Вчера по приглашению
Анны Морозовой побывал на III заседании пресс-клуба «Диалоги о недвижимости», посвящённом итогам реализации
Программы развития застроенных территорий города Тюмени.
Если коротко, для "чайников" вроде меня, то есть 2 типа земель для строительного освоения -
greenfield (в "чистом поле") и
brownfield (реновация ранее застроенных территорий), так вот тема касалась как раз последнего. Для Тюмени это не очень пока актуально, потому что здесь активно проводят политику роста города вширь, так что разговор достаточно быстро соскользнул в категорию "за жизнь". А раз так, то позволительно ненадолго обратиться к философии.
Русский народ обожает эксперименты и централизацию. Этот гремучий симбиоз приводит к тому, что постоянно придумываются различные правила с целью установить в конце концов порядок и контроль. Так, идеальными будут считаться правила, по которым фасады и планировка каждого дома, даже в самой последней деревне, утверждаются лично Президентом РФ. Правда, любые правила в России бессмысленны, потому что тут же придумывается тысяча и одна причина их обойти. А поскольку очередные идеальные правила не работают, через какое-то непродолжительное время их заменяют на другие, ещё более идеальные. Естественно, новые правила ждёт та же судьба.
Поэтому многие разговоры "за жизнь" проходят по следующей схеме.
Вот раньше было АБВГД (вставить нужное) - а теперь вместо него действует ЁКЛМН. Раньше было лучше, потому что у ЁКЛМН имеются следующие недостатки (вставить нужное). Надо вернуть АБВГД, хотя бы частично (все вздыхают и кивают). Раздаётся голос с места: я тоже согласен, что надо поскорее возвращать АБВГД (аплодисменты), но при этом будет ещё лучше, если мы примем ОПРСТ, потому что весь мир так живёт. Присутствующие изображают глубокую задумчивость.
Попытаюсь перевести с абстрактного языка на конкретный. Вот существует в Тюмени такая забава, как перегораживание улиц. Пример с домом по ул. Мореза Тореза, 2, превратившем в советское время улицу Ленина в тупиковую, знают все. Про то, как уже в постсоветской России уничтожалась дорожная связность в мкр. Тюменский-2 и в створе улиц Первомайской-Орловской-Камышинской-Герцена, наглядно было рассказано вчера. Но ведь та же забава была характерна и для царского режима. Ведь когда-то одной из главных улиц Тюмени была Московская. Об этом может рассказать
pistolero326, но при взгляде на карту (почему-то карта не хочет у меня отображаться) и так всё понятно: если Вы попытаетесь мысленно соединить существующий обрубок с Московским трактом с одной стороны и улицей Орджоникидзе с другой, то быстро поймёте причину. Причину исправили ещё при царе, улица теперь не главная.
Меняются цари, генсеки, президенты, меняются АБВГД на ЁКЛМН и наоборот, но улицы как перегораживались вопреки всяким правилам (сомневаюсь, что хотя бы одно правило предписывало это), так и перегораживаются. Поэтому я сомневаюсь, что очередная какая-нибудь реформа что-то изменит. Раньше я эмоционально этот факт
воспринимал, но теперь понимаю, что объективная реальность - это объективная реальность. Вопрос в том, как подстроиться к такой реальности.
На окончательный ответ не претендую, с этим у меня туго. Попробую дать какой-то промежуточный. Возможно, хорошим вариантом было бы широкое строительство по России экспериментальных городков по типу Паундбери. Или экспериментальных райончиков, как 30 лет назад в голландском городке Алмере застраивались районы "Фантазия" и "Реальность": стройте что и как хотите, всё равно дома снесём через 5 лет. А если понравятся, то не снесём. Вариант очень радикальный, но именно он кажется наиболее жизнеспособным.
То ли минус, то ли плюс предложенного варианта в том, что он предполагает наличие критерия эффективности застройки. Желательно одного, чтобы был всем критериям критерий, как у нас в России любят - царь-критерий. А это ещё более сложный вопрос, потому что речь по сути идёт о критерии эффективности муниципальной власти. Т.е. за чем должна следить власть, что улучшать, что ухудшать? А уже отсюда - почему застройка должна считаться удачной или неудачной? А раз вопрос сложный, то требует отдельного разговора.