполном виде эти диковинные сооружения стали сегодня одной из главных достопримечательностей усадьбы.


Состояние построек удручающее.


Здесь же стоят два скромных классицистических домика  "для  приезжающих". Следует заметить, что облик небольшого ансамбля ранее был несколько искажен изменением окраски служебных корпусов. Известно, что для псевдоготики характерно сочетание белого декора с красным фоном стен. До недавнего времени все корпуса хозяйственного комплекса Суханова были выкрашены, подобно остальным постройкам, в желтый цвет.






Практически замок. Мини.






"Любуясь архитектурными украшениями парка Суханова, нельзя представить себе, что эта бесспорная красота рухнет под властью времени, уйдет бесследно. В этом будет какая-то обида, какая-то горечь для всех нас, не сумевших сохранить то, что создали предки. Точно дети, изломавшие дорогую память об умерших.
Все мы так заняты борьбой за существование, политикой, искусством, [...], - зачем нам нужна эта классическая идиллия? Разве для того только, чтобы дать работу запыленным археологам?! Дело не в том, что гибнет Суханово, а в том, что не нужна красота, хотя мы задыхаемся в безобразии...
И думается ласково о том времени, когда будет у человечества больше досуга и больше души, когда поэтические переживания станут не только заработком для поэтов: тогда люди, свободные от пустоты, от нашей вечной иронии и шуток, придут к созданиям старого искусства и преклонятся пред ними, воплотившими вечный свет человечества, его тоску о совершенном мире!
А пока придет это время, будет мучиться иссушенное трудом машинное человечество. И не нужна будет красота, никто не примет ее искренно; разве полюбуется, погуляв на лоне природы, да изучит второпях. Можно сердиться, можно отчаиваться: все равно так будет. Это неминуемо, как смерть!" (Ю.И. Шамурин «Подмосковные» М., 1912-1914 гг. тов. «Образование»)

Суханово, Парки

Previous post Next post
Up