Кстати, следует различать вопрос о возможности построения социализма в отдельно взятой стране и вопрос о пролетарской революции. Допустим, пролетариат может совершить победоносную революцию в отдельно взятой стране, захватить политическую власть. Однако, совсем другое дело - построение социализма. Троцкисты и госкаповцы считают, что социализм может существовать только как общемировая система, как "монополия планетарного масштаба", и пока существует мировой рынок, мы не можем говорить о социализме. Если социалистическое государство вступает во внешнеэкономические отношения с другими странами, то есть, ведет торговлю, обмен, то значит, оно не является социалистическим, т.к. в его экономике действует закон стоимости. Тед Грант пишет: "если бы закон стоимости проявлялся в обмене только между Россией и внешним миром, все это означало бы, что Русский прибавочный продукт обменивался, на основе закона стоимости" (Против теории государственного капитализма). Госкаповцы рассматривают такое государство как единый "капиталистический трест" (А. Будило в полемике с Шапиновым употребляет термин "ЗАО СССР"). Впервые идею государства как единого "государственно-капиталистического треста" обосновывал Бухарин в своей работе "Мировое хозяйства и империализм" (1915), а Троцкий обосновывал тезис о невозможности построения "полного социализма" в отдельно взятой стране в работе Третий интернационал после Ленина http://marxists.org/archive/trotsky/1928/3rd/ti03.htm Бхаттараи же, в отличие от Троцкого, нападает вовсе не на тезис "национального социализма" вообще, он лишь указывает, что Непал слишком маленький, чтобы самостоятельно, без внешней поддержки построить социализм.
Характерно ещё, что он так и не сказал «невозможно». «Очень трудно» - да. По-моему, это и есть отказ от того inevitabilism’а, который Майк Или ставит в упрёк Троцкому.
Кстати, следует различать вопрос о возможности построения социализма в отдельно взятой стране и вопрос о пролетарской революции. Допустим, пролетариат может совершить победоносную революцию в отдельно взятой стране, захватить политическую власть. Однако, совсем другое дело - построение социализма. Троцкисты и госкаповцы считают, что социализм может существовать только как общемировая система, как "монополия планетарного масштаба", и пока существует мировой рынок, мы не можем говорить о социализме. Если социалистическое государство вступает во внешнеэкономические отношения с другими странами, то есть, ведет торговлю, обмен, то значит, оно не является социалистическим, т.к. в его экономике действует закон стоимости. Тед Грант пишет: "если бы закон стоимости проявлялся в обмене только между Россией и внешним миром, все это означало бы, что Русский прибавочный продукт обменивался, на основе закона стоимости" (Против теории государственного капитализма). Госкаповцы рассматривают такое государство как единый "капиталистический трест" (А. Будило в полемике с Шапиновым употребляет термин "ЗАО СССР"). Впервые идею государства как единого "государственно-капиталистического треста" обосновывал Бухарин в своей работе "Мировое хозяйства и империализм" (1915), а Троцкий обосновывал тезис о невозможности построения "полного социализма" в отдельно взятой стране в работе Третий интернационал после Ленина http://marxists.org/archive/trotsky/1928/3rd/ti03.htm
Бхаттараи же, в отличие от Троцкого, нападает вовсе не на тезис "национального социализма" вообще, он лишь указывает, что Непал слишком маленький, чтобы самостоятельно, без внешней поддержки построить социализм.
Reply
Reply
Leave a comment