Была такая спорная статья Евгения Сахонько (
sahonko)
«Существуют ли в современной России коммунистические партии», по поводу которой Наталья Морозова отбомбилась своей статьёй -
«Так чем же на самом деле больно российское коммунистическое движение?».
Сахонько, как правильно замечает Морозова, «человек умный, образованный, хорошо знающий творчество основоположников марксизма, убежденный коммунист». Сама же Морозова просто не коммунист, так что её мнение тут на порядки менее компетентно и интересно, чем мнение Сахонько или даже каких-нибудь Тарасова с Кагарлицким. Можно изучать его как общественный феномен, но ценности оно для нас не представляет.
Посмотрим, с каких позиций обосновывает Наталья Морозова свою критику. КПСС, по её мнению, погубил не ревизионизм, а… догматизм.
Оказывается, вся беда в том, что при Сталине «были посажены, а то и расстреляны видные революционеры, соратники Ленина», а при Брежневе «советское руководство отвергло эту теорию (еврокоммунизм! -
torbasow) как буржуазную и сказало твердое „нет“». Вот тебе и на! Оказывается, лекарством для партии были троцкизм, бухаринщина и еврокоммунизм! Ну, троцкизм отложим в сторону, не о нём речь, и вместе с троцкистами посмеёмся над сожалениями Морозовой, что все беды советских ревизионистов оттого, что те приняли правые рецепты в откровенном виде только в 1980-х, накануне своей политической кончины, а не сразу же, как только те были предложены. Посмеёмся, а затем оскорбимся до глубины души уверениям, что Ленин-де «не допустил бы „войн“ с европейскими социал-демократами в конце 30-х годов. А затем и с еврокоммунизмом». Ибо это уже нам - марксистам-ленинцам - наглое хамство в глаза.
«Ведь главное, что надо было сделать партии, это открыть двери для разномыслия, проветрить партию от затхлого догматизма, дать простор свободным дискуссиям» - восклицает Морозова, а что это означает? Что она хотела бы, чтобы брежневские идеологи в своё время предоставили свободу разнузданным рыночникам. А ведь они и так-то вполне успешно реставрировали капитализм. Начав с мероприятий, вовсю приветствуемых этой махровой ревизионисткой:
«Перед съездом между подготовщиками текста Программы возникли споры о том, надо ли из Второй программы партии переносить в Третью тезис о диктатуре пролетариата. Н. С. Хрущев, будучи не столько теоретиком, сколько человеком здравого смысла, одним из первых почувствовал устарелость этого тезиса… Благодаря настояниям Хрущева тезис о диктатуре пролетариата был заменен тезисом о превращении государства диктатуры пролетариата в общенародное государство».
Ну вот ещё бы поднажать, думает Морозова, и вожделенное слияние с социал-демократией принесло бы нам радость и процветание! Пришло слияние при Горбачёве, Морозова почему-то недовольна результатами, нехорошо получилось. Прославляемая Морозовой как замена пролетариата «научно-техническая интеллигенция!» попыталась взять власть в свои руки и закономерно облажалась, уступив место коммерсантам-капиталистам.
Возвращаемся в наше время. Морозова твердит:
«Анпилов, Андреева, Зюганов, Крючков, Пригарин, Тюлькин, Шенин,- вот они со своими командами и спасли Россию от полного исчезновения комдвижения. Да еще молодежные лидеры типа Малярова, да еще такие энтузиасты, как Сахонько и Былевский. Все эти и многие другие, подобные им, они, безусловно являются коммунистами».
Подумать только, какое счастье, что эти «героические люди» принесли нам спасение от полного исчезновения комдвижения! Извратители марксизма Андреева и Зюганов, отмороженный на всю голову неуч Анпилов, номенклатурный зомби Шенин, беспринципный конъюнктурщик Тюлькин, проходимец Былевский… Вот уж спасли, так спасли! Как теперь от этого спасения только спастись?
Вдобавок Морозова ещё и атакует их справа, воистину крича этим незадачливым могильщикам марксизма: «Таскать вам, не перетаскать!». Её, видите ли, не устраивает, что почти все из них заикаются о диктатуре пролетариата. Её «современный» «коммунизм» - это диктатура «научно-технической интеллигенции!» над этим бесполезным «классом, поднятым к политической жизни паровой машиной!». Слишком уж, по её мнению, с ним носились в СССР, «будь он хоть пьяница или неумеха», а он такой нехороший «побежал петушком в услужение … разбойникам», ату его! Ну, хорошо, не «ату», «рабочих, конечно, тоже нельзя совсем уж сбрасывать со счетов». Ещё бы. Сбросишь - и кто будет грести говно за такими московскими интеллигентками и прочими «умными людьми»? Поэтому Морозова называет коммунизмом технократическое правление «умных людей» над рабочим быдлом. Мечта инженеров и менеджеров, желающих делить прибыли от труда пролетариев без участия капиталистов, что уж тут говорить… «Умных», но далеко не лучших…
Словом, с точки зрения некоммунистки, её «коммунизм»-некоммунизм можно было спасти прививкой правого ренегатства и его худо-бедно спасла шайка ревизионистов.