Спасибо тем, кто высказал мне свои соображения насчёт «Аватара», но я покуда стойко сопротивляюсь попыткам мира побудить меня к его просмотру. И сейчас попытаюсь объяснить, почему. Можно просто солидаризироваться с Жижеком, справедливо
обозвавшим фильм «показательным примером марксизма по-голливудски» и разделавшим его под орех в фройдовском духе, но я хочу быть проще и прямее. И короче.
Итак. Что хотел сказать Кэмерон? Что, когда тебе предлагают вместо прозябания калекой на подхвате у жадных буржуев, сваливающих на тебя грязную работу, благополучную жизнь в дивном лесу с любимым существом, за это стоит повоевать? Хм… Очевидно до банальности. Обратимся к социально-политической стороне вопроса: нехорошо обижать в меркантильных интересах тех же жадных буржуев прекрасных и благородных девушек и юношей, порхающих по дивному лесу. Если кто-то увидел в фильме мораль сильно отличную от этой, реконструированной мной по рецензиям, можете меня поправить.
Но это, как бы, банальность не меньшая и чуть ли не прямо противоположно тому, что хотят объяснить народу левые антиимпериалисты. Беда в том, что ни один вменяемый житель метрополии не узнает очаровательных на’ви в диких адиваси или дремучих талибах. Мысль, которую мне кажется необходимым распространить, выглядит совершенно иначе: нельзя во имя прогресса и демократии немного потеснить маленьких, злобных, тупых уродцев. Даже не так! Что за морализм! Дело не в том, что нельзя, а в том, что, когда означенные МЗТУ подло всадят вам стрелу в зад, за ними будет великая историческая правда. Причём донести эту мысль требуется, главным образом, до этих же самых МЗТУ, а если ею случайно проникнутся прекраснодушные евроамериканские обыватели, это будет приятным, но необязательным бонусом.
А такие фильмы, как «Аватар»,- это средство массовой чистки совести, не подразумевающее отказа от империалистического способа существования, ведь осуждаемые им практики предполагаются давно устаревшими, изжитыми и не имеющими к нам никакого настоящего отношения. Вот почему мне этот блогбастер блокбастер априори несимпатичен и неинтересен.
А теперь - о нескольких фильмах, кои мне (не) посчастливилось посмотреть в последнее время, хотя каждый из них, вероятно, хуже «Аватара».
«Кровь: Последний вампир» поначалу удивительно напоминает аниме
«Первый отряд»: девочка в красном галстучке и с катаной в метро. Да ещё и вышел почти одновременно (короткометражный мультик, впрочем, вышел десять лет назад, и почти очевидно повлиял на «ПО»)! Впрочем, дальше он напоминает скорее киноциклы «Другой мир» и «Кровавая Рэйн» и, по существу, такая же фигня. Драки зрелищны, но суматошны и изрядной частью протекают в потёмках. Неджедайская решительность Саи, наносящей последний удар, заслуживает уважения сама по себе, но сама оправданность и необходимость этого удара остаются под сомнением.
«Три королевы Сиама», они же, что более точно, «Королевы Лангкасуки» поразили каким-то уж очень мелкостным масштабом разворачивающейся исторической драмы. Население королевства (в котором аж три королевы!) сводится к крошечной рыбацкой деревеньке, дворцу, большую часть обитателей коего составляют, кажется, послы, и базе пиратов, которые, очевидно, и образуют народ (особенно после того, как вырезают под корень деревеньку). Да, есть ещё отшельник-шизофреник на острове. Все четыре пункта жмутся к морю, потому что вдали от него будет менее актуальна угроза пиратов и совсем неактуально умение главного героя швыряться китами. Смотреть можно, но… странно это всё.
Российско-диснеевскую «Книгу мастеров» так опозорили рецензенты, что я отложил её в долгий ящик и уже не собирался смотреть. Но случилось посмотреть. И - остался доволен. Вполне себе русская сказочка. Персонажи яркие, актёры хороши. Анахронизмы присутствуют во множестве, но ткань повествования не рвут, вписываясь в неё вполне органично. Более того, есть действительно удачные шутки.
Мои претензии - к моральным моментам. Практически единственными действительно отрицательными персонажами сделаны холопы, фактически порабощённые крестьяне; впрочем, их пьянство и подлость ровным счётом никак не наказываются - так сказать, минус на минус. Главный герой овладевает мастерством без труда и зазнаётся, за что никак не расплачивается. Странно, не в традиции. Наконец, Янгул. Мать, как его послушала, сразу воскликнула: «На тебя похож!». Я кивнул: «Плохо кончит». Ну?! Так и оказалось, и хэппи-энд ему не помог ни на йоту.
«Спаун» - фильм о мистических приключениях негра в поисках работы. Сначала он неудачно увольняется из спецназа США, потом прозябает на испытательном сроке в воинстве ада, а под конец получает предложения перебраться с полученным от дьявола оборудованием в воинство рая. Вот такая пурга. При хорошем качестве записи можно полюбоваться на демонический красный плащ и (бывшую) супругу главного героя, больше ничего примечательного тут нету.