Хотя после изучения многих сотен источников ситуация в Южной Осетии стала мне много яснее, вопросы остались. О некоторых моментах как-то систематически умалчивается.
Во-первых, не вполне ясным остаётся вопрос с получением в Южной Осетии российского гражданства? Назойливое упоминание 90% как-то не вызывает большого доверия. А почему не 100%? Они не обращались или им было отказано? А грузины, составлявшие четверть населения? Они учтены в этом подсчёте? А если нет, то получается, что цхинвальское правительство вообще не признавало их за жителей республики? Кто в российском руководстве ответственен за паспортизацию населения соседнего официально признаваемого государства, находящегося с ним в состоянии спора о суверенитете? Уж не Кокойты ли? Например, уже в апреле с.г. «Министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили… обвинил руководство Южной Осетии в причастности к выдаче местному населению около 1,5 тысячи фальшивых российских паспортов». Грузия тут уже не при чём, это, вообще-то, преступление против РФ.
Во-вторых, меня сильно интересуют обстоятельства замены в 2001 г. Чибирова на прибывшего из Москвы водочного дельца Кокойты, не обошедшейся без попытки сына Чибирова поднять бунт. Вскоре после этого министр внутренних дел Каркусов оказался в тюрьме, а потом, вместе с бывшим премьер-министром Санакоевым,- на грузинской стороне, а на все высшие посты, в особенности в силовом блоке, Кокойты поставил российские кадры (неочевидно, кстати, осетин ли вообще Морозов).
В-третьих, в 1990-х годах важную роль в республике играла Компартия Южной Осетии, получившая половину голосов на выборах. С тех пор она сильно деградировала (вот, интересно, вследствие чего?) и к 2006 г. только лишь поддерживала Кокойты: «Мы полностью поддерживаем внешнюю политику, проводимую президентом. Конечно, не во всем согласны в вопросах внутренней политики, особенно, в кадровых назначениях. Но об этом президент говорил сам, а это означает, что можно ожидать позитивных изменений в данной сфере» (Станислав Кочиев,
тут).
В четвёртых, кажется, что большинство сообщений о Южной Осетии касаются её основной части, но не Ахалгорского (вообще-то должно быть «Ахалгорийского», потому что «Ахалгори») района, а что происходит там - непонятно. Что такое Ахалгорский район? Это три речных долины, отделённых от остальной Южной Осетии горами; долины Меджуды и Лехуры населены кударцами, а вот долина Ксани - грузинами. Дороги оттуда идут через собственно Грузию. Вот мне и интересно, на каком основании Кокойты претендует на власть над Ксанской долиной и какова политика в отношении тамошнего - коренного - грузинского населения? Уничтожены грузинские сёла были всё-таки не там, а по Большой Лиахве (кстати, а что там творится по Малой Лиахве?).