Противопоставление, на самом деле, ложное - примерно по той же причине, по которой Сократ будто бы не надеялся встретиться со своею смертью. Всячески рекомендую левым к прочтению лекцию министра экономики в 1992-1993 гг. Андрея Нечаева
«Предотвращенная катастрофа». Он, конечно, много врёт там и врёт очаровательнейшим образом - не задумываясь, концептуально, идеологически - просто потому, что понимает человеческое общество и то, к чему ему есть смысл стремиться, сильно отлично от нас. С этой точки зрения имеет смысл также почитать комменты - они всей темы, на текущий момент, не раскрывают, но являют любопытное и познавательное столкновение мнений.
Но первейшая ценность самой лекции - в покушении на традиционно отравляющий наше, коммунистическое движение миф - что либеральные реформаторы налетели саранчой в 1991 г. на благополучный, едва ли не процветающий Советский Союз, а прежде всё шло отлично и надо-то было лишь «гайки подкрутить». Ну, дорогие товарищи, я искренний поборник вскакивания по звонку, дисциплины и упражнений, но когда вы имеете дело с находящимся в забытьи и при смерти лежачим больным, такие подходы не смешны, а очень даже грустны. Напомню, что в более чем аховом состоянии к тому моменту находились идеология, культура, национальный вопрос, ну, а про экономику Нечаев как раз и рассказывает:
«Когда правительство Ельцина-Гайдара пришло к власти, разваливать, к большому сожалению, было уже нечего. ‹…› Какое-то время, 2-3 года, потребительский рынок пытались балансировать за счет многомиллиардных иностранных кредитов, это были политически мотивированные кредиты, которые давали под реформы М. С. Горбачёва. В итоге внешний долг страны за короткий промежуток времени превысил 120 млрд долларов, хотя ещё в начале 80-х годов Советский Союз практически не имел внешних долгов. ‹…› Трагифарс ситуации состоял в том, что частичное снабжение великой советской армии, победившей во Второй мировой войне, осуществлялось за счёт гуманитарных поставок Бундесвера. Это была трагедия, похожая на фарс. Когда зарубежные и наши СМИ предрекали, что Россия не переживёт зиму 1992 года, что нам действительно грозят голод, хаос, распад производства и, возможно, голодные бунты, в этом не было журналистского преувеличения, это была абсолютная правда. ‹…› Остановка материальных потоков стала реальностью ещё до прихода правительства Гайдара. При этом было катастрофическое положение с финансами. ‹…› …Вот что пишет товарищ Полозков, первый секретарь ЦК Компартии РСФСР, своему товарищу по партии и одновременно президенту СССР М. С. Горбачёву… 21 марта 1991 года: „В 27 регионах положение страны катастрофическое. Через неделю там могут быть остановлены мельницы, и прекратится выпечка хлеба“. Трудно заподозрить этого человека в желании клеветать на советскую власть».