Давным-давно заинтересовался я темой территориального маркетинга. Потом уже попытался это реализовать в "НОСе". "Заразил" этой идеей попутно пару интересных человек с деньгами. И совсем уж отвлечённо от этого территориального маркетинга начал курировать журналистский проект для
Citycelebrity.
И надо ж такому случиться, что на телеконференции с регионами, посвящённой "контрольному сроку" площадок Citycelebrity в 19 городах России, куратор проекта на федеральном уровне Константин Гаранин помимо разных других интересных моментов, вдруг коснулся территориального маркетинга!
"Очень важно понимать, зачем мы это делаем, - сказал уверенный в себе человек в шапочке, футболке и очках журналистам. - Около 50 лет
назад в Европе появилось такое явление, как маркетинг мест, территориальный
маркетинг. Европа начала загнивать, и на государственном уровне, на уровне
институтов произошли метаморфозы, когда не просто фирмами, а целыми городами,
областями и странами менялось позиционирование. Раньше это был умирающий шахтёрский
город, и вдруг сказали: «А ведь здесь может быть финансовый центр» - и начали
строить, начали вливать в город деньги. Какой-то регион стал культурным
центром, какой-то - центром экологического туризма. Ситуация менялась и 50 лет
назад произошла реструктуризация целых стран. И появились действительно
успешные проекты, которые помогли Европе стать такой, какая она сегодня. Вот
эти мероприятия сегодня нужны и нам, в России".
Далее Гаранин заговорил уже не как куратор молодёжного проекта, а как государственный деятель:
"Но
экономические изменения всегда более тяжёлые, нежели культурные и социальные
изменения. И мы, те кто работает в этой сфере, и власть, понимаем, что в первую
очередь в государстве надо начать менять социокультурные аспекты, которые
менять гораздо проще - с точки зрения экономики, с точки зрения финансов.
Сначала - настрой людей, культурную среду, и уже затем - менять экономику.
Потому что вдруг снести один завод и построить на его месте другой завод -
тяжело, а начать перестраивать среду, чтобы люди начали по-другому мыслить,
чтобы люди начали открывать своё дело, чтобы они захотели заниматься ковкой,
например - возможно".
То, что было сказано в следующий момент, и вовсе добило меня. Почему - поймёте, если читаете мой блог более-менее постоянно. Уже года три я проталкиваю, где только возможно, вплоть до местных выборов (и борьба на этом участке поля ещё не окончена), проекты, связанные с развитием моей малой родины - города Тара Омской области. В нашем "кейсе" и рок-фестиваль для сибиряков, и исторический фестиваль с мечами и латами - ни один из этих проектов, правда, не поддержан ни самими тарчанами, ни властью - вот уж действительно: сначала надо менять мировоззрение людей.
"В Норвегии есть город Киркинес, это был умирающий
шахтёрский городок, в котором появилась
арт-группа «Девушки на мосту». Пять абсолютно обычных девушек стали
делать фестиваль для представителей государств Баренц-региона: Норвегии,
Швеции, Финляндии и России. На фестиваль они приглашали друзей, создавали
арт-проекты - то есть создавали культурное пространство. В течение девяти лет
они упорно работали, находили сами деньги, поддержку - и делали
«Баренц-фестиваль». Постепенно туда в январе-месяце стали приезжать люди,
постепенно о фестивале узнавало всё больше европейских художников и они стали
хотеть туда попадать и там выставляться. И только тут норвежское правительство
сказало: «Ох, ничего себе вы тут развернулись!» И дали им грант, потом другой,
третий. Сейчас они делают проект фестиваля в России, делают фестиваль
пограничных стран - в зонах, где есть какие-то трения, напряжения между
граничищами странами. То есть это уже такой серьёзный миротворческий проект. А
началось всё с фестиваля искусства.
А Киркинес из умирающего города стал арт-центром Северной
Европы! Через три-четыре года всего этого «движения», министры культуры стран
Баренц-региона провели там свой саммит! Туда стали вкладывать деньги, сейчас
там строится огромный отель, когда там проводится «Баренц-фестиваль», там нет
мест, люди зарабатывают деньги, вся инфраструктура, весь сервис
перестраивается. То есть простые хрупкие девушки взялись за дело и в течение
достаточно короткого промежутка превратили свой город в нечто совершенно
невообразимое.
Мы хотим в рамках нашего нового проекта запустить
такие же изменения в наших малых городах. У нас полстраны таких Киркинесов. Там
люди не знают, что делать, зачем делать. Да, в России есть Пермь, в которой
Марат Гельман делает Центр современного искусства, у нас есть Питер, где
кому-то дали задание построить Музей современного искусства, но у нас есть
огромное количество малых городов, в которых не происходит ни-че-го. И если
люди оттуда сами не начнут что-то делать, цивилизация туда дойдет в последнюю
очередь".
"Мы хотим в малых городах создавать группы, чтобы они сами
создавались, сами инициировались, работать с их проектами по изменению
городской среды, социокультурного изменения города внутри небольшого или
масштабного, затратного или «бюджетного» проекта - и потом этих людей, которые
сделают классные проекты у себя в городе - отвести в Норвегию на
Баренц-фестиваль, где познакомить их со шведскими, норвежскими, финскими
кураторами, которые могут показать и рассказать, как это делается, как это
делалось в Киркинесе, которые дадут им новые знания, чтобы люди оттуда
вернулись и могли эти новые знания применить у себя, на месте".
"Наша
задача - запустить этот позитив. С одной стороны, мы даём людям возможность
реализоваться, а с другой стороны - хотим наполнить наше пространство
позитивными коммуникациями", - подвёл итог Гаранин.
Сидящая рядом
знакомая тихо сказала мне во время пресс-конференции: «Вот таким должен быть
министр по молодёжной политике». Впрочем,
в нашем правительстве нет отдельного министерства по молодёжной политике, это
ведомство больше занимается спортивными мероприятиями. Нашему правительству
молодёжь нужна исключительно в утилитарных целях: в армейской казарме и на
«ура-патриотических» митингах.