Очень многое хочется написать про Бразилию. Но дед-лайн по сдаче грандиозной работы совершенно не позволяет это сделать подробно. Поэтому, пока не забыла самое-самое главное.
Первое, с чем сталкиваешься в Бразилии - это с количеством труда, которое поручается наемному персоналу. От открывания дверей гостиницы до глажки вещей. Взять утюг и привести в порядок одежду самому нельзя - можно только сдать специально обученному человеку. По нынешнему курсу погладить одни штаны обходятся в 800 рублей. Мне, по-хорошему, надо было бы погладить две штуки. Я решила, что столько они не стоят и вспомнила пионерлагерное детство босоногое, прикинулась европейской женщиной и всю дорогу проходила мятой.
"Welcome to the third world" - сказал на мой рассказ канадский профессор родом с Ямайки.
И еще про труд - много, очень много мужчин там, где у нас традиционно работают женщины. Поэтому я чуть не прыгала до потолка, когда в кабине Люфтганзы увидела женщину-капитана авиалайнера. Да здравствует равенство полов.
Второе, что обнаруживаешь - это дезинтегрированность от мировой экономики. На главной улице Сан-Пауло - местной Тверской единственный обменник находился минутах в 20 ходьбы от гостиницы. Когда я туда пришла оказалось, что для обмена нужен паспорт, который я, будучи напугана местными грабителями, естественно не взяла. Еще раз ходить туда-сюда по жаре после двадцатичасового перелета я не стала, и поручила свое спасение от голодной смерти коллегам.
Самое забавное обнаружилось позже. Оказалось, что местные банки обменом валюты тоже не занимаются. Пришлось все-таки плестись в тот же обменник, но уже с паспортом и платить безумную комиссию (10 баксов, между прочим).
Третье - Сан-Пауло - это образец того, как не надо строить города. По Сан-Пауло видно, что делает с городом частная собственность на землю и произвольный девелопинг. У каждого дома есть свое лицо, каждый построен по индивидуальному проекту. Домики в 1-2 этажа соседствуют с 20-этажками и никого это не смущает. Когда пролетаешь над Сан-Пауло, не видно ни одного дерева, и только редкие футбольные поля разбавляют пейзаж. С земли зелени чуть больше, но только благодаря крохотным садикам возле домов (вот где раздолье адептам Джона Брукса). Садик площадью в 8 квадратных метров возле дома в 20 этажей смотрится чуть нелепо, но лучше так, чем без него.
И вообще город невероятно огромный. С высоты кажется, что по меньшей мере раза в четыре больше Москвы. Питер же - так просто деревушка.
Такое количество людей, конечно, все время хотят куда-то перемещаться. Поэтому Москва нервно курит в сторонке со своими пробками. Я решила сэкономить время и поехать ночным автобусом из Сан-Пауло в Рио (денег это мне не экономило, перелет стоит примерно столько же, но моя бразильская соседка убедила меня в том, что ночной автобус - вполне неплохой вариант). В 5.30 мы плотно встали в пробке и вместо запланированных 6.15, приехали на вокзал в 8.30. Еще почти два часа добиралась до жилья.
Но вообще автобусные путешествия - это просто отличный вариант для путешествия по Бразилии. Я, как человек, которого укачивает всегда и везде, никогда не думала, что смогу это сказать. Но на самом деле, автобусы суперкомфортные, кресла и проходы широченные, ходят полупустыми, так что шансы, что рядом с вами окажется сосед, минимальны. Ходят часто, поэтому не стоит брать билеты заранее. Пейзажи невероятные. Видно, что и континент, и страна молодые - никакого выветривания - кругом холмы, холмики и горки. Все зеленое, но если где-то видна земля, то видно, что она красно-кирпичного цвета. Надо погуглить, отчего так.
Интернет и вообще услуги связи. Ребята, Белтелеком - это круть, МТС - мегакруть. Лучший интернет мне достался в фавеле в Рио-де-Жанейро. Это лучшее - наш 2009 год. Все остальное - 2005.
Богатство, бедность и средний класс. Бразилия - ни разу не нищая страна. С тех пор, как пала вторая диктатура, множество людей перебрались из бедных в устойчивый средний класс. Поэтому, кстати, постепенно уменьшается количество ручного труда. Например, нанимать на уборку дома специального человека становится невыгодно - цены на неквалифицированную рабочую силу растут, но ее все равно много (см. п. 1).
Фавелы и виллы.
Снять комнату в фавелах меня надоумила
HR специалист и кругосветная путешественница Ольга Мухина. Но мне надо было бы быть внимательной, потому что я забронировала совсем не то, что она мне посоветовала, а дом по соседству. Поэтому вместо вида мне досталась просто комната.
Фавела Видигаль граничит с самым престижным районом Рио-де-Жанейром - Леблоном (и прилегающим к нему пляжем Ипанема). От этого соседства ей достается отличная инфраструктура, куча полицейский и странное сочетание дорогих вилл, аккуратных многоквартирных домов, пятизвездочного Шератона и хаотично налепленных на склоне самодельных домиков. Некоторые оштукатурены, большинство - нет, поэтому выглядят неуютно. Как внутри? Представьте хорошо отремонтированную где-то в конце 80-х и не раздолбанную сильно хрущевку. Получите полное представление о материалах, мебели и площади помещений.
К этому, однако, прилагался уединенный пляж отеля Шератон. В-общем, почти идеальное место, но с видом было бы лучше.
Безопасность.
Все, кто знали о моей поездке в Бразилии, не раз перед ней наблюдали, как я пересказывала рассказ своей бразильской соседки о том, что меня может ожидать, и как мне следует себя вести. Рассказ включал требование пользоваться только такси, художественное представление указательного пальца к виску со словами "В Рио у тебя не тащат тихо кошелек из кармана, как в Питере, в Рио сразу приставляют пистолет к виску". И так далее. Поэтому застраховав свою жизнь и здоровье, я разослала копию страховки всем заинтересованным и пообещала после каждого выхода на улицу слать смс-ки с докладом о том, что я благополучно добралась домой.
Что на самом деле. Пистолеты-автоматы я видела многожды. Но только в руках полицейских. Особенно умилило, когда я поднималась к своему дому, завернула за угол, а там полицейские в театральных позах в засаде с пистолетами наготове. По их глазам и куражу мне показалось, что они затеяли игру в войнушку. Два молоденьких, чуть за двадцать пацаненка, которым дали в руки классные штуки. Один из них со мной даже поздоровался, другой, как будто, немного смутился. Они точно не ожидали увидеть белую (окей, к этому времени уже красную) женщину на этой лестнице. Смутилась и я, будто своим неловким появлением разрушила давно устоявшийся порядок.
Чуть раньше из окна автобуса видела, как полицейская машина резко (ставя под удар остальных участников дорожного движения) остановилась возле автобусной остановки, где стояли чернокожий мальчик и девочка лет по 16-18 (по-моему, они даже были не знакомы между собой). Полицейский с автоматом наперевес собственноручно вывернула им обоим карманы, ничего не нашел и машина укатила дальше. Racial profiling в действии.
То, что бразильцы любят слишком сладко или слишком солено я уже знала, но на месте еще раз убедилась. Поскольку основные блюда бразильской кухни мне были знакомы (включая жареные бананы), я не пользовалась особо общепитом, что для меня необычно, а поедала в огромных количествах местные фрукты. Научилась твердо различать манго, маракуйю и папайю.
Ой, чуть не забыла. Обезьянок я видела. Но не много.