Сериалы для чайников

Jul 24, 2010 21:23

Теша своё самолюбие, продолжаю выставлять здесь свои тексты, которые считают наиболее достойными.
На этот раз - "Сериалы для чайников", впервые опубликованные в молодёжном журнале "Дело молодое", номер которого был посвящён онлайн-культуре.

(с) "Дело молодое"
(с) Александр Жиров

Включая во время обеденного перерыва очередную серию «Теории Большого взрыва», мы подумали: «А если бы у наших далёких предков (то есть у родителей, отдельно от которых мы теперь живём) была возможность качать «Санта-Барбару» с торрентов и смотреть её нон-стопом на компьютере - был бы у нас шанс родиться?» Но потом отмели эту мысль с негодованием и вместо серьёзного социологического исследования и занятия любовью надиктовали редактору отчёт о своих любимых сериалах.


1.        «Злобный, доктор и небрит»

Нет, это не про твоего участкового врача из районной поликлиники. Хотя все три приметы - в точку. А если у него ещё и трость есть - могу поспорить, ты живёшь в Америке, а в свободное от взращивания в своём организме мигрирующих опухолей и экзотических паразитов время наблюдаешься у Грегори Хауса (M.D.)

О чём? Доктор Хаус - заведующий отделом диагностики обычной американской больницы. У 50-летнего Хауса есть команда врачей различной специализации, которые помогают ему ставить пациентам «дифференциальный диагноз». А ещё у него есть перманентные боли в ноге после перенесённого инфаркта бедренной мышцы и маниакальное пристрастие к обезболивающим таблеткам - викодину. «Хаус» - не просто сериал, это медицинский детектив, где в роли подозреваемых выступают вирусы, тромбы, паразиты и прочая медицинская нечисть, так и норовящая отравить нам жизнь.

Смотреть противопоказано! Если ты мнительный ипохондрик, не смотри «Хауса» - а то понахватаешься названий экзотических болезней и будешь потом капать на нервы участковому врачу, выискивая у себя тропические заразы.

Извлечённые уроки. «Хаус» решает важнейший вопрос в медицине - о соотношении эффективности и эффектности. Говоря словами самого доктора Хауса, «какой врач лучше - тот, который держит тебя за руку, когда ты умираешь, или тот, который игнорирует тебя, пока ты выздоравливаешь?»

Обрати внимание. Прообраз Хауса - Шерлок Холмс. Доктор живёт в доме № 221B, использует дедуктивный метод и музицирует в свободное время. Да, и ещё - актёр Хью Лори - англичанин. В свою очередь, «привет» авторам «Хауса» передали создатели «Мадагаскара»: в сиквеле мультфильма выясняется, что вечно больной жираф Мэлман носит фамилию продюсера сериала Джона Манкевича.

Просмотр с экспертом. Л.Г. Лапенко, хирург: Сериал, на мой взгляд, замечательный. Я когда первый раз о нем услышала, первое, что меня заинтересовало - профессия главного героя. А потом втянулась и уже не смогла остановиться. Но, несмотря на обаятельного и харизматичного Хью Лори, сериал содержит массу «ляпов» и медицинских неточностей. Можно бесконечно приводить примеры, начиная с того, что Хаус (6 серия первого сезона) встает с колен, опираясь на больную ногу и заканчивая тонкой кишкой без брыжейки (дупликатура брюшины, посредством которой тонкая кишка прикреплена к задней стенке живота). Но ведь это не документальный сериал, и интересному развитию событий и прекрасной игре актеров я могу простить некоторые неточности.

2.       «Физики шутят»

В советском прошлом в разных газетах и журналах встречалась рубрика с таким названием. Традиционно считалось, что люди делятся на физиков и лириков - каждой категории присваивались собственные характеристики, и юморящий физик, согласно этой теории, был таким же феноменом, как скрупулёзный лирик. Между тем, советская сатира состояла сплошь из выпускников МАИ и других «политехов». Оттого и упоминание искрящихся смехом физиков становилось категорией качества юмора.

О чём? «ТБВ» - это гимн кидалтов - взрослых детей. А ещё «пасаденская четвёрка» из сериала - и примкнувшая к ним официантка Пенни, - это своеобразный срез глобализирующегося общества. Повзрослевший вундеркинд Шелдон, его коллега и сосед Леонард, «похотливый инженер» Говард и индус-астроном Радж составляют своё меню из пиццы, тайской курицы и гамбургеров, играют по выходным в пейнтбол и Guitar Hero и бегают в магазин за новыми комиксами. При этом все они - сотрудники Калифорнийского технологического университета. Преподаватели, одним словом. Эх, нам бы таких лекторов!

Смотреть противопоказано! Юмор «Теории» понятен каждому, кто тратил свободное время на чтение умных книжек, а не на посещение спортзала или дискотеки. Свои Говарды есть на каждом мехфаке, а подобные Шелдону «умники» - встречаются даже на филологическом. И шутки про «226 друзей на «Вконтакте», которых ты никогда не видел лично» и «выбор между сексом и Halo 3» делают сериал понятным каждому, кто когда-либо был студентом. Поэтому смотреть «Теорию большого взрыва» настоятельно не рекомендуется только людям без чувства юмора.

Извлечённые уроки. Слоган сериала - “Smart is a new sexy”. Тщедушные учёные, верящие в Бэтмена и Халка, бросили вызов мачо на красных спорткарах из 90-х. И пускай этих четырёх «ботаников» чаще всего ждут неудачи по всем фронтам, включая любовный, они не отступают от своего и, самое главное, не пытаются изменить себя только лишь для того, чтобы понравится окружающим. Тому же учат и зрителей - прими себя таким, какой ты есть, и всё получиться.

Обрати внимание. В сериале периодически появляются родители персонажей. Так, в 4 серии первого и 15 серии второго сезона нас знакомят с мамами Леонарда и Шелдона. Родители Раджа общаются с ним при помощи вебкамеры на ноутбуке. Но чаще всего в сериале фигурируют мама Говарда Воловитца - правда, она единственная, кого зрители никогда не видели - во многих сериях звучит только её зычный голос.

Просмотр с экспертом. Иван Шеков, студент ОмГПУ, КВНщик: Сериал потрясающий! Я пересмотрел все сезоны, и многие фразы и сутуации из ТБВ в нашем квновском кругу не сходят с уст. Мы постоянно обсуждаем интересные моменты и фразы, иногда используем их в жизненных ситуациях.
Самый офигенный персонаж в сериале, это, конечно же, Шелдон Купер!
Человек-робот, отмораживающий мегафишки по поводу и без него! Всякие физические и естествонаучные термины и истории он задвигает так, что от этого обоссаться можно!
Настоящие физики так не шутят, если, конечно, конкретно про физиков говорить, а не о «технарях» в общем. Настоящие физики - снобы, которые принимают все за чистую монету. Хотя Шелдон, как и его друг Леонард, тоже относится ко всему таким же образом, но их отношение намного позитивнее и смешнее. Шелдон - невинный маленький мальчик в теле 25-летнего гения с жуткой манией к комиксам, компьютерным играм и коллекционным игрушкам. Стоит отметить его коронное "БУ-ГА-ГАШЕНЬКИ" с видом межгалактического злодея, когда он лихо разводит своих друзей, прикалывается над ними. Да что говорить? Это надо видеть!

3.       «… или право имею?»

Вопрос Родиона Раскольникова так долго висел в воздухе вместе с философией толстовцев и библейским «Аз воздам», что было бы странно, если бы на эту тему не сняли сериал. Причём, всё вполне по-голливудски: с одной стороны кровавая бойня, с другой - внутренние терзания главного героя.

О чём? Если бы «Гамлета» снимал Квентин Тарантино - он выглядел бы именно так. Декстер Морган работает экспертом-криминалистом в «убойном отделе» полиции, он читает улики, как открытую книгу, и по утрам угощает коллег пончиками. У него есть подруга с двумя детьми от первого брака, которые души в нём не чают. По выходным он играет в боулинг с друзьями и рыбачит на собственном катере в океане. Но у него есть одна маленькая слабость. Декстер - серийный убийца. Впрочем, у него есть оправдание, по крайней мере, для самого себя - он убивает только маньяков, которым из-за лазеек в законах удалось уйти от суда и электрического стула. При этом зритель вовлечен не только в «экшн», но и в душевные метания героя и поиски истинной сущности Декстера.

Смотреть противопоказано! Не смотреть, в первую очередь, очень впечатлительным особам. Потому что, несмотря на некоторую цензуру, в сериале всё-таки много «расчленёнки». Нельзя смотреть «Декстера» людям с обострённым чувством справедливости - кто знает, какие мысли зашевелятся в вашем воспалённом мозгу - как-никак 70% наших сограждан, по опросам ВЦИОМ, готовы самолично вершить правосудие над теми же маньяками-убийцами. Зато девушкам, наверняка, понравится главный герой в исполнении Майкла С. Холла, есть в нём, и правда, что-то демоническое. Так что не показывай сериал своей девушке.

Извлечённые уроки. Красной линией через все сезоны сериала проходит мысль о том, что каждый человек носит «маску», за которой скрывает от людей свои истинные чувства и желания. И если под «маской» разудалого весельчака ты не маньяк-убийца, то наверняка тонкий и ранимый человек, или одинокий и неуверенный в себе мизантроп. А ещё Декстеру постоянно приходится решать серьёзный вопрос, с которым каждый из нас тоже сталкивается частенько - насколько необходимо придерживаться морального кодекса, который придумали для тебя другие люди?

Обрати внимание. Фанат «Декстера» - эстетический гурман. Заставка к каждой серии снята настолько «вкусно», что хочется пересматривать её помногу раз.

4.      «Великий Нимой»
У американцев не было своего Штирлица или Чапаева. Поэтому заокеанским детям пришлось взрослеть на светлых образах комикс-героев Супермена, Человека-паука и капитана Спока. Последний - вовсе не родственник знаменитого педагога, а остроухий инопланетянин. Первый исполнитель роли хладнокровного вулканца американский актёр с украинскими корнями Леонард Нимой стал заживо обожествленным кумиром подростков всех времен.

О чём? «Звёздный путь» довольно детально описывает недалёкое будущее. Главные герои саги - капитан Джеймс Тиберий Кирк и его первый помощник Спок на сверхсовременном (даже по меркам XXIII века) космическом корабле «Энтерпрайз» бороздят просторы  Вселенной на предмет поиска «белых пятен». Несмотря на то, что Кирк и Спок делают это на киноэкранах уже на протяжении 45 земных лет - с 1964 года - их приключения до сих пользуются огромной популярностью у кидалтов всех поколений.
И судя по сюжету фильма-приквела, вышедшего на экраны в мае 2009, любителей «Стар Трека» ожидает «перезагрузка» - совершив скачок во времени, Спок создал «альтернативное будущее», в котором события оригинального сериала могут пойти совершенно иначе. А это значит, что перед нами - «непаханое поле» для экспериментов с фантастическими полётами в кино.

Смотреть противопоказано! Если ты не фанат «Вселенной «Стар Трека» с детства, вряд ли тебе удастся проникнуться идеей сериала до конца. Ведь «Звёздный путь» продуман фанатами-треккерами до мелочей - от рецептов блюд клингонской кухни и Устава Звёздного флота до правил игры в трёхмерные шахматы и вулканского алфавита.
И, кстати, ты можешь не смотреть «Звёздный путь», если не планируешь вливаться в мировое сообщество. Потому что сериал «Стар Трек» - «Звёздный путь» - давно стал неотъемлемой частью западной культуры. Практически в каждом третьем мультике, фильме или сериале отдаётся дань уважения «Стар Треку» - и ты рискуешь не понять многие шутки и «истер эгги» из них.

Извлечённые уроки. Учит не столько сам сериал, сколько фанатское движение, образовавшееся вокруг него. И прежде всего - тому, что, сколько бы ни было лет человеку, он готов проникнуться таинством выдуманного мира, создать фантастическую Вселенную. И им не всегда движет желание убежать от проблем реальности. Просто некоторые выдуманные Вселенные иногда намного более живые, чем некоторые реальные миры. «Стар Трек» - это «Властелин колец» для тех, кто смотрит в будущее и не верит в магию.

Обрати внимание. Режиссёр нового «Стар Трека» Джей Джей Абрамс (на совести которого также известный тебе сериал «Остаться в живых») решил сделать фанатам оригинального сериала подарок - он пригласил уже довольно дряхлого Леонарда Нимоя на роль Спока в старости.

Просмотр с экспертом. Эндрю Риггз, 25 лет: Стар Трек оставался в американской субкультуре более 50 лет. По сути, он не представляет собой ничего, кроме как развлекательного сериала с хорошо продуманным составом героев. Я не могу назвать какого-то одного наиболее важного героя, так же как, например, сложно ответить, лучше ли Кирк Пикарда? Если вы хотите узнать, насколько сильно оказалось влияние сериала, рекомендую посмотреть фильм Trekkies (Trekkies является 1997 документальный фильм режиссера Роджера Nygard о преданных фанатов Star франшизы Джина Родденберри Trek. В главных ролях Дениз Кросби, фильм содержит интервью с преданными Star Trek). Если говорить о том, чему сериал может научить, я могу сказать только то, что он очень хорош для развлекательных целей.

5.       Мой папа калифреник, или детям до 16-ти…
Хороши женщины! После глобального успеха сериала «Sex And The City» они ещё смеют обвинять мужчин, что тем только одного и надо! А мужчинам - даже самым ершистым и неприручаемым - нужна любовь. Найти её - не так сложно, как поётся в песнях, а вот удержать её, при этом, не теряя себя, - куда сложнее. С этой задачей пытается справиться герой сериала «Калифрения» (Californication). С переменным успехом.

О чём?  Для Хэнка Муди никогда не составляло проблемы понравится окружающим. И по поводу «достать окружающих» тоже проблем не возникало. Недаром его фамилия дословно переводится как «переменчивый». А ещё его фамилия значится на нескольких культовых книгах. Жизнь писателя Хэнка состоит из ностальгии по дождливому Нью-Йорку, обитания в солнечном Лос-Анджелесе, воспитания дочери-подростка и попыток вернуть любимую (не без параллельного стремления найти ей замену). Словом, если вам нравится заслуженный Фокс Малдер всея Америки Дэвид Духовны, творящий мальчишеские глупости под звуки старого доброго рок-н-ролла - вам именно сюда.
Смотреть противопоказано. Детям до 16-ти и женщинам. Потому что Californication - это такой мужской ответ «Сексу в большом городе», и женщины могут неверно истолковать некоторые поступки главного героя. А дети до 16-ти научатся чему-нибудь не тому.

Извлечённые уроки. Главный урок «Калифрении» - для того, чтобы тебя любили, не обязательно ездить на белом коне и осыпать избранницу розами. Мужчину любят не за его поступки, а за то, что он Мужчина. С большой буквы М. Даже если «М» - это Moody.

Обрати внимание. Прообразом Хэнка Муди был культовый американский писатель Чарльз Буковски (этакий американский Довлатов), воспевавший с помощью своего литературного героя Генри Чинаски независимость от авторитетов, брутальность и вольный образ жизни. Кстати, «Хэнк» - это уменьшительно-ласкательное от «Генри».

Просмотр с экспертом. Алексей karaulovsk Караулов, писатель, главный редактор журнала MAXIM Detox. Я категорически против романтизации жизни писателя, а равно и удачливого полуписателя, которым, на мой взгляд, является взятый в качестве прототипа Буковски (как стилист и мыслитель он - ничтожен). В сериале не показана главная составляющая писательской жизни - тупая, рутинная, станочная работа. Кстати, тем же грешил и Довлатов: он распускал про себя мифы, мол, ему так легко писать, что он вынужден вводить искусственные ограничения (например, чтобы в предложении не было двух слов на одну и ту же букву), а свои лучшие газетные репортажи он создает на коленке в перерывах между пьянками. Это вранье, конечно же. Он запойно работал, иногда днями не выходя из дома, но в книгах ничего про это нет. Та же претензия у меня и к «Californication». Как энциклопедия жизни человека за тридцать - городского невротика, запутавшегося и терзаемого непреодолимыми комплексами - сериал неплох и остроумен. Но зачем нужно было делать героя писателем? Пусть бы был парикмахером у пуделей знаменитостей - было бы честнее. Образ жизни, который ведет Муди - контрпродуктивный и антитворческий. Весь сериал - одна большая отговорка для людей тридцати с чем-то лет, не сделавших в жизни НИ ЧЕРТА. Им пытаются показать, что и они на что-то годны, и что у них начнется какая-то жизнь после сорока. Так вот, не начнется. Потому что для этого надо было пахать лет с шестнадцати, до надрыва, и то это не было бы гарантией (успех - всегда лотерея). А тут про это ни слова.

6.      Дожили до понедельника…
В самом честном советском фильме о школе преподаватель истории Илья Семёнович Мельников мудро призывал своих учеников «дожить до понедельника». Дожили. С понедельника - как и положено на ТВ - «Первый канал» начал показывать сериал «Школа» от самого молодого режиссёра страны Валерии Гай-Германики.

О чём? Если вы думаете, что сериал «Школа» повествует только о школе, или там о проблемах среднего образования в Российской Федерации в период с 2004 по 2010 годы - вы сильно заблуждаетесь. «Школа» - это прежде всего, фильм об отношениях между людьми: пока ещё не совсем взрослыми и теми, кто считает себя взрослым. Это даже не попытка «показать то, что скрыто». Это история о том, что лежит «на поверхности», но чего стараются не замечать.

Смотреть противопоказано. Именно поэтому сериал «Школа», транслируемый на главном канале страны в прайм-тайм, вызвал у критиков и критиканов реакцию, близкую к шоку. Истошные вопли «Не пущать!» и рассуждения вполне в стиле «Не смотрел, но осуждаю» переполнили не только интернет, но и казённые кабинеты. Запретить показывать всегда проще, чем признать проблему. А вот о существовании пульта дистанционного управления депутаты и общественники, похоже, никогда не слышали. Вот же он, возьми, нажми кнопочку - и нет никакой «Школы» в твоём телевизоре. Не решай за других, если даже за себя решить не в состоянии.

Извлечённые уроки. Школьные знания не пригодятся в жизни, сама школа оторвана от реальности, у учителей море своих проблем и они не хотят воспитывать ещё и чужих детей, а сами дети - уже давно не «одуванчики». Неужели вы этого не знали? Неужели в вашей школе всё было хорошо? Снимайте розовые очки и прекращайте себе врать. Хотя бы раз посмотрите на жизнь объективно.

Обрати внимание. Сама Валерий Гай-Германика, режиссёр сериала, к слову, в школу ходила только до 12 лет. А потом находилась на домашнем обучении. Поэтому доверилась не собственным знаниям о школе, а мнению друзей.

Просмотр с экспертом. Анна Босенко, студентка: Общее впечатление от сериала неоднозначно. Одно можно сказать точно: такого на российском телевидении еще не было.
К главным минусам я бы отнесла "сверхреалистичную" съемку одной камерой, которая быстро начинает раздражать, ну и, разумеется, полное отсутствие положительных персонажей. Главный герой - новичок - настоящий стратег и его образ как-то чересчур выбивается на фоне простых 9-ти (!) классников. Безусловный плюс: реалистичность диалогов - живой язык, на котором действительно говорят 9-тиклассники. Сериал затягивает: в отдельных моментах узнаешь свою школу, в каких-то - радуешься, что "такого у нас не было". К сожалению, на нашем телевидении существуют либо чересчур вымышленные сериалы о школе со старшеклассниками-переростками а-ля "Барвиха", либо такие вот "реалистичные", где подростки ничего и никого не боятся. В общем, если хотите показать правду: ищите золотую середину.

Думаешь, это все сериалы, которые могут научить тебя чему-нибудь полезному? Конечно, нет! Ведь есть ещё культовый «Остаться в живых» (он же Lost), легендарный «Дживс и Вустер», некогда модная в России «Бригада» и, конечно, «Ойтишнеги» (она же «Техподдержка», она же «IT-crowd»). Всё это можно и нужно смотреть, чтобы понимать, что такое современная культура.

ВРЕЗКА

Герой нашего времени

Герой нашего времени, согласно сериалам, это интеллектуал, выдающийся профессионал в своём деле, не обязательно «красавчик» в общепринятом смысле. Да и само понятие «общепринятости» к нему неприменимо: общественное мнение - это последнее, на что он обращает внимание. Его одежда, слова, поведение - всё это вызов обществу и его морали.

ВРЕЗКА

То ли сериалы оказали влияние на общество, то ли общество оказало влияние на сериалы - но и на экране, и в жизни появился образ кидалта (от англ. kid + adult), «взрослого ребёнка». Современные сериалы насыщены высокотехнологичными «гаджетами», электронными игрушками и прочими вещами, которыми обычно развлекаются дети. Только сегодня их обладателями становятся «недоигравшие в детстве» взрослые. Кстати, средней возраст обладателей игровых приставок - 28 лет. Так что у тебя всё впереди!

ВРЕЗКА

Все популярные ныне сериалы, по сути, делятся на два типа: условно говоря, ситуационные и, условно говоря, сюжетные. Это не значит, что в сериалах, где каждая серия - это новая история, нет сюжета. «Сквозная» история присутствует и там. Просто если ты сначала посмотришь 8 серию первого сезона, а потом сразу же 4 серию второго сезона «Теории большого взрыва» - вряд ли что-то в твоей голове перемешается. А вот если ты пропустишь, например, 11 серию первого сезона «Декстера» - ты уже никогда не поймёшь, откуда он такой взялся. Сюжетные сериалы раньше принято было называть «многосерийными фильмами» - их чаще всего снимают по какому-то литературному произведению и сценарий каждого сезона полностью готов ещё до начала съёмок. А вот в традиционных мыльных операх сценарий, как правило, создаётся уже по ходу съёмок - часто в зависимости от реакции телезрителей.

ВРЕЗКА

«Элен и ребята». Первый молодёжный сериал, который мы посмотрели ещё школьниками. Несмотря на то, что в кадре группа, состоящая из Элен и - соответственно - ребят, так и не сыграла ни одной песни, заглавную композицию мы помним до сих пор. Ещё в сериале не было поцелуев, сигарет и алкоголя - словом, это был такой «стериал» («стерильный» + сериал). И почему же на нём выросло такое никчёмное поколение? Может быть, потому что роль телевизора в воспитании подростков слегка преувеличена?
«Друзья». Первый сериал о кидалтах - взрослых детях. Шутки из сериала сегодня кажутся уже не такими убойными, Дженнифер Эннистон - такой сексапильной, а ситуации, в которые попадают герои - не такими естественными. И смотрим мы «Друзей» с чувством лёгкой ностальгии.

Конечно, отдельно спасибо Максиму за как всегда классную вёрстку материала.

журнал, я, сериалы, Дело молодое

Previous post Next post
Up