Прошедшее 7-е ноября, во-первых, показало величие советской эпохи и бесплодие времени нынешнего, постсоветского. Во-вторых, видно, как уходит в небытие господствующая концепция антисоветской России.
Это продемонстрировал парад курсантов на Красной площади. С одной стороны российские власти по понятным причинам не хотят отдать должное Революции, а с другой стороны проигнорировать её годовщину не получится. Для этого была изобретена гениальнейшая концепция парада в честь парада 7 ноября 1941 года. То есть вроде и событие отметили и вроде как в приемлемом ключе Великой Отечественной войны, победа в которой прямо обусловлена Революцией.
Аналогичное впечатление на меня произвела выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 год», которая также проходит в Москве, в зале «Манеж» с 4 по 22 ноября. Уж там разница между великим прошлым и мерзким, но небезнадёжным настоящим, видна особенно контрастно.
Сначала о настоящем. В аннотациях и описаниях разделов выставки представители «современности» не преминули мазнуть советскую власть:
Оцените, какой ядовитой, сдержанной ненавистью веет уже от первого предложения: «Насаждение идеи единого всеобщего счастья - важная пропагандистская задача». Что ни слово, то негативная коннотация! Счастье быть частью целого и жить в коллективе - это идея, которую следует не распространять или прививать, а «насаждать». Идея счастья - «важная задача», «поставленная властью» перед художниками-«пропагандистами». Далее оказывается, что процесс настоящего восхождения - преодоление трудностей, передышка, взятие нового барьера - не имеет никакого отношения к реальности, это «жизнь начерно» во имя «рая всех потом». Автор издевается над коллективизмом: «Жизнь перед лицом своих товарищей - важная составляющая коммунального быта и счастья. В одиночестве простой советский человек может чувствовать себя полноценным, пожалуй, только во сне». Далее мир, т.е. отсутствие войны, отождествляется со сном и вот уже оказывается, что счастливый советский человек живёт во сне и забвении, сбросить которое не позволяет «недремлющее око власти».
Двусмысленность и злоба аннотаций пасует перед великолепием советского искусства, подобно тому, как годовщину Революции невозможно прикрыть ни новоделом «народного единства» или памятью о Войне, а мавзолей Ленина картонкой, как это принято делать в День Победы.
Наследие Великой Октябрьской Социалистической революции проступает сквозь облетающую шелуху последней четверти века, что не нравится многим (см.
лживый вброс Киселёва и
попытку переименовать станцию метро «Войковская» в Москве). Но главный вопрос о наследниках, которые примут своё наследие, осмыслят и применят на практике.