Nov 30, 2010 21:26
«Воины света» (Daybreakers) мне понравились даже больше, чем ожидалось, не в пример безыдейным «Сумеркам», первую часть коих меня как-то угораздило посмотреть. Может быть, потому, что теперь речь идёт не про вампиров, а явно про хорошо знакомый нам общественно-экономический класс. Обывателю, может, и невдомёк (хотя, по-моему, он тоже должен что-то подозревать), но этот фильм сразу живо припоминает Марксову аллегорию (тем более, что её активно использовал переводимый мной зимой-весной философ права Боуринг):
«Капитал - это мёртвый труд, который, как вампир, оживает лишь тогда, когда всасывает живой труд и живёт тем полнее, чем больше живого труда он поглощает» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 224).
В общем, Спириги, даже если они не помнят эту фразу, замечательно отразили именно этот образ. Это подчёркивается едва ли не всеми эпизодами с такой откровенностью, что даже удивительно, как такое глубокое левачество проложило себе путь на экраны. Неудивительно, впрочем, что лента была прохладно встречен российскими прокатчиками.
Есть ли у фильма другие достоинства? Да нет, пожалуй. А надо? Он не настолько долог, чтобы это составило хотя бы один значительный недостаток. Так что к просмотру обязателен всем: антибуржуазный пафос, человеческая драма, исторический оптимизм - всё это редкие ценности для столь популярного ныне вампирятника.
Насчёт «Повелителя стихий» в середине апреля у меня с Юреком Трэшом разгорелся такой ожесточённый (потому что вёлся попутно с моими вечно встречаемыми в штыки попытками учить его литературному русскому языку) диалог:
- Помнишь фильм «Повелители стихий»? В декабре вышла вторая часть, у меня уже есть. А в этом году обещают третью.
- …Никаких «Повелители стихий» нету. Есть «Повелитель стихии».
- Не-а. Я не про «Повелителя стихий» (The Last Airbender), а про «Повелителей стихий» (The Storm Riders).
Тем не менее, когда я недавно доложил ему, что посмотрел и «Повелителя стихий», Юрек отказывался понять, о чём я толкую. Потом его озарило: «А, это тот фильм, который должен был называться „Аватар“!»
Как бы он ни назывался, по-моему, совершенно без разницы. Ибо лабуда полнейшая. Никаких достоинств, кроме красочных пейзажей и летающих зверушек, в нём нет. И это вызывает особенную тревогу, ибо сейчас пошла мода на фильмы, представляющие собой, по существу, демонстрацию возможностей «три-дэ». Соответственно, зрители, не добирающиеся до подобающих кинотеатров (а я даже не знаю, есть ли они в Твери), оказываются всё более обделёнными, да и содержательные цели кинематографа оказываются в загоне.
Теперь поругаю именно этот фильм более предметно. Замечу, что, конечно, недостатки никоим образом не порождены технологией «три-дэ», но эта технология позволяет всплывать на вершины чартов произведениям, слабым в иных отношениях. Так, в «Повелителе стихий» мы наблюдаем злодеев пошиба детского утренника и героев вовсе без актёрской игры, возглавляемых мальчиком, всё разнообразие эмоций коего ограничивается глуповато приоткрытым ртом. То, что режиссёр не показывает, персонажи объясняют зрителю открытым текстом. Довольно неубедительным, как, например, демонстративный ужас этого ребёнка перед перспективой не иметь семьи, став Аватаром (кстати, почему аватаром, воплощением какого божества - или не говорится или я не уловил; право же, официальное название соответствует сюжету точнее). Боевые искусства скорее напоминают клоунаду пополам с акробатикой.
Слишком бережное отношение к оригиналу, длиннющему мультсериалу, не пошло фильму на пользу. Например, роль Сокки получилась настолько скомканной, что лучше было бы его вовсе выбросить, сейчас он только попусту занимает экранное время (как и затянутые мутные флешбэки). В довершение всего, фильм оказывается - внезапно! - только первой частью трилогии. Уж не настолько он интригует, чтобы годами ждать продолжения.
Наконец, в этом же месяце я посмотрел 25-серийный фильм «Вон Фэйхун» про юность, собственно, легендарного Вона Фэйхуна. Скажу о нём коротко: псевдоисторические, но развлекательные и забавные зарисовки из южнокитайской жизни середины ⅩⅨ века, шуры-муры, немного детективной муниципальной политики и чуть-чуть кунфу. Последнего на удивление мало для родоначальника стиля хунгар и такой цитадели боевых искусств как Фошань. Впрочем, сейчас последняя более славна и интересна рабочими протестами, бурно распространившимися особенно с мая этого года.
буржуазия,
история,
кунфу,
фэнтази,
кино,
Китай,
капитализм,
фантастика,
вампиры