Фильмы можно делать для развлечения, а можно - с моралью. И в том и в другом случае можно преуспеть, а можно и облажаться. Но при добросовестной работе можно облажаться и не позорно и даже иметь повод гордиться. Впрочем, кажется, я на эту тему уже нудел. В общем, сегодня я представляю три сравнительно новых анимешки - чисто развлекательную фэнтази-поделку, эко-эпик с претензией и шаблонную сказку про «попаданку». Всё на сей раз выше среднего уровня, но не без разочарований.
Первая овашка «Магической академии соревнований» (Quiz Magic Academy: The Original Animation) произвела на меня в целом благоприятное впечатление. Простенькая, но симпатичная рисовка, динамичный сюжет, убедительная атмосфера.
Но только уж больно она коротенькая. Полчаса - этого крайне мало даже на представление персонажей (фактически, хорошо запомнил я только обладательницу вредного чувства юмора и одной со мной даты рождения фиолетоволосую ведьму Малярию). Хотя остальные тоже весьма характерны, что ученики, что учителя.
Чего стоит хотя бы Гаруда, который… собственно, Гаруда и есть - мудрый, могучий и немного буйный человек-орёл. Кстати, у него день рождения послезавтра, как и у моего деда. А у Шалон день рождения совпадает с моим отцом. Да что они, издеваются?! Впрочем, много их там, персонажей-то, недаром фильм по компьютерной игрушке. Что за игра - не знаю; наскоро погуглив, не нашёл никакой информации. Сериала нет, только овашка. Тяжко. Остаётся качать вторую овашку. Не так велики издержки времени, чтобы не позволить себе маленькое развлечение.
«Миёрин лес» - очередная «экологическая» история. Уж сколько их было: прежде всего вспоминаются «Навсикая из Долины Ветров» и «Принцесса Мононокэ», а собственно про защиту леса от угрозы цивилизации - «Война тануки „пом-поко“ в эпоху Хэйсэй».
Эпоха Хэйсэй, между прочим, даром, что так устрашающе называется, началась совсем недавно, в 1989 г. Вопреки всем разговорам о постиндустриализме, заповедные уголки сталкиваются со всё большей угрозой машинного разрушения. И проблема эта отнюдь не мультяшная. В этом месяце неподалёку проходили столкновения из-за вырубок Химкинского леса. О разрушении почв неразумными разработками полезных ископаемых писали в прошлом году филиппинские маоисты (а я их переводил). Индийские адиваси берут в руки копья и луки для защиты своих лесов.
И у них есть шанс. Люди могут всё разорить и загадить, а могут и наладить рациональное природопользование, если обуздают жадность капиталистов и косность чиновников. А вот лес сам по себе… Хм… Тануки, между прочим, в своей войне потерпели поражение, а вот почему этого не произошло с духами Миёриного леса - вопрос.
Собственно, я хочу сказать, что основная сюжетная канва тут довольно натянута. Непонятно, какой особой ценностью обладает подвергшаяся угрозе затопления долина. Присутствие охраняемых беркутов там герои всеми силами пытаются организовать, то есть они там не водится. Народу там немного и пусть живёт он дружно и весело, но с другой стороны - в глуши и запустении. Душевные проблемы не приехали из города вместе с Миёри, ведь повесилась же там брошенная девушка, превратившаяся затем в мстительного духа.
Ну, и в итоге работы по перегораживанию реки срываются не из-за усилий духов и новоявленной Хранительницы Леса - в конце концов, они ни на что иное не способны, кроме как пугать, а потому что были незаконны. Слишком простое решение: как боги из машины подъезжают добрые полицейские и наводят порядок. Селяне могут прозябать дальше (без компьютеров, а, может быть, и электричества). А девочка, разобиженная на город (через своих разошедшихся родителей), нашла своё шаманское призвание.
Рисовка мне не очень по вкусу пришлась. Зверушки хороши, но их на удивление мало для фильма такой тематики. Кабан пробегает да собачка крутится (с которой, кстати, поступили весьма жестоко - она аж поседела). Медведь и тигр оказываются ненастоящими. Вроде, обезьяны мелькают, но как-то вскользь. Людишки довольно страшненькие, но и духи не блещут.
«Остров Забвения: Харука и волшебное зеркало» выполнен в не вполне обычной для аниме манере 3-де. К графике особых претензий нет. Девочка хорошенькая (вот только с её возрастом напутали - она, как будто, выглядит и ведёт себя на два-три года младше своих шестнадцати), её приятель-лисёнок очень мил, сам Остров Забвения отрисован любовно и атмосферно. Работа сэйю качественная. Сюжет логичен и крепко сшит. Захватывающие виражи чередуются трогательными сценами, как с налаженным Харукой патефоном.
Словом, всё хорошо. Но что-то не так… Ну, не шедевр это и даже не почти шедевр, хотя, вроде, все задатки есть, а просто неплохой фильмец. Почему так?
Мне сдаётся, дело в глубокой идейной вторичности и сюжетной предсказуемости. Мне живо вспомнились «Городок в табакерке» и «Чёрная курица», а это - позапрошлый век, да ещё даже и не вторая половина. Ну, и «Алиса в Стране Чудес», конечно. Сюжетное построение голливудское. Напихали японцы и своих штампов: например, увидев в начале мать девочки в больнице, я уверенно заключил: «Не жилец!» Так и вышло ™. Почему-то из больниц в аниме выходят только мальчики, а мамы - никогда (классические примеры - «Тоторо», «Тэнти - лишний!», «Детское время»).