Замечания о ЕГЭ

Jul 18, 2009 20:30


  • Я знал, что среди противников ЕГЭ полно реакционеров. Но полагал, что они все - патерналисты. А вот, поди ж ты, схлестнулся с inadia, полагающей, что монопольное положение завоёвывается и удерживается фирмой посредством «хорошей работы», и посему выступающей против вмешательства государства в экономику, а ЕГЭ недовольная из-за того, что тот в курсе обществознания унаследовал из советских времён трудовую теорию стоимости.

    Итак, православные фундаменталисты и ультралибералы - а коммунисты в серёдку лезут. Да в таком движении если вообще участвовать, то очень чётко отмежевавшись от разношёрстных попутчиков!

  • Значительная, если не основная часть критики ЕГЭ касается таких издержек его реализации, кои вовсе не были необычны и при традиционных экзаменах. Самый обычный случай - представление спорных вопросов как однозначно решённых. Однако, эта проблема никуда не денется от отмены ЕГЭ, она просто, как прежде, диссипирует по сотням и тысячам экзаменационных комиссий.

    Критики, кажется, не понимают, что ЕГЭ предоставляет им потенциально более выгодную позицию, централизуя и стандартизируя процедуру оценивания. Теперь можно бороться за её адекватность. То, что общественности это не удаётся, говорит лишь о никуда не годном положении дел с гражданскими и академическими инициативами в нашей стране. Значит, следует добиваться демократизации процедуры подготовки ЕГЭ, но никак не её отмены.

  • Много нареканий вызывает выявившееся рассогласование между вопросами ЕГЭ и школьной программой, что приводит к непомерному раздуванию рынка репетиторских услуг. При этом оплата труда учителей привязывается к экзаменационным успехам их учеников, а возможности её повышать скованы программой. Учителя теряют доход в пользу репетиторов (и хотя это могут быть одни и те же люди, в целом эти группы всё же не совпадают), чем, естественно, недовольны не менее, чем вузовское руководство, утратившее возможность зарабатывать на приёмных экзаменах. Так образуется социальная база оппозиции ЕГЭ.

    Однако, разрыв между школьной программой и вузовскими экзаменационными требованиями уже существовал прежде; введением ЕГЭ он просто оказался вытащен в школы, на обозрение общественности. Пока сохраняется такое положение, общество имеет хороший повод и стимул заниматься ликвидацией этого разрыва. Наихудшим решением (если, конечно, мы не радеем за сохранение элитного характера высшего образования, что коммунистам не подобало бы) является посредством отмены ЕГЭ снова запихать эту проблему в вузы (и забыть), а репетиторский рынок - в абитуриентский промежуток между учреждениями образования.

От левых поборников антиЕГЭшной кампании жду возражений по существу: как они собираются отмазываться от смычки с реакционерами в движении, как собираются бороться за объективность традиционных (по существу, кустарных) экзаменов и что думают делать с разрывом между школьной программой и вузовскими экзаменами.

ЕГЭ, образование

Previous post Next post
Up