Материал редактора отдела "Власть" омского журнала "Бизнес-курс"
Станислава Жоглика о
Сергее Мальгавко и его увольнении из газеты "
Тарское Прииртышье".
Сбой на севере
Выступление главного редактора государственной газеты "Тарское Прииртышье" Сергея Мальгавко против областной цензуры как глухой удар по башке в темном подъезде. Специальный корреспондент "БК" побывал на месте преступления, встретился с главным фигурантом необычного дела и попытался понять: кто он - преступник или пострадавший
Признаться, до этого случая журналистов районных изданий я видел только на пресс-конференциях губернатора, где они благодарили Леонида Полежаева, а заодно в зависимости от конъюнктуры хвалили или же, наоборот, топили своих районных глав. Одна только мысль о каком-либо фрондерстве в пику области с их стороны выглядела верхом абсурда.
От Омска до Тары путь в 300 километров. В Таре есть дороги. В соседнем Большеречье есть направления и есть асфальт, а дорог нет. Здесь, в центре северной столицы области, на неизменной площади Ленина, не без его символического присутствия, между зданием районной администрации и ДК, где эта администрация проводит порой какие-то свои важные партийные мероприятия, находится редакция газеты "Тарское Прииртышье". Мы сидим с Сергеем Мальгавко в его бывшем кабинете и пьем чай, по его уверениям, такой же, что и несколько недель назад здесь пил начальник главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций области Роман Оноприенко.
В Таре все собственное медиапространство ограничивается филиалом "12 канала" и газетой "Тарское Прииртышье". Конкуренция с омскими газетами "НОС" и "Ваш ореол", а также федеральными "Комсомолкой" и "Аргументами и фактами" заставила Мальгавко в свое время полностью изменить работу газеты: сделать выход на день раньше, создать собственную доставку, а не через почтамт, ввести компьютерную верстку, первую в Сибири полноцветную печать среди районных газет, первый сайт среди них же.
Звонит телефон. Мальгавко не берет трубку: "Я больше здесь не работаю". Открывается дверь.
- Виктор Иваныч, чего тебе? - бывший главред выходит за дверь. Возвращается.
- Это Виктор Иваныч, - объясняет Мальгавко, - он не журналист, он в соседнем доме живет, увидел, что у нас свет горит, пришел 50 рублей занять. У нас тут все по-простому. Население 48 тысяч, и каждый день встречаешь на улице героев и антигероев своих публикаций.
Я в Таре что-то вроде адвоката Романа Оноприенко, привожу выдержки из его исповеди, опубликованной на сайте газеты "Коммерческие вести". Позиция Оноприенко проста и понятна. Государственным СМИ быть. И баста. Все остальное от лукавого. Позиция Мальгавко: быть, но какими?
- Сергей, назначение Оноприенко происходило на фоне открытого недовольства губернатора уровнем областной агитации. Омские журналисты тогда восприняли это назначение как попытку власти по-новому взглянуть на взаимодействие со СМИ.
- И мы так думали сначала. Мое знакомство с Р.П. Оноприенко состоялось сразу после его назначения. Всех редакторов районных газет собрали тогда, чтобы обсудить, как будем работать дальше. Он посмотрел статистику и говорит: "Вот у нас по показателям выделяется "Тарское Прииртышье". И тираж высокий, и доходы. Есть ли здесь главный редактор? Может, он поделится и скажет, как добиться таких показателей?" Я тогда встал и сказал те же самые слова... Что нужно меньше дубовой пропаганды, а больше информации.
- Как он на это отреагировал?
- Нормально. По сути дела, я пытался донести простую мысль. Люди на селе выписывают районную газету ради местных новостей. Они живут здесь и им интересно, что происходит у друзей, соседей... А зачем им читать информацию, которая уже прошла по "12 каналу", по ГТРК "Иртыш", о чем круглосуточно говорится по радио? А нам приходит рассылка по электронной почте - те же самые новости и с пометкой "для обязательной публикации". И потом это отслеживается. Ладно бы там был какой-то иной взгляд на события. Нет, все то же самое. С приходом Романа Оноприенко нам ввели рейтингование, как это сейчас стало модно. Стали оценивать эффективность газеты по показателям: сколько раз упомянут губернатор, сколько раз правительство...
- И вы в соответствии с этими рекомендациями планировали содержание каждого номера?
- В том-то и дело, что, если работать на этот рейтинг, можно только больше навредить и губернатору, и правительству. Допустим, из управления приходит информация о том, что по инициативе губернатора провели газ в Русскую поляну или Черлак. И для этих районов информация будет актуальна и, безусловно, сыграет на пользу губернатору. А для тарских жителей слово "газ" - это как красная тряпка для быка, потому что все помнят распиаренное тевризское месторождение газа. Котельные перевели на газ, люди закупили оборудование, готовили проекты, а им вдруг сказали: "Газа нет". Сейчас эти же котельные переводят на дрова.
По логике Главного управления я должен в любую заметку к месту и не к месту вставлять фразу "благодаря инициативе губернатора".
- Оноприенко в своем письме говорит совсем о другом. О субсидиях на молоко, о льготах. Информацию об этом вы тоже отказывались размещать?
- Да разве дело в том, чтобы поставить информацию о субсидиях? Он же требует комментариев к этой информации. Допустим, выделили 100 миллионов рублей субсидий на молоко. А дальше по такому же сценарию, как это бывает на "12 канале", это решение должны похвалить доярка, директор СПК, еще кто-то... А меня этот директор на три буквы пошлет, если я к нему обращусь за комментарием. Ведь субсидии в данном случае выделены для буренок, содержащихся в ЛПХ, а для коров, так сказать, колхозных, то есть в СПК северных районов, они уменьшены по сравнению с прошлым годом.
- По-вашему, такой импульс идет напрямую от губернатора или это инициатива его молодой команды?
- Губернатор очень неглупый человек. Проблема, по-моему, в том, что в областной администрации сейчас почти не осталось людей, которые бы имели собственное мнение и могли аргументированно его доказывать и отстаивать. Надо же прежде всего за порученное дело болеть, а не за свою должность держаться.
- А вообще отношение за десять лет работы к губернатору у вас сложилось критическое?
- Я не настолько близок к губернатору и не вхож в высокие кабинеты, чтобы судить об этом. Но за некоторые вещи, которые касаются Тары, я ему просто благодарен. За Северный драмтеатр, например, - такой объект без государственной воли никогда нельзя было бы построить. И для меня это было важно. Театр - это один из немногих объектов, которые удерживают меня и многих моих друзей в Таре.
- Одна из главных претензий к вам: как же вы с такими представлениями посвятили этой газете 10 лет жизни?
- Я никогда не скрывал своих представлений, всегда об этом говорил. Просто публично выступил впервые. Что тут героического? Человек сказал то, что он думает. Роман Оноприенко потом опубликовал свою точку зрения. Пусть люди читают и сами решают, кто больше прав. По-моему, глупо настаивать на том, чтобы была односторонняя информация, - когда я могу выйти в интернет и узнать все про Омскую область, про губернатора и про другие события... Вот Аллеса, например, арестовали... Мы здесь мгновенно узнаем все версии по этому случаю. Размер взятки, самоубийство было или не было... Хотя ни одно госиздание об этом не писало.
- Но ведь в интернете пока сидит в основном молодежь, наиболее аполитичная часть населения. А газету читают в первую очередь те, кого можно раскачать...
- Да кого мы тут раскачали? Кандидат "Единой России" на пост главы прошел, 14 из 15 мест в райсовете тоже получили выдвиженцы от ЕР. А в Любино произошло все наоборот. Там же лично губернатор агитировал за кандидата, который в итоге проиграл. Если ты отвечаешь за информационную политику - ты должен понимать: это не кандидат проиграл в этом районе, это губернатор проиграл. Получается, ты свою работу провалил. То же самое произошло в Саргатке, в Москаленках.
У районных газет суммарный тираж примерно 150 тысяч. Это же огромный ресурс, к нему надо бережно относиться. В свое время у "Омской правды" был тираж около 200 тысяч, а теперь меньше 10 тысяч. Эту газету угробили безудержной агитацией.
- Когда начальником управления по делам печати была Марина Вздорнова, а этот блок курировал Александр Артемов, вам работалось легче?
- Со Вздорновой можно было взаимодействовать. Артемова я знаю еще с того периода, когда он был первым секретарем тарского горкома ВЛКСМ. Первый видеосалон, фильмы про Рэмбо, секс и все такое появилось у нас на базе горкома комсомола в ту пору, когда этим структурам была разрешена хозрасчетная деятельность. А теперь Александр Васильевич всех учит, как надо родину любить. Я называю это двойными стандартами.
- И все равно не понимаю, как с такими отношениями и взглядами вы тут удерживались в течение 10 лет?
- Меня поддерживал Павел Исаев, бывший глава района. Александр Луппов (экс-министр промышленной политики, транспорта и связи области - "БК") был еще жив и имел влияние. Если бы не они, меня бы тут сожрали через год после назначения.
- А с чем, кстати, связан уход Исаева?
- Это лучше у него спросить...
- Вы могли себе позволить критику муниципальной власти?
- В этом смысле я Исаева считаю настоящим демократическим политиком, он не боялся критики, хотя мог высказать свою личную оценку по той или иной публикации. В том числе негативную. Первое время, когда я руководил газетой, к нам было много претензий со стороны местных чиновников, они требовали от Исаева разобраться с газетой, но он им несколько раз ответил: "Газета - не доска почета". Постепенно мы и наших читателей к этой мысли приучили, хотя, безусловно, в газете всегда были и будут материалы о хороших, добрых людях, профессионалах своего дела, наших талантах.
- Как начали выстраиваться отношения с новой администрацией района?
- Да никак пока. Когда мне Оноприенко позвонил и сказал: "ты карьерист", я очень удивился. Если бы я был карьеристом, я бы, наоборот, вертелся вокруг нового главы и хвалил его взахлеб.
- Думаю, он имел в виду, что вы своим письмом сделали себе пиар... И действительно, многие издания проявили к вам интерес...
- На кой мне сдался этот пиар? Что я от него получил в итоге?
- Еще один камень в ваш огород, что вы выложили свое письмо против цензуры на собственном сайте...
- А где мне его еще выкладывать? Мы первая из районных газет, которая сделала свой сайт и организовала там первое обсуждение без цензуры. Когда в районе проходили выборы, по некоторым статьям было до 150 комментариев. Для Тары это очень много. Там было достаточно критики ив адрес "Единой России", но эта партия все же выборы в Таре выиграла.
- Тем не менее вы понимаете, что ваш поступок - это очень значимый прецедент?
- Я громких пафосных слов боюсь. Прецедент! Гражданская позиция! Это не мой словарный багаж. Когда молодежь из "Молодой гвардии", вместо того чтобы реализовывать себя в творческом плане, ходит махать флагами - это тоже выдается за гражданскую позицию. А я просто публично высказал то, что думаю.
Станислав Жоглик, "Бизнес-курс"