«Корто Мальтез», «Ультраманьяк», «Звёздные собаки Белка и Стрелка»

Jul 28, 2010 22:22


Сегодня я обозреваю не совсем аниме. Ну, на самом деле совсем не аниме - довольно уже старый французский мультик, впрочем, на аниме похожий, и новейший российский, выполненный совсем в другом стиле (3Д, да про зверушек). Ну, а между ними - два абзаца всё-таки про японское аниме. Французский мультик - это на ценителя истории (в особенности дальневосточной первой половины прошлого века), ну, а российский, как я сим не удивлён, похоже универсальный успех (типа, всем смотреть!).


«Корто́ Мальте́з» со странным, не поддавшимся моему (и, похоже, ничьему вообще) переводу подзаголовком «Ла кур секрет дес арканес» (La Cour secrète des Arcanes) я принялся пересматривать ради иллюстраций к воспоминаниям тувинского революционера Иннокентия Сафьянова. Но с этим не преуспел.

Монголию Эккендей не знал и не любил, кроме как в юности, видимо, там не бывал, и вообще зимой 1918/9 г., в описываемое фильмом время, томился в колчаковском плену, в Красноярске. Корто, со своей стороны, до окрестностей Саян сильно не доехал. Захватив для китайских повстанцев колчаковский поезд с царским золотом, самого Колчака он так и не видел. Правда, пересекался с не менее любопытными историческими лицами: бароном Унгерном, атаманом Семёновым, Дамдином Сухэ-Батором (на картинке). Но их, в свою очередь, вообще не упоминает Сафьянов, несмотря на их роль в бушевавшей тогда в регионе гражданской войне.

Что до самого фильма, то по второму разу он мне показался довольно блёклым. Несмотря на множество боевых сцен, действие протекает медлительно, да и главный герой весьма уныл, как ни старается его расшевелить бодрячок Распутин. Фактически, это ряд иллюстраций, изображающих утрату ценности человеческой жизни в момент, когда пришли в движение тектонические плиты истории в пустынной стране между революционной Россией и революционным Китаем. Если это смотреть, то нужно иметь в виду, что настоящие события остались за кадром, а главный герой бродит, как среди ледяных торосов, лишь среди их отголосков, чуждый происходящему.

Овашку «Ультраманьяк» (откуда такое название?) я посмотрел, чтобы оценить, стоит ли смотреть сериал. Решил, что не стоит. Не то, что это так плохо, но 26 эпизодов - пожалуй, слишком. Если бы они у меня волшебным образом оказались, наверное, посмотрел бы рано или поздно, но специально искать и качать не стану.

Концепция девочки-засланки, магичащей посредством не слабо завуалированного фаллоимитатора волшебного жезла, а ноутбука, несомненно прикольна. Только этим, судя по овашке, оригинальность задумки и исчерпывается. Хотя мне, программисту, хотелось бы верить, что в сериале тема раскрыта полнее. Но тут всё, что осталось наблюдать - это толстые намёки на суровое сёдзё с длительными воздыханиями главной героини по однокласснику. А зачем оно мне нужно? Что я, на себе такого не испытывал? Не испытывал, потому ни зачем и не нужно.

«Звёздные собаки Белка и Стрелка» критикой в «Мире фантастики» были встречены довольно прохладно. Несмотря на постоянно прорывающиеся добрые слова, автор рецензии всё изругал: интриги нет, идеи нет, логика хромает, картинка устаревшая. Крысяк Веня и тот провинился: затмил, де, главных героинь. В общем, я не испытывал на счёт «Звёздных собак» особенного энтузиазма.

Оказалось, зря. Это не просто «лучшее, что было в отечественной полнометражной анимации за последние лет десять», эта добротная поделка с лёгкостью и скромностью кладёт на лопатки диснеевский мегахит «Вольт» (как мне ни претит нахваливать «своё болото» супротив «американщины»), да и «Рататуй», пожалуй.

Есть тут и идея. Морали нет: ну, так ждать, что буржуазное кино будет демонстрировать преимущества социалистической системы перед капиталистической, и не стоило. Тем более, что и социализм-то проект был в это время на ревизионистском излёте, и совсем скончался на запуске в космос Гагарина, последнем своём великом достижении. А идея есть: грандиозность космического проекта, его международное значение чувствуется от первых кадров до последних.

Действие динамично, на отдельные сцены не распадается, трюки и гэги не наворочены ради метража или развлекаловки, а образуют сюжетную линию и обрисовывают характеры персонажей (преобаятельнейших, между прочим!). Гармонично и без пошлости обыгрываются исторические реалии и культурные коды (ворона с сыром, уж на что избитый образ, и та к месту). Техническая отсталость, если она есть, в этой захватывающей феерии вовсе незаметна.

Ну, и, кажется, на фоне «богатырской» серии следует отдельно поблагодарить за отсутствие шовинизма и апологетики гопничества (про отсутствие пошлости я уже упомянул - что значит дама в режиссёрах!).

революция, космонавтика, СССР, история, аниме, Монголия, мультипликация, махо-сёдзё

Previous post Next post
Up