Конспективные заметки о «Происхождении сингало-тамильского конфликта» Н. Санмугатхасана

Jan 18, 2015 16:58


В разрезе того, что есть тенденция изображать русскоязычное население ЮВУ/Новороссии как некое «наследие российского империализма», мне показалось весьма примечательным то, что я сейчас читаю у Нагалингама Санмугатхасана (основателя Цейлонской компартии, а затем маоиста) про тамилов.


«Одна из главных причин, почему тамилы заняли лучшее место на государственной службе и в профессиональной области при правлении британцев, чем сингалы, это было их первоначальное преимущество, которое они имели в отношении изучения английского языка…»

В начале ⅩⅨ века на Цейлоне был бум образования, и тамилы ломанулись в него в первую очередь - как ни парадоксально, потому что были беднее и не могли благополучно кормиться на своих землях, в отличие от сингалов-селян.

Но к 1930-м годам сингалы тоже стали претендовать на должности в госаппарате, а всё бо́льшие уступки колониальных властей вызывали споры из-за их раздела. Тамилы хотели «коммунального представительства», по сути - чего-то вроде пресловутой федерализации [Украины], но британцы оставили острову в наследство «территориальное представительство», которое обеспечило мажоритарную власть сингальскому большинству.

«Коммунальный нарыв, который долго созревал, прорвался в 1955 г.- в форме языкового противоречия. До этого все политические партии признавали, что и сингальский и тамильский языки заменят английский язык в качестве официальных языков. ‹…› Внезапно среди сингалов поднялось настроение, что единственным государственным языком должен быть сингальский».

Далее автор замечает, что это не совсем обычная ситуация; как правило, защитой своего языка озабочено меньшинство, а тут…

«Причин, которые заставляют сингалов вести себя как меньшинство на той земле, где они фактически составляют большинство, много.

Первая - это память о древних тамильских вторжениях из Южной Индии. Сингалам никогда не позволяли забыть этого. Какой школьник не читал об эпическом сражении между Дуттугемуну и Эларой? Каждый раз, когда кто-либо приходит осмотреть руины Анурадхапуры или Поллонарувы, ему напоминают, что вся эта древняя слава сингальской цивилизации была разрушена рядом тамильских вторжений из Южной Индии.

Во-вторых, британские империалисты привлекли почти миллион рабочих-тамилов из Южной Индии в [ⅩⅨ] веке для работы на их плантациях и бросили их посреди кандийской территории».

В-третьих, автор напоминает о сильных позициях тамилов в госаппарате и обострении конкуренции за эти места.

«В-четвёртых, тамильский - это язык, на котором говорят более 53 миллионов человек в Тамил-Наду за Полкским проливом. Сингалы, таким образом, чувствуют, что число тамилоязычных в регионе (считая Тамилнаду со Шри-Ланкой) превосходит сингалоязычных примерно в отношении 5:1. Отсюда вытекает страх перед культурным поглощением сингалов тамилами». Так что про ланкийских тамилов тоже можно сказать глупость «не нация, а диаспора».

Компромиссное решение было подобно идее региональных языков в Украине:


«…Договор Бандаранаике - Челванайягама предоставил определённые гарантии для тамильского языка в северо-восточной части Шри-Ланки при условии принятия сингальского как официального языка всего острова Цейлон». И, как и в Украине, этот компромисс не обеспечил мира: «Расправа над тамильской общиной в 1958 г.- случай, вспоминая который, каждый вменяемый шриланкиец должен склонять голову от стыда. Это навсегда останется пятном в истории нашей страны. В одночасье люди превратились в скотов, опустившихся до того, что они могли обливать бензином и поджигать людей, с которыми у них не было никакой ссоры, кроме того, что они говорили на разных языках». Помните эту печально знаменитую сцену из Одессы?

…Далее автор переходит к размышлениям над политикой Соломона Бандаранаике, ставшего тогда главой государства:

«…Нужно признать, что он был гораздо левее пандита Неру, тогдашнего премьер-министра Индии, который был даже заложником индийских правых. Это отчасти объясняется тем фактом, что Бандаранаике пришёл к власти во главе прогрессивных сил, одолев правое крыло и реакционные силы.., тогда как Неру, с самого начала, объединил за своей широкой спиной и правых и левых. На самом деле, Неру был столь обеспокоен прогрессивным поворотом режима Бандаранаике во внешней политике, что послал на Шри-Ланку своего советника, Кришну Менона, чтобы предостеречь Бандаранаике и призвать его к большей умеренности».

В Коломбо открылось посольство Советского Союза, а вскоре затем и Китая; страну посетил Чжоу Эньлай. Автор рассказывает о положительной роли Бандаранаике в признании их, коммунистического, профсоюза при забастовке в чайной корпорации «Брукбонд лимитед».

Однако, «когда он умер, цепи неоколониализма сковывали Шри-Ланку ещё более крепко, чем тогда, когда он пришёл к власти. Эксплуатация, которой подвергались народные массы, оставалась суровой. Ни одна экономическая проблема не была решена. Понятие среднего пути - это в действительности попытка приукрасить сохранение статус-кво и оправдать отсрочку радикальных перемен».

история, национальное освобождение, язык, Новороссия, тамилы, Шри-Ланка, Украина, перевод

Previous post Next post
Up