В последние недели я предпринял некий ликбез по сравнительно крупным религиозным учениям, чтобы немного упорядочить свои представления о том, чем они характерны, каким я симпатизирую больше, каким меньше,- будучи воинствующим атеистом (надеюсь, среди моих читателей немного таких, кто понимает этот термин не в исконном, а в приданном вульгаризаторами-журналистами смысле), я нуждаюсь в таких познаниях больше, чем какой-нибудь богоискатель, как это ни покажется кому-то парадоксальным.
И, конечно, мне захотелось кинематографических иллюстраций, в первую очередь - анимешных.
Как-то не припоминаю, чтобы в аниме появлялись реальные, не вымышленные религии, за исключением трёх. Местечковый синтоизм меня интересует не очень сильно, а присутствует очень много где. Христианство представлено богато и даже разными конфессиями. Достаточно вспомнить «Хеллсинг» или великолепно-антиклерикальный
«Типа, волшебный индекс». Но конкретно посвящённого христианству аниме почти что и нет (попавшееся упоминается далее). Зато, что не удивительно, есть аниме конкретно буддистское. Я не имею в виду какой-нибудь «Не приставай ко мне», имеющий к буддизму отношение не большее, чем «Хаккэндэн» - к конфуцианству, хотя и выходивший на Западе под названием «О, мой будда!».
Здесь я отложу произведения по мотивам обожаемого мной «Путешествия на Запад», хотя они и имеют к теме весьма тесное отношение, и сосредоточусь на трёх тайтлах, в центре которых стоит сам Будда, пусть один из фильмов и индийский, а в другом Будда весьма сомнителен.
«Легенда о Будде» (The Legend of Buddha). Этот довольно аляповато нарисованный индийский - но, увы, с исходно английской озвучкой! - мультик не следует понимать как полноценное введение в учение Будды. Это жизнеописание Сиддхартхи Гаутамы, начиная с того момента, как над его будущей матушкой начало разворачивать тентакли сошедшее с небес
нечто, оказавшееся в итоге белым слоном. Вскоре после чудесного зачатия во дворец явился пророк Асита, затянувший странные и тревожащие речи, но князь его быстро забанил.
Далее следует скучное повествование об унылом чуть менее чем совсем юном вундеркинде, поразившим учителя какими-то банальностями, и его дружках-бестолочах, разбавляемое забавными моментами. Так, подросшему Сиддхартхе предложили выбрать себе невесту из согнанной на кастинг толпы. Тот без труда вычленил миленькую кузину, живо напоминающую диснеевских принцесс,- но внезапно оказалось, что «выбирай» означает необходимость состязаться за её руку с тупыми качками в воинских упражнениях, и если бы не врождённые кондиции… Впрочем, я на самом деле не ругаюсь - легенда (кстати, записанная спустя едва ли не полтысячи лет) изложена добросовестно; как биографический ликбез пойдёт, несмотря на вышеупомянутую неизысканность рисовки и пошловатые песенки.
С идейной составляющей хуже. Что мы узнаём? Главным образом, что жизнь есть страдание - для некоторых людей и животных. Что она есть вообще страдание для всех, никак не указано, иначе как сентенцией типа
«Мы все умрём!»,- создатели фильма посчитали это нетактичным для консьюмеристского мира? Также не объясняется, почему освобождения от страдания не несёт смерть - как, кстати, полагал Ангулимала, разбойник, которого Будда троллит в конце фильма. Зато подчёркивается, что мучить и убивать зверушек нехорошо. Это правильно, но выглядит как пацифистское опрощение. Любопытно, что сказал бы по этому поводу Наньцюань, чаньский наставник, разрубивший лопатой ставшего предметом собственнического дискурса кота (надеюсь, небо послало ему более 9000 перерождений мышью - ясно же, что бить лопатой надо было жадных учеников)?
Ещё любопытный момент,- когда красавица Суджата почтительно обратилась к заморившему себя долгой героической аскезой до полусмерти Сиддхартхе с вразумляющей речью и того внезапно осенило, что молочка можно и попить. Если бы он провёл эту разумную линию до логической полноты, глядишь и не пришлось бы Яшодхаре вдовствовать при живом муже, но увы ей. Даже алиментов она не дождалась, ибо Будда проповедовал бесплатно, так что осталась она на милость свёкра, благо успела родить наследника (старый князь ещё не знал, что с продолжением рода всё-таки обломается).
И очень правильно Будда ответил толстому троллю Маре, который вздумал сокрушаться, что мудрецу пора в нирвану, примерно так: «Не могу. Это очень важно. В Интернете мире кто-то неправ» - и пошёл проповедовать. И то: прозрениями и вообще плодами трудов следует делиться с обществом. К сожалению, фильм скомкан уже с момента ухода Сиддхартхи из дворца, а после просветления очень быстро подходит к концу,- мы слышим лишь немного больше, чем скороговорку о восьмеричном пути.
«Возрождение Будды» (Buddha Saitan: The Rebirth of Buddha / 仏陀再誕 The REBIRTH of BUDDHA) внушало надежды - как-никак снято по заказу буддистской секты, которая-то уж должна разбираться в дхарме. Хотя уже название настораживало - с чего бы Будде, освободившемуся от уз сансары, перерождаться (хотя в названии использовано другое слово)?
Разочарование явной и халтурной профанацией побудило разузнать побольше о заказчике, по книгам главы которого в этом году выходит уже шестой такой фильм. Секта под жутко пошлым названием
«Наука счастья» оказалась не такой уж и буддистской. Это самодельный культ, состряпанный неким Рюхо Окавой в 1980-х путём, как это обычно и бывает, безвозмездного заимствования наиболее понравившихся клочков из классических религий и эзотерических сочинений, присвоения Будды, Иисуса, Зевса, Конфуция и даже Авраама Линкольна и Иммануила Канта. Причём культ скорее монотеистический, нежели дхармический,- во всяком случае, во главу угла водружён Бог со странным именем Эль-Кантаре, одним из воплощений которого объявлены кабаллистические Элохим. Но довольно этой мути! Забавнее уж Мулдашева почитать.
Фабула фильма такова: два унылых мужика в европейских костюмах, Арай и Сорано, устраивают свару из-за того, кто из них истинный возрождённый Будда, а кто просто одержимый злым духом шарлатан. Поневоле с сочувствием вспоминается чаньский наставник Линьцзи Исюань со знаменитым «Встретите Будду - убейте Будду». Не удивительно, что истинным оказывается самый унылый, который не проповедовал социал-дарвинизм, не стремился к власти и не применял спецэффекты, а только изгонял демонов, посылал всем прочим лучи добра, и призывал быть реалистами и не требовать невозможного. Рюхо Окава подразумевает себя так откровенно, что даже неловко (а если кто-то сомневается и придаёт какое-то значение тому факту, что преподобный Рюхо естественный брюнет, а его персонаж шатен, а в моменты экзорцистского ража и вовсе блондин, то
вот вам цитата с официального сайта организации: «Мастер Рюхо Окава - живой Будда и Спаситель» - и его фоточка с подписью «Будда в ⅩⅩⅠ веке»; но мало того - он же объявил себя перерождением древнегреческого Гермеса, атланта Тота и даже какого-то Ла Му с совсем уж
несуразно-мифического континента Му).
Да, центральные персонажи здесь не повздорившие сверхъестественные сущности, а девочка-медиум с мальчиком-аколитом, но они ещё более скучны и вовсе не запоминаются. Для пущего гламура подключена актриса Мари, обязанная карьерой неправильному Будде. Что любопытно, добившись славы, денег и высокого положения в обществе, она ничем не пожертвовала, когда прозрела и переметнулась к правильному.
«Будда Тэдзуки Осаму: Красная пустыня! Прекрасно» (Tezuka Osamu no Buddha: Akai Sabaku yo! Utsukushiku / 手塚治虫のブッダ 赤い砂漠よ!美しく) с первого взгляда выглядит нескромно названным,- но это если не знать, что оный Тэдзука скончался ещё в 1989 г. Знаменитый мангака, по произведениям которого снято (и ещё снимается) огромное количество аниме (из которого я, как ни странно, видел только
«Лесную легенду»; да ещё в очереди на просмотр - «Зелёная кошка»), в том числе высказывание и на тему другой мировой религии - 26-серийные «Библейские истории».
(Претензии к названию этим не исчерпываются. Слово «Будда» в нём вводит в заблуждение - на самом деле, повествование обрывается сразу после дауншифтинга и задолго до просветления Сиддхартхи, а при чём тут «красная пустыня» и что «прекрасно», я вообще не понял.)
Однако «Будду» я похвалить не могу. Аниматоры и сэйю отработали нормально, графически этот фильм, конечно, намного совершеннее, чем индийская «Легенда Будды»; но вот с сюжетом кто-то напортачил - возможно, это не Тэдзука, а режиссёр, не знаю (с работами Мориситы Кодзо я тоже как-то не сталкивался). Для начала, неудачной можно назвать разбивку истории на три полнометражных фильма, из которых вышел пока только один, смотрящийся обрывком, да ещё и сам распадающийся на две почти независимые линии - Сиддхартхи Гаутамы и Чапры,- пересекающиеся толком едва не единожды, когда Чапра в битве пытается сразить лучащегося унынием на всё поле Сиддхартху.
Что ещё огорчительнее,- множество ляпов и натяжек. Перечисляю те, что вспомнил навскидку:
Кролик, нашедший аскета Аситу в горах, чтобы накормить его своим телом, изжаривается на костре практически мгновенно, так что сидящий рядом мудрец не успевает затушить пламя. И вообще это свинство - вот так вот обязывать человека.
Асита отправляет своего ученика Нарадатту к носителю великой силы, подразумевая, очевидно, будущего Будду (которого он, кстати, вскоре посещает самолично). Но Нарадатта зачем-то сводит знакомство с неудачником Чапрой и бродит в пределах его сюжетной линии.
Почему хозяин Чапры доверил мальчишке пронести через толпу товар, стоящий нескольких рабов? Он идиот?
Чапра, впрочем, тоже идиот. Его план выслужившись у генерала выкупить мать из рабства очень странен - ведь буквально перед этим он, с помощью Татты, уже выкрал её. С другой стороны, за многие последующие годы он как будто даже не задаётся вопросом, где она и что с ней, пока она слоняется в окрестностях - как будто вовсе не в рабстве.
Потом он (спойлер!) дважды без необходимости признаёт свою мать-шудру - в присутствии генеральских головорезов (которые почему-то запросто сдают любимчика генерала) и затем в суде (при том, что она уже своими показаниями, считай, всё уладила), что стоит жизни не только ему (ну и невеста, министрова дочка Марикка не при делах осталась), но и ей. Кстати, за что казнят её,- вообще непонятно, но это спишем на особенности древнеиндийского (непальского?) правосудия.
Когда и с какой стати малолетний гопник Татта успел так сдружиться с Чапрой, что ради его в высшей мере сомнительного карьерного предприятия отказался от мести за мать и сестру,- и даже сам подвёз их недоеденного крокодилами убийцу к медикусам?
За семнадцать лет два персонажа «забывают» хотя бы чуть-чуть перемениться - мать Чапры постареть, а Татта вырасти,- а ведь ему предстоит, согласно манге, (спойлер!) жениться на Мигайле, вполне уже взрослой девице.
Яд на стрелах, одной капли которого «хватает, чтобы завалить слона»,- это фантастика, при том, что больше сказочных допущений в фильме, кроме власти Татты над животными, и нет.
Понятно, почему Асита так недоволен тем, что, спасая Чапру (причём, как оказывается, зазря), Нарадатта губит нескольких (это нам показывают нескольких, а Асита говорит о «сотнях»!) животных, проклинает его (единственное, по-моему, разумное деяние в этом фильме). Непонятно, что Нарадатту к такому варварству побудило, чем ему Чапра, с которым он лишь эпизодически знаком, так дорог.
Получивший полномерный клинок в бок солдат успевает всползти по лестнице, растрезвонить насчёт происхождения Чапры и собрать громадную толпу, пока тот с матерью обменивается впечатлениями и поднимается по той же лестнице.
Кстати, то, что Чапра наполовину втыкает меч в каменную плиту, метнув его,- тоже довольно неправдоподобно.
Апофеоз абсурда: солдаты спихивают Чапру и его мать в пропасть, Татта спешит изо всех сил, чтобы с другой стороны подать им мудрый совет: «Спасайтесь! Только не прыгайте!» Вот спасибо тебе, Капитан Очевидность, а то бы они ни за что не догадались. …Кстати, непонятно, за что после этого мальчишку осыпают градом стрел.
По легенде, Будда бросает жену с сыном,- но вполне обеспеченную (да у неё ещё потом и в аристократичных претендентах на руку недостатка не оказалось),- а, согласно Тэдзуке, предстаёт вообще подонком,- потому что, уйдя из дворца, даже не пытается найти ослеплённую из-за него Мигайлу и позаботиться о ней.
Кроме того, уход Сиддхартхи у Тэдзуки не выглядит таким уж отречением. Хотя ему и приходится оставить красавицу Яшодхару с новорождённым Рахулом, стремление убраться подальше от самодура-папаши и его бесчеловечного фаворита вполне понятно. Но это снижает градус драматичности его выбора.
В общем, возможно, следующие фильмы выйдут лучше (если выйдут), а пока история вышла красивая, жестокая, эпичная,- но нескладная и малосмысленная.
Сейчас жду фильмов с буддистскими мотивами, анонсированных китайской студией
«Васун энимейшен» -
«Кшитигарбху» и
«Убийц бога». Да, есть ещё манга «Святой брат» (聖☆おにいさん), сводящая вместе Будду и Иисуса, по которой когда-нибудь, возможно, будет снято аниме.