Читая
воспоминания Иннокентия Сафьянова, я не переставал поражаться, насколько же люди прикипают сердцем к своей родине. Ведь обожаемые им тувинские степи - унылые пыльные равнины. Только и радует в них глаз, что вершины Енисея, но и от них сплошная гибель. Отец Иннокентия провалился под лёд, простудился и умер, сам он неоднократно оказывался на краю гибели благодаря этой реке. Читая про гибель в этих же краях генерала Каппеля, я ему даже посочувствовал, хоть он и беляк. Гиблые места!
Но, вот, в Эвенкии климат ещё суровей, а как пишет о ней Оёгир (перевод В. Пушкина)!
У нас зимою солнца не бывает
И в сумраке за днём проходит день,
Луна на небе ледяном не тает,
Звенит морозно призрачная тень.
Так холодно, что в небе стынут птицы
И звери леденеют на бегу.
Здесь лиственница каждая стремится
Вершиной острой пропороть пургу.
Ну и так далее. Стихотворение, между прочим, называется «Земля моя прекрасна». Сейчас, по жаре, такое почитать приятно (я, собственно, зачитывал Оёгира кусками вслух, для прохлаждения родичей), но если вдуматься - это же кошмар! Но всяк кулик своё болото хвалит.
И если на себя оборотиться, то, вот, публикую я из раза в раз пасторальные фотографии верховий Волги:
Прелесть, да? И ведь выбираю углы, под которыми и вода кажется чистой и не видно, что под ногами творится (правда я предпочитаю и сам смотреть под этими же выгодными углами):
А вот как выглядят на самом деле подступы к местному пляжу:
Вы знаете, порадоваться бы тому, что мусор хотя бы собран в пакеты, но духу не хватает. Во-первых, он в пакетах не весь или его весь просто не успевают упаковывать, на песке и на тропках он лежит в вольном беспорядке. Во-вторых, я вообще не в силах постичь человеческой лени и… слова вроде «свинства» пальцы не поднимаются писать, не желая обижать животных. Скорее уж как-то так (мой дем):
Дело в том, что метрах в двадцати - тридцати располагаются большие мусорные баки. Что мешает этим существам донести туда свои отходы и заставляет их загаживать место своего же отдыха - не понимаю.
В-третьих, наконец, и будучи аккуратно упакованным мусор не вывозится, а по мере сил разлагается.
Вот ещё что расстраивает в окрестностях:
Вот эти две ближние машины… Места им на асфальте уже не хватает и они паркуются на траве. Разумеется, истирая её напрочь, до голой земли (осенью, очевидно, будет мерзкая грязь). Тут это ещё не так фатально, но меня печалит открывающаяся перспектива: по другую сторону дома куда больший участок зелени уже превращён в безрадостный пустырь. Что я могу сказать господам автолюбителям? Всё тоже: негде парковаться - не паркуйся! Я же не паркуюсь и видят боги - уж от чего-чего, а от этого точно не страдаю.
Ну, и в заключение. В последнее время стало модным публиковать фотографии задымлённых торфянниками просторов: