Марксизм-ленинизм-маоизм, краткий курс. Часть 27, «Мао о философии»

Feb 01, 2015 13:44


(Перевод с английского, оригинал тут.)

Мао писал о философии для того, чтобы обучить партийные кадры и массы марксизму-ленинизму, изменить их мировоззрение и образ действий. Он сам очень старательно изучал философию. Когда ему удавалось достать книги по философии, он внимательно и сосредоточенно их читал. Так как раньше в партии было сильно влияние догматиков, вернувшихся после обучения в России и неспособных применить свои знания на практике, Мао постоянно стремился связать партийное обучение и образование с жизнью. Он хотел сделать марксистскую философию и особенно марксистский диалектический метод полезными всем партийным кадрам, активистам и народным массам.
Теория познания

Первоочередное значение имеет учение Мао о познании. Важной его работой по этому вопросу является эссе «Относительно практики: о связи познания и практики, связи знания и действия». Хотя оно было прочитано на лекциях всего за два часа, Мао рассказывал, что потратил недели на подготовку. Основная идея, которую объясняет Мао, состоит в том, что знание не падает с небес, оно происходит от общественной практики и только от неё. Истинные знания, или правильные идеи, происходят из трёх видов общественной практики - материального производства, классовой борьбы, научных экспериментов.

Теория зависит от практики. Как говорит Мао, теорию можно измерить и проверить только практикой. В свою очередь, теория изменяет практику, изменяет наши методы работы и мышления. Благодаря теории возможны изменения и приобретение большего знания. Никто не рождается умным или глупым. Знание не предшествует материальному опыту; нельзя стать специалистом, не имея практического опыта.

Мао объяснил процесс приобретения знания. Он начинается с чувственного восприятия, ступени ощущений и представлений, когда люди видят сначала лишь внешнюю сторону различных вещей, явлений, представленных в этом процессе, видят отдельные стороны вещей, явлений, видят внешнюю связь между отдельными явлениями. Продолжение общественной практики приводит к многократному повторению явлений, которые вызывают у людей ощущения и представления. И тогда в человеческом сознании происходит скачок в процессе познания - возникают понятия. Понятие отражает уже не внешние стороны вещей, явлений, не отдельные их стороны, не их внешнюю связь; оно улавливает сущность явления, явление в целом, внутреннюю связь явлений. Между понятием и ощущением существует не только количественное, но и качественное различие. Понятийное (логическое или рациональное) познание есть более высокая ступень, чем чувственное познание.

Это означает, во-первых, что рациональное познание зависит от чувственного познания. Глупо думать, что первое возможно без второго. Во-вторых, одного чувственного познания ещё не достаточно. Чувственное познание нужно углубить и развить до стадии рационального познания.

Приобретение рационального знания, однако, это еще не все. Как всегда утверждал марксизм, знание нужно для того, чтобы применить его на практике. Поэтому Мао говорит:

«Через практику открывать истины и через практику же подтверждать истины и развивать истины. От чувственного познания активно переходить к рациональному познанию и, далее, от рационального познания к активному руководству революционной практикой, к преобразованию субъективного и объективного мира. Практика - познание, вновь практика - и вновь познание,- эта форма в своем циклическом повторении бесконечна, причём содержание циклов практики и познания с каждым разом поднимается на более высокую ступень. Такова в целом теория познания диалектического материализма, таков взгляд диалектического материализма на единство знания и действия».

О противоречиях

Другой важный вклад Мао в марксистскую философию относится к диалектике и особенно к пониманию и применению противоречий. Анализ противоречий и применение его на практике присутствует почти во всех работах Мао. Его главная работа по этому вопросу - «Относительно противоречия», представляет собой философское эссе, написанное в августе 1937 г. после «Относительно практики» и с той же целью преодоления догматического мышления в партии. Первоначально это эссе было представлено в виде двух лекций в Антияпонской военно-политической академии в Яньани.

Мао здесь в определённой степени продолжил работу Ленина, который особенно глубоко изучал противоречия. Ленин называл противоречие «солью диалектики» и говорил, что «раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть диалектики». Также в своих «Философских тетрадях» Ленин отмечал, что «вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но оно требует пояснений и развития».

Это «объяснение и развитие» сделал спустя двадцать лет Мао. Работа Мао является качественным скачком в понимании противоречий. Он детально рассмотрел вопрос о противоречиях и разъяснил его так, чтобы это было легко понять и применить на практике.

Сначала Мао подчеркнул, что закон единства противоположностей является основным законом природы и общества, и следовательно также основным законом мышления.

Исходя из этого, он объяснил принцип всеобщности и абсолютности противоречия. Согласно этому принципу, противоречие присутствует во всех процессах и во всех мыслях от начала до конца.

Затем Мао сформулировал принцип специфичности и относительности противоречия. Согласно этому принципу, каждое противоречие и каждый из его аспектов имеют свои особенности.

Мао высказал очень важную идею относительно единства и борьбы противоположностей. Он указал, что единство противоположностей образуется лишь в определённых условиях, и поэтому единство является условным, относительным. С другой стороны, борьба противоположностей существует везде без исключения, и поэтому она безусловна, абсолютна.

Другой важный принцип, который Мао сформулировал и часто использовал, это выделение главного противоречия и главной стороны противоречия. Согласно этому принципу, в процессе развития сложного объекта существует множество противоречий, но только одно из них является главным и его существование и развитие определяет существование и развитие других противоположностей. Отсюда следует, что в любом процессе, если в нём существует много противоречий, всегда имеется одно главное, которое играет ведущую, решающую роль, тогда как остальные занимают второстепенное и подчинённое положение. Следовательно, при изучении любого процесса, если это сложный процесс, содержащий более двух противоречий, необходимо стремиться отыскать главное противоречие. Определив это главное противоречие, легко решать все проблемы.

Аналогично, в любом противоречии развитие его различных сторон происходит неравномерно. Иногда кажется, что они находятся в равновесии, но равновесие только временно и относительно, тогда как неравномерность абсолютна. Из двух противоречивых сторон одна должна быть главной и другая второстепенной. Главная сторона играет ведущую роль в противоречии. Природа вещи определяется главной стороной противоречия, той стороной, которая доминирует.

Мао придавал первоочередное значение пониманию главного противоречия. Поэтому в своём анализе китайского общества он всегда рассматривал главное противоречие. Это было шагом вперёд в развитии марксизма-ленинизма, который ранее особенно не углублялся в изучение главного противоречия в стране или революции. Мао подчёркивал, что пока мы не рассмотрим два аспекта - главное и второстепенные противоречия в данном процессе и главную и второстепенные стороны противоречия,- мы будем путаться в абстракциях, не сможем понять противоречие конкретно и следовательно не сможем найти правильный метод его решения. Понимание главного противоречия и главной стороны противоречия важно потому, что они указывают на неравномерность сил, которые находятся в противоречии между собой. Ничто в мире не развивается абсолютно равномерно и поэтому необходимо следить за изменениями главного и второстепенных противоречий и главной и второстепенных сторон противоречия. Только изучив различные стадии неравномерности в противоречиях и процесс изменения противоречий, революционная партия может определиться со стратегией и тактикой как в политических, так и в военных делах.

Наконец, Мао разъяснил вопрос об антагонизме противоположностей. По его мнению, антагонизм - это одна из форм борьбы противоположностей, а не всеобщая её форма. Одни противоречия носят характер открытого антагонизма, другие - нет. В соответствии с конкретным развитием явлений некоторые первоначально неантагонистические противоречия развиваются в антагонистические, некоторые же первоначально антагонистические развиваются в неантагонистические. Формы борьбы бывают различными в зависимости от природы противоречий. Неантагонистические противоречия могут быть разрешены мирными и дружелюбными методами. Антагонистические противоречия требуют насильственных методов.

Мао возвращался к вопросу об антагонистических и неантагонистических противоречиях в период социалистического строительства и в ходе культурной революции. Он подчёркивал, что несмотря на победу революции было бы ошибочным считать, что в китайском обществе больше нет противоречий. Он показал, что две разновидности противоречий ещё существуют - противоречия с врагом и противоречия внутри народа. Противоречия с врагом являются антагонистическими и их нужно решать путём его подавления. С другой стороны, противоречия внутри народа, которые не являются антагонистическими, нужно решать таким образом, чтобы они не стали антагонистическими. Мао всегда подчёркивал необходимость правильного разрешения противоречий. Он указывал, что если противоречия не были поняты и разрешены правильно, всегда будет существовать опасность реставрации капитализма.

противоречия внутри народа, маоизм, диалектика, Мао Цзэдун, философия

Previous post Next post
Up