Ничто не ново

Mar 13, 2018 13:51

"Люди стали при свете дня, так сказать, в открытом деловом кругу рассудка, т. е. в голове атеистами, а в сердце, во мраке ночи, частным образом, за спиной разума самыми суеверными христианами, самыми религиозными людьми в мире, но именно потому почитали как бога какого-либо домашнего пената."
Людвиг Фейербах "История Философии"

"Перегородка Read more... )

удивительное рядом, людвиг фейербах, ну и картиночки у вас, заметки на память

Leave a comment

sahonko March 13 2018, 18:10:19 UTC
https://al-ven.livejournal.com/590887.html?thread=2034471#t2034471
Единственное уточнение. Человек не только в процессе изменения общественных условий переходит из одной социальной реальности в другую, но и в актуальных условиях существует в разных реальностях. К примеру ученый в своей научной деятельности - атеист (пользуется атеистическим инструментарием для взаимодействия со средой), а в обыденной жизни может быть истово верующим. И здесь нет и речи об убеждениях, а все упирается в простой выбор удобных социальных инструментов взаимодействия с конкретной реальностью, в которой человек на данный момент находится.

Reply

tor_men_tor March 14 2018, 07:04:25 UTC
Как материалист замечу, что раздвоенность, противоречивость сознания - следствие противоречивости бытия. Но если Бэкону или Декарту такая раздвоенность простительна потому, что разрешение противоречия шло в прогрессивную сторону, то для современного полу-атеиста она не простительна именно как процесс регрессивный. Там материализм вытеснял идеализм, сейчас же ровно наоборот.

Reply

sahonko March 14 2018, 08:09:54 UTC
Так я и попробовал описать механизм того, каким образом противоречивость бытия транслируется в сознание, делая его противоречивым, а не просто констатировал факт, последнее сделали задолго до меня.

Reply

tor_men_tor March 14 2018, 08:19:53 UTC
Вот с этим я не совсем согласен - "При столкновении с реальностью он не сам изменяется, чтоб соответствовать реальности, а находит такие инструменты чтоб в воздействовать на реальность для достижения своих целей."
Тут есть действие реальности, которое изменяет человека, а дальше верно - подбираются инструменты для реальности. Т.е. изменившаяся реальность, изменяет человека, который вынужден изменять инструменты.

Reply

sahonko March 14 2018, 09:09:44 UTC
Здесь нет предмета для спора. Я не спорю с тем, что под воздействием реальности человек изменяется - это бесспорно. Но это не приспособление, когда человек полностью подстраивается под реальность, "чтоб соответствовать этой реальности". Для человека характерна именно активная преобразовательная реакция при помощи некоторого набора имеющихся у него искусственно созданных средств. Даже при полной невозможности противостоять воздействию внешней реальности и вынужденности полностью под нее прогибаться он пытается на ее воздействовать хотя бы трансформировав свое собственное представление об этой реальности. Собственно всякие религиозные веры и есть попытки такого преобразовательного воздействия хотя бы на иллюзию реальности в своей голове.

Reply

tor_men_tor March 14 2018, 09:54:39 UTC
Не спорим - обсуждаем. Мне представляется это так - в той части своей деятельности, которая обеспечивает человеку-обществу действительные средства к существованию, он(о) остается вынуждено материалистическим, та же часть, которая не имеет прямого отношения к добыванию средств существования скатывается туда (или остается не желая тратить силы), куда позволяет уровень развития общества. Если в развивающемся обществе вторая часть сокращается, то в обществе деградирующем увеличивается. Тем не менее разрешить это противоречие будет вынуждено как общество, так и отдельный человек.

Reply


Leave a comment

Up