Это картина художника Густава Климта «Золотая Адель», которую ещё называют «австрийской Моной Лизой». На ней изображена Адель Блох-Бауэр - дочь генерального директора Венского банковского союза. О существовании этой картины я, к своему стыду, узнал буквально недавно, когда просматривал новости и случайно забрёл в раздел «светской хроники».
Оказывается, в преддверии некоего Бала Жизни в Вене образ золотой Адели примерило на себя существо, которое потеряло человеческий облик и поэтому победило в конкурсе Евровидение:
Click to view
Традиционно, до начала Бала Жизни создаётся фотография для афиши. Затем оригинал фотографии выставляется на аукцион, а деньги идут на борьбу со СПИДом. В прошлом году на афише фестиваля, которая висела по всей Вене, красовалось творение фотографа Дэвида Лашапеля, где было изображено нечто с женскими формами, мужским половым органом и подписью: «Я - Адам, я - Ева, я - это я».
Кто хочет в полной мере насладиться оригиналом - забейте натощак в поиск картинок слова: Ich bin Adam. Ich bin Eva. Ich bin ich
Прошлогоднее фото принесло организаторам 180 тысяч евро и это вызывает сомнение в том, что настолько искушённая публика заплатит в этом году за бородатую бабу больше чем за мадам с…необычным набором органов. Позже я подробно напишу о Бале в Вене и о том, какой контингент радуется там жизни, хотя по афише и так всё ясно. Вернёмся же к картине.
Заказчик и первый хозяин портрета - муж Адели Фердинанд Блох-Бауэр покинул Австрию в 1938 году, когда Третий рейх объявил аншлюс. Он не смог вывезти имущество и умер в ноябре 1945 года, завещав картины, принадлежавшие ему до войны, своим племянникам. Послевоенная Австрия, пытаясь сохранить художественные ценности, не спешила возвращать их владельцам. Так, пять картин Густава Климта из коллекции Блох-Бауэра, в том числе и знаменитый портрет Адели, долгое время находились в собрании Австрийской картинной галереи в замке Бельведер.
В 1998 году Австрия приняла закон, позволяющий вернуть все ценности, отобранные нацистами и хранящиеся в австрийских музеях. К тому времени из трёх наследников Фердинанда Блох-Бауэра в живых оставалась его племянница Мария Альтман, которая и обратилась в австрийский суд с требованием вернуть картины.
Мария Альтман рядом с портретом Адели Блох-Бауэр
Обращение в австрийский суд не дало результата, но вдруг рядом с Марией Альтман возник президент Всемирного еврейского конгресса, миллиардер Рональд Лаудер. Бывший посол США в Австрии, коллекционер австрийской и немецкой модернистской живописи великодушно согласился помочь вернуть наследство. В 2003-м году право на возврат картин Блох-Бауэра подтвердил Американский окружной суд, а в 2005-м - Верховный суд США.
Рональд Лаудер
В итоге дело рассмотрел арбитражный суд Австрии и вынес решение в пользу Марии Альтман. Впрочем, она не настаивала на возврате самой картины и была согласна на денежную компенсацию. Австрийцы даже начали собирать пожертвования в специальный фонд, но девяностолетнюю старушку обуял зверский аппетит. Она запросила за картину сначала 150, а потом 300 миллионов долларов откупных. Так Австрия лишилась одного из наиболее известных шедевров своей культуры…
19 июня 2006 года стало известно, что картину «Портрет Адели Блох-Бауэр»
выкупил за 135 миллионов долларов…тот самый Рональд Лаудер. Ныне картина хранится в его музее «Новая галерея», расположенном в Нью-Йорке.
Здание Die Neue Galerie в Нью-Йорке
Увлекательный рассказ о том, как помочь бабушке, прослыть филантропом и сделать гешефт был бы неполон без некоторых сведений о «благодетеле». Дело в том, что Рональд Лаудер - сын и наследник Эсте Лаудер - основательницы одноимённой американской корпорации, крупнейшего производителя косметики и парфюмерии. В 1996 году Estée Lauder Companies поглотила компанию MAC cosmetics, которая в свою очередь является одним из спонсоров венского «Бала жизни».
Вдумайтесь, насколько дорога Лаудеру «Золотая Адель», если он находит способ сначала увести её из рук австрийского правительства, затем платит наследнице рекордную на тот момент сумму за живописное полотно! Финансирование фестиваля, визитной карточкой которого стала бородатая нелюдь в знаковом и неслучайном образе, может свидетельствовать только об одном - о страстной внутренней созвучности члена мировой элиты тому пороку, разврату и злу, которые навязываются человечеству под вывеской «толерантности».