Черняховский в своём апологетическом
некрологе пишет:
«Самыми великими людьми в истории Борис Стругацкий называл Ленина, Рузвельта и Мао Цзэдуна: людей, создавших новые миры.
В апреле этого года, за полгода до смерти он был уверен: к описанному им миру свободного труда люди придут. Он мог в своих действиях быть правым или ошибаться, как подчас ошибались его герои, действуя в „Проклятых мирах“. Но он взял на себя ответственность за приближение того, что он называл „Полдень. ⅩⅩⅡ век“».
Замечательно! Только неправда. Вот из
апрельского интервью:
«…МП - это „всего лишь“ мир в котором нам, авторам, хотелось жить и работать. Вы совершенно правы: мир этот кажется недостижимым, потому что населять его должен Человек Воспитанный, для которого высшим наслаждением и смыслом существования является успешный творческий труд. Откуда такой Человек возьмется, каким образом получится превратить в него нынешнего человека - Человека Умелого (смысл жизни которого - увеличение разнообразия, количества и качества потребления), я не знаю. ‹…› Мало того, что даже самые общие принципы такой системы еще несформулированы, - совершенно не видно социальных сил, которые были бы заинтересованы в появлении Человека Воспитанного. Ни партий таких не видно, ни классов, ни даже религиозных учений (а они ведь так разнообразны!). Человек Умелый устраивает абсолютно всех. И хотя островки МП встречаются в нашей жизни не так уж редко (как правило, это коллективы, объединенные общей творческой задачей), шансов, что какая-то (неведомая) социальная сила создаст из них единый континент, не видно сегодня и не предвидится в будущем».
Да и не назвал бы я коммунизмом вот эту кастовую схему, во всяком случае много веков минуло с тех пор, когда это можно было бы принимать за коммунизм:
«Я - сторонник создания Высокой системы воспитания, важнейшим элементом которой является обнаружение профессионалами (Учителями) главного таланта ребенка и создание условий для развития этого таланта».
Пессимист, певец упадка, продукт разложения советского строя. Нехорошее время, когда человека приходится хвалить за то, что он не «хоругвеносец» и не совсем сволочь. За то, что мечтает о коммунизме, хотя совсем не мечтают о нём только уж полные фанатики собственнического, расового, религиозного или какого ещё неравенства, а вот видеть… Но от писателя и ожидается, что он будет что-то видеть. А не
бравировать своей слепотой:
«Я, к сожалению, пессимист. И ни во что хорошее, что касалось бы больших масс людей, не верю. Когда народу очень много, он, как правило, плох. Отдельные люди блистательны, звёзды! А толпа, а миллионы - всегда какой-то тормоз, всегда какое-то желание остаться в прошлом. Я хочу, чтобы это было пробуждение. Но никаких серьёзных для этого оснований нет».
Я не ругаю Стругацкого, такое уныние невыносимо ненавидеть, да и момент не тот. Но для нас, продолжающих жить и бороться, важно отметить: такая толпа, какую он описывает, не просто объективный факт общественной жизни,- это ещё и результат, плод идеологической работы. Она воспроизводится через теорию «блистательности отдельных людей». Если человек обращается с обществом как с «каким-то тормозом», то таким тормозом для общества становится он сам.
P. S. Наверное, все поняли, но на всякий случай оговорю: я не имел в виду, что покойный был не
порядочным человеком.