Citycelebrity. Неожиданное пересечение

Jun 03, 2010 08:41

Давным-давно заинтересовался я темой территориального маркетинга. Потом уже попытался это реализовать в "НОСе". "Заразил" этой идеей попутно пару интересных человек с деньгами. И совсем уж отвлечённо от этого территориального маркетинга начал курировать журналистский проект для Citycelebrity.
И надо ж такому случиться, что на телеконференции с регионами, посвящённой "контрольному сроку" площадок Citycelebrity в 19 городах России, куратор проекта на федеральном уровне Константин Гаранин помимо разных других интересных моментов, вдруг коснулся территориального маркетинга!

"Очень важно понимать, зачем мы это делаем, - сказал уверенный в себе человек в шапочке, футболке и очках журналистам. - Около 50 лет назад в Европе появилось такое явление, как маркетинг мест, территориальный маркетинг. Европа начала загнивать, и на государственном уровне, на уровне институтов произошли метаморфозы, когда не просто фирмами, а целыми городами, областями и странами менялось позиционирование. Раньше это был умирающий шахтёрский город, и вдруг сказали: «А ведь здесь может быть финансовый центр» - и начали строить, начали вливать в город деньги. Какой-то регион стал культурным центром, какой-то - центром экологического туризма. Ситуация менялась и 50 лет назад произошла реструктуризация целых стран. И появились действительно успешные проекты, которые помогли Европе стать такой, какая она сегодня. Вот эти мероприятия сегодня нужны и нам, в России".
Далее Гаранин заговорил уже не как куратор молодёжного проекта, а как государственный деятель:
"Но экономические изменения всегда более тяжёлые, нежели культурные и социальные изменения. И мы, те кто работает в этой сфере, и власть, понимаем, что в первую очередь в государстве надо начать менять социокультурные аспекты, которые менять гораздо проще - с точки зрения экономики, с точки зрения финансов. Сначала - настрой людей, культурную среду, и уже затем - менять экономику. Потому что вдруг снести один завод и построить на его месте другой завод - тяжело, а начать перестраивать среду, чтобы люди начали по-другому мыслить, чтобы люди начали открывать своё дело, чтобы они захотели заниматься ковкой, например - возможно".

То, что было сказано в следующий момент, и вовсе добило меня. Почему - поймёте, если читаете мой блог более-менее постоянно. Уже года три я проталкиваю, где только возможно, вплоть до местных выборов (и борьба на этом участке поля ещё не окончена), проекты, связанные с развитием моей малой родины - города Тара Омской области. В нашем "кейсе" и рок-фестиваль для сибиряков, и исторический фестиваль с мечами и латами - ни один из этих проектов, правда, не поддержан ни самими тарчанами, ни властью - вот уж действительно: сначала надо менять мировоззрение людей.

"В Норвегии есть город Киркинес, это был умирающий шахтёрский городок, в котором появилась  арт-группа «Девушки на мосту». Пять абсолютно обычных девушек стали делать фестиваль для представителей государств Баренц-региона: Норвегии, Швеции, Финляндии и России. На фестиваль они приглашали друзей, создавали арт-проекты - то есть создавали культурное пространство. В течение девяти лет они упорно работали, находили сами деньги, поддержку - и делали «Баренц-фестиваль». Постепенно туда в январе-месяце стали приезжать люди, постепенно о фестивале узнавало всё больше европейских художников и они стали хотеть туда попадать и там выставляться. И только тут норвежское правительство сказало: «Ох, ничего себе вы тут развернулись!» И дали им грант, потом другой, третий. Сейчас они делают проект фестиваля в России, делают фестиваль пограничных стран - в зонах, где есть какие-то трения, напряжения между граничищами странами. То есть это уже такой серьёзный миротворческий проект. А началось всё с фестиваля искусства.

А Киркинес из умирающего города стал арт-центром Северной Европы! Через три-четыре года всего этого «движения», министры культуры стран Баренц-региона провели там свой саммит! Туда стали вкладывать деньги, сейчас там строится огромный отель, когда там проводится «Баренц-фестиваль», там нет мест, люди зарабатывают деньги, вся инфраструктура, весь сервис перестраивается. То есть простые хрупкие девушки взялись за дело и в течение достаточно короткого промежутка превратили свой город в нечто совершенно невообразимое.
Мы хотим в рамках нашего нового проекта запустить такие же изменения в наших малых городах. У нас полстраны таких Киркинесов. Там люди не знают, что делать, зачем делать. Да, в России есть Пермь, в которой Марат Гельман делает Центр современного искусства, у нас есть Питер, где кому-то дали задание построить Музей современного искусства, но у нас есть огромное количество малых городов, в которых не происходит ни-че-го. И если люди оттуда сами не начнут что-то делать, цивилизация туда дойдет в последнюю очередь".

"Мы хотим в малых городах создавать группы, чтобы они сами создавались, сами инициировались, работать с их проектами по изменению городской среды, социокультурного изменения города внутри небольшого или масштабного, затратного или «бюджетного» проекта - и потом этих людей, которые сделают классные проекты у себя в городе - отвести в Норвегию на Баренц-фестиваль, где познакомить их со шведскими, норвежскими, финскими кураторами, которые могут показать и рассказать, как это делается, как это делалось в Киркинесе, которые дадут им новые знания, чтобы люди оттуда вернулись и могли эти новые знания применить у себя, на месте".

"Наша задача - запустить этот позитив. С одной стороны, мы даём людям возможность реализоваться, а с другой стороны - хотим наполнить наше пространство позитивными коммуникациями", - подвёл итог Гаранин.

Сидящая рядом знакомая тихо сказала мне во время пресс-конференции: «Вот таким должен быть министр по молодёжной политике». Впрочем, в нашем правительстве нет отдельного министерства по молодёжной политике, это ведомство больше занимается спортивными мероприятиями. Нашему правительству молодёжь нужна исключительно в утилитарных целях: в армейской казарме и на «ура-патриотических» митингах.

Гаранин, citycelebrity, идеальная Россия, территориальный брендинг

Previous post Next post
Up