Год назад один весьма умудрённый старый товарищ написал мне примерно следующее:
«По-моему, ситуация в Белоруссии 2020 года кардинально отличается от украинской ситуации 2013-2014 годов. При безусловной гегемонии национал-либералов в движении отсутствует праворадикальный элемент. Налицо подъём рабочего движения… Все знакомые белорусские леваки… участвуют в движе… Массовое рабочее движение даже если ставит чисто либеральные цели - это основа для самоорганизации. Пример - начало революции 1905 года».
Партия
«Справедливый мир», на которую он ссылался, действительно приняла курс на безоглядное участие в движении Тихановской,
заявив, что «единственным инициатором этих акций является народ Беларуси, который требует восстановления справедливости» (таким образом вовсе проигнорировав вопрос о политическом руководстве).
В октябре в Москве прошла дискуссия о протестах в Беларуси. Вот как главное разногласие на ней
подытожили «прогрессивные левые», то бишь РСД:
«Если
ММТ,
РСД и
ЛБ считают, что участие левых в антилукашенковских протестах с собственной повесткой и собственной символикой необходимо, то позиция
Союза марксистов, близкая к позиции канала
ЗабастовкаBY, состоит скорее в нежелательности присоединения к уличным протестам до тех пор, пока гегемонию в них удерживают либералы. Вместо этого товарищи предлагают концентрироваться на агитации среди рабочих - за создание собственных организаций, забастовочных комитетов, на повышении уровня теоретической грамотности и т. п. …Мы считаем, что подобная позиция рискует оказаться изоляционистской, в своем крайнем варианте призывающей отгородиться от протестующей публики как „либеральной“ и „мелкобуржуазной“. Между тем, подавляющее большинство выходящих на улицы - трудящиеся,.. и их настрой на свержение режима логично воспринимать не как помеху для настоящей левой политики, но как возможность для её реализации. ‹…› Борьба за левую гегемонию в протесте возможна только через поддержку общедемократических требований протестующих, солидаризацию с ними… …Нам наиболее близка тактика наших товарищей из беларусской партии
„Справедливый мир“, чьё участие в протестах, со своей символикой и своими лозунгами,.. даёт возможность дальнейшего продвижения левой повестки в оппозиционной среде».
Но если РСД об этом говорило, то - если не ошибаюсь, креатура
«Социалистической Альтернативы» - «Сопротивление трудящихся» (см.
Телеграм и
Инстаграм), наряду со «Справедливым миром», пыталось так и делать. Они выходили на митинги под лозунгом «Власть - собранию из всех слоев рабочих», а также «Рабочим - заводы, студентам - вузы», «Жыве Беларусь!», «Демократию - рабочим и всем угнетенным», «От Хабаровска до Бреста диктатуре нету места», «Долой гомофобную власть», «Путин, не суйся» и т. п. Можно поспорить, насколько это всё соответствовало «дальнейшему продвижению левой повестки в оппозиционной среде» и, тем более, «борьбе за левую гегемонию в протесте», но попытка налицо. Отмечу, однако, показательное отсутствие «критики экономических программ либеральной оппозиции», на необходимость которой всё же указывало РСД; в интернетах она, правда,
была (наряду с
критикой… сталинизма, кто о чём…), но на улицы ребята с нею [благоразумно] не совались. Потом что-то пошло не так, в декабре замолчал Инстаграм, а в январе - Телеграм.
Более осторожно и отмечая, что в руководстве движения преобладает реакционная «буржуазная и либеральная оппозиция», выражает надежду на его развитие влево
заявление ИКОР:
«Массы выносят на улицы свои справедливые требования… Одна часть [движения] - стихийное и самостоятельное течение с боевыми действиями рабочего класса, у которого ищут поддержки левые и революционные силы».
«Левые и революционные силы» в лице
ЗабастовкаBY, как мы видели, искало массы не на улицах, а в цехах, так что речь идёт о троцкистах-белсупровцах («Сопротивление трудящихся») и белорусских сотоварищах Линке («Справмир») и Грюнен. Ну да ладно, немцы всегда славились верой в своё превосходное понимание зарубежной обстановки, но заявление хотя бы пытается придерживаться приличий.
Вообще уходит от вопроса «борьбы за левую гегемонию в протесте» заявление трёх (частью, разумеется, фиктивных) организаций ИКОР,
опубликованное рядом:
«Мы четко отдаем себе отчет, что не все участники протестов и люди, стремящиеся к власти, работают на социалистическую идею. Но в данный момент речь идет о свержении узурпатора, максимально ограничившего права населения (и в первую очередь рабочих коллективов) в области демократии, свободы собраний и свободы выражения мнений. Человека, поправшего права и свободы всех беларусов независимо от политических взглядов…».
Вероятный автор текста (из Беларуси) сам прекрасно понимает, что подсунутая им фраза «не все участники протестов и люди, стремящиеся к власти, работают на социалистическую идею» - наглое враньё, а правда состояла в том, что практически никто, о чём он нам и написал открытым текстом (попробовал бы он такое сказать в мичети ИКОР):
«Социалистическую повестку поддерживает полтора мозговых инвалида. А должны - никто, т. к. она сейчас ненужна».
Но это клиника, так что вернёмся к чаяниям продвижения социалистической повестки.
Моя собственная партия приняла в те дни
заявление, в котором выражала надежду, что «текущий момент может стать для беларуских коммунистов шансом для выхода из раздробленного состояния, если они смогут использовать общественный подъём для того, чтобы мобилизоваться, закрепить связь с трудящимися и сохраниться в легальном поле», но в отношении самого господствовавшего тогда на улицах движения была очень критична: «Оппозиция режиму Лукашенко… представляет интересы части буржуазии, недовольной существующим режимом. Тихановская и беларуская оппозиция пользуются поддержкой Евросоюза и США, и ориентируются на них. ‹…› Программа „единого кандидата в президенты“ - это программа неолиберальных реформ… …Среди оппозиционеров есть и крайне правые силы, выступающие за декоммунизацию и т. п. Имеющимися силами и за считанные дни эту ситуацию переломить невозможно…».
Последняя фраза является ключевой в рамках текущего рассмотрения. Моя собственная позиция ещё более категорична. Я предполагал, что возглавляемое Тихановской движение нам изначально органически чуждо, что в нём прошиты антикоммунизм, неолиберализм, низкопоклонничество перед империализмом и при этом национализм, что переформатированию оно не подлежит. Такова моя оценка снаружи, но изнутри примерно о том же говорила белорусская группа
POLIGRAF, которая давала (и даёт) совершенно вменяемый, ясный и корректный политический анализ. Коротко говоря, их ориентировка была не бегать по улицам за упоротыми «невероятными», пытаясь одновременно убедить их в преимуществах социализма и не слишком явно продемонстрировать собственные социалистические взгляды, чтобы не побили митингующие, прежде чем побьёт полиция (а для надёжности
прикрываясь БЧБ),- а пользоваться расколом внутри буржуазии для утверждения и распространения собственной независимой линии. Более-менее как сформулировало позицию оппонентов РСД. Насколько я понимаю, они этим довольно успешно и занимаются.
Но тогда это всё - у нас, у полиграфовцев и забасткомбайщиков, а, с другой стороны, у справмировцев, белсупровцев и эрэсдэшников - было отчасти априорной теорией.
Однако прошёл год. Пора подвести какие-то итоги на фактическом материале. Лидер «Справедливого мира»
признаёт, что «мы достигли дна» и «хрен его знает, что делать», но ничего не говорит о достижениях.
Давайте, расскажите мне, как вы или другие коммунисты «продвинули левую повестку в оппозиционной среде» и провели «борьбу за левую гегемонию в протесте».
Как успехи? Я внимательно слушаю.