Сегодня, в день 40-летия мученической гибели родоначальника индийского маоизма Чару Мазумдара, я хочу отметить это событие переводом его статьи, изданной в июне 1968 г.
Поначалу текст показался мне скучным, однако к концу работы над ним я пришёл к выводу, что он-таки содержит ценные указания по надлежащему отношению к советской буржуазной реставрации и по партийному строительству (актуальные в свете непрекращающихся уже много лет попыток наиболее наивной, но значительной части российской левой сконструировать партию из обломков старой ревизионистской партии).
Оригинал статьи на английском языке можно прочитать
здесь.
Кстати, внезапно я выяснил, что у Мазумдара есть сын - Абхиджит Мазумдар,- состоящий в
Компартии Индии (марксистско-ленинской) «Освобождение». Если кто не знает, это один из осколков созданной Чару Мазумдаром партии, возможно, крупнейший, но сравнительно умеренный, тогда как на слуху обычно другая её наследница - Компартия Индии (маоистская).
Победа народно-демократической революции в этой стране с населением 500 миллионов человек приведёт к неизбежному краху мирового империализма и ревизионизма.
Народно-демократическую революцию в этой стране можно успешно совершить только противостоя всем империалистическим державам мира. В особенности нам придётся считаться с империализмом США, лидером мирового империализма. Империализм США не только перенял все агрессивные особенности предвоенных Германии, Италии и Японии, но и значительно развил их. Он распространил свои агрессивные операции на весь мир и опутал Индию своими неоколониальными путами. Вьетнамский народ находится в фокусе борьбы против этого агрессивного империализма, бушующего в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Победоносная индийская революция разрушит этого империалистического монстра.
Народно-демократическая революция в этой стране должна быть успешно совершена и через активное противостояние Советскому Союзу - стране великой Октябрьской социалистической революции,- ибо нынешние вожди советского государства, партии и армии приняли ревизионистскую линию и установили в своей стране буржуазную диктатуру. В сговоре с империалистами США они распространили свою эксплуатацию за рубеж и установили господство над рядом стран Азии, Африки и Латинской Америки. В Индии советские вожди, бравируя именем великого Ленина, стали главным подельником империализма США. Через собственноручно вскормлённых марионеток (клика Данге и неоревизионистская клика (то есть КПИ и КПИ(м) - прим. переводчика)) советские вожди превращают Индию в область своей безудержной эксплуатации и обманывают борющиеся массы, этим показывая себя подручными империализма США и друзьями индийских реакционеров. Победа индийской революции не только похоронит советский ревизионизм и его местных лакеев на индийской земле, но и обеспечит его смерть во всём мире.
Народно-демократическую революцию в нашей стране можно успешно совершить только на основе идей председателя Мао. Степень усвоения и применения идей председателя определит, революционер ты или нет. Кроме того, степень революционного подъёма будет зависеть от того, как широко мы можем распространить идеи председателя среди крестьян и рабочих, ибо они не просто есть марксизм-ленинизм нынешней эпохи; председатель развил марксизм-ленинизм на совершенно новую стадию - именно поэтому нынешняя эпоха стала эпохой идей председателя.
Народно-демократическая революция в Индии должна быть направлена против бюрократической и компрадорской буржуазии в нашей стране и против феодальной эксплуатации в обширных сельских районах. Поскольку четыреста из пятисот миллионов населения у нас живёт в сельских районах и потому что даже поныне феодальная эксплуатация остаётся главной формой эксплуатации, которой они подвергаются, противоречие между крестьянами и землевладельцами в сельской местности даже сегодня остаётся главным противоречием. Это противоречие может быть разрешено только учреждением на селе освобождённых зон вооружёнными силами крестьян под руководством рабочего класса. Это - величайшая и важнейшая задача, которая стоит перед нами сегодня, поскольку Индия в настоящее время проходит период революционного подъёма, и этот путь, указанный председателем, всё более принимается растущим числом крестьян и революционных масс.
Наша революция должна быть направлена против правительства Конгресса, представляющего бюрократическую и компрадорскую буржуазию, которое, напуганное послевоенным массовым подъёмом, при поддержке землевладельцев достигло соглашения с империалистами. Лидеры так называемой «Коммунистической партии Индии» активно сотрудничали с этими реакционными силами под предлогом компромиссов или через явное предательство. Они опозорили красное знамя, окрашенное в крови героев Кайюра, борцов Пуннапры и Ваюллура (Кайюр и Пуннапра - посёлки в штате Керала; Ваюллур, вероятно, тоже - прим. переводчика), бесстрашных героев Теланганы и сотен мучеников Бенгалии и других частей страны. Сегодня все политические партии Индии превратились в активных сообщников империализма США, советского ревизионизма и индийских реакционеров, и стали врагами революции. Именно поэтому новодемократическая революция в Индии может одержать победу только под руководством рабочего класса и следуя идеям председателя.
Чтобы организовать эту новодемократическую революцию и привести её к победе, нам нужна партия рабочего класса, коммунистическая партия, политической идеологией которой будет марксизм-ленинизм и его наивысшее развитие - идеи Мао Цзэдуна. Но как можно построить такую партию? Могли бы мы собрать всех так называемых марксистов, которые говорят об идеях председателя Мао Цзэдуна и бунтуют против руководства своей партии, и объявить, что маоистская партия сформирована? Конечно, нет. Просто поднять знамя бунта недостаточно, чтобы построить маоистскую партию. Эти бунтующие товарищи должны на практике применить идеи председателя и, таким образом, воспитать рабоче-крестьянские кадры. Только тогда мы сможем утверждать, что достигли успеха в строительстве настоящей маоистской партии.
Старые политические кадры без сомнения будут в такой партии. Но в основном такая партия будет сформирована молодёжью рабочего класса, крестьянства и трудящегося среднего класса, не просто принимающей идеи председателя на словах, но также и применяющей их в своей жизни, распространяющей их среди широких масс и создающей основания для вооружённой борьбы в сельской местности. Такая партия будет не просто революционной партией, но в то же время и вооружёнными силами народа и государственной властью народа. Каждый член такой партии должен участвовать в борьбе в военной, политической, экономической и культурной сферах. Мы должны немедленно взяться за строительство такой партии. Возможно, нельзя прямо сейчас построить такую партию во всеиндийским масштабе, но это не должно нас останавливать. Мы должны начать свою работу повсюду, где мы можем построить такую партию, независимо от того, насколько мала может быть область. Мы должны откинуть страх оказаться в меньшинстве и продвигаться с непоколебимой верой в идеи председателя. Наша задача никоим образом не легка, а чрезвычайно трудна. Наша борьба породит новый энтузиазм в умах всех борющихся народов мира. Только так мы можем успешно помочь героическим борцам Вьетнама. Только такая революционная партия может успешно вести вооружённую борьбу и построить широчайший единый фронт - эти два оружия, с помощью которых может победить революция.
Те, кто думает, что наша главная задача состоит в том, чтобы привлечь значительное большинство членов так называемых марксистских партии и что так может быть построена революционная партия, сознательно или бессознательно думают о формировании лишь ещё одной партии для избирательной борьбы. Они забывают, что члены этих так называемых марксистских партий, безотносительно революционных качеств, которыми они могут ещё обладать, приучены к практике махрового ревизионизма и в результате этого утратили многие из своих революционных качеств. Они должны подвергнуться процессу новой практики, чтобы снова стать революционерами. Поэтому революционная партия не может быть построена с опорой на членов старой партии. Новая партия должна быть построена новой революционной молодёжью рабочего класса, крестьянства и среднего класса через её образование в духе идей председателя и посредством революционной практики.
Основное условие для того, чтобы построить революционную партию, состоит в том, чтобы организовать вооружённую борьбу в сельской местности. Пока мы не занялись этим делом, все разговоры о революции составляют только её принятие на словах. Но наша партия будет строиться теми, кто есть революционеры на деле. Иначе партия сведётся к дискуссионному клубу, как Бурдванский пленум (Бурдван - город в штате Западная Бенгалия - прим. переводчика).
Что произошло в Бурдване? Советская правящая клика стала врагом номер один национально-освободительных движений разных стран и открыто работает на поражение национальных революций; и всё же в Бурдване люди втянулись в горячее обсуждение степени реставрации капитализма в Советском Союзе. Втянуться в споры о реставрации капитализма в стране, где пролетарская диктатура уже отменена и установлена буржуазная диктатура, это значит смутить людей и притупить остриё борьбы против главного врага. Так что произошедшее в Бурдване радовало сердца ревизионистов всего мира и отмечало успех ревизионистского заговора. Никто из участников Бурдванского пленума не порвал с этими ревизионистскими предателями.
Так что если мы попробуем полагаться на революционную силу внутри партии, нам никогда не построить революционную партию. Мы должны сделать центром внимания сотни тысяч молодых людей вне партии. Только тогда мы сможем построить по-настоящему революционную партию и заложить революционные основания для вооружённой борьбы.
Товарищи! Великая ответственность ложится на нас. Все реакционеры мира превратили нашу страну в свою базу и используют её как центр подрыва освободительной борьбы Юго-Восточной Азии. Они пытаются использовать Индию в качестве своей базы поставки пушечного мяса для своей агрессии против великого китайского народа. Именно об этом недавно сговорились в Нью-Дели предатели Косыгин, Тито и Честер Боулз (в ту пору - посол США в Индии - прим. переводчика) с Индирой Ганди. Так что революция в нашей стране - великая международная ответственность. Поэтому малая искра Наксалбари приносит радость и энтузиазм борющимся народам всей Юго-Восточной Азии, вождям великой китайской партии - вождям мировой революции и революционным народам всего мира.
Самая священная международная ответственность лежит на наших плечах, и мы категорически обязаны вынести её. Без сомнения это потребует от нас тяжёлых жертв, но какой революционер когда-либо боялся приносить жертвы?
Председатель Мао учит: Мы должны сметь бороться и сметь побеждать. Он по-прежнему с нами. Победа должна быть нашей!
Да здравствует председатель Мао Цзэдун!
Да здравствует новодемократическая революция Индии!