Древняя тайна тюменского монастыря

May 27, 2014 00:20

Оригинал взят у bioplant в Древняя тайна тюменского монастыря
Это - Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени. А знаете, что помещалось там раньше на почётном месте, и что лишь с большим трудом смогли оттуда изъять, потому что НАРОД ЭТО СИЛЬНО ЗАЩИЩАЛ? Только не пугайтесь. (ссылка 1, ссылка 2). Справа - Троицкий собор, одно из первых каменных зданий в Сибири, главная церковь города в течение уже почти трёхсот лет:


Так он выглядит сейчас внутри. Ничего интересного, всё стандартный новодел:


А знаете, что помещалось там раньше на почётном месте, и что лишь с большим трудом смогли оттуда изъять, потому что НАРОД ЭТО СИЛЬНО ЗАЩИЩАЛ? Только не пугайтесь:



Подробности под катом.
Совершив недавно квест по получению доступа к одному редкому краеведческому изданию, прочитал там вот что:

Молодых В. Г. Материалы к истории иконописания и живописи в Западной Сибири // Записки Тюменского общества научного изучения местного края. Тюмень: Гостипография, 1924. С. 151-165.

"Характерны указы Тобольской консистории 1748 и 1770 г. Тюменскому монастырю, дающие картину упадка иконописания в XVIII в. Оба они трактуют об исправлении церковного неприличного иконописания, о смесоипостасном образе Св. Троицы, который вошло в обычай писать с тремя лицами и четырьмя глазами, поэтому, согласно указа Св. Синода 11 июня 1764 г., предписывается "чтобы в иконных изображениях, странные и нелепые непристойности (как Е. И. В. в том 1764 г. в походе на Волге от одного купца образ, изображающий Св. Троицу с 3 лицами и 4 глазами на подобие еллинских богов, был поднесен), все конечно пресечены были "и потому имеющийся над царскими вратами Троицкой церкви такой образ немедленно должен быть выставлен, или, если от этого будет повреждение иконостаса, то переписан на другой образ по рассмотрению настоятеля"".
Прим. Е.И.В. - Его Императорское Величество.

Итак, что мы видим из текста? На Руси были очень распространёнными и крепко укоренившимися вот такие вот иконы, которые всего через лет триста вызывают ступор у православных. Их даже дарили царям. Несмотря на развернувшиеся гонения и запреты, этот образ несколько десятилетий занимал элитное место над царскими вратами главного собора Тюмени.







Подробнее про "эллинских богов":
Данные изображения - весьма характерные для западной Европы 13-16 вв иконописные изображения святой троицы. В Европе были признаны "еретическими и кощунственными" в 1628 году папой Урбаном 8. Были подобные иконы и в России.
В западноевропейском искусстве X-XVI вв. встречаются изображения Св. Троицы в виде трех совершенно одинаковых фигур с ликом Иисуса Христа, иногда восседающих на одном троне. Несмотря на запрет изображения Св. Духа в облике человека, художники, вероятно, стремились подчеркнуть сходство Отца, Сына и Духа, что связано с укреплением понятия "филиокве" (лат. filioque - "и Сына") об одновременном исхождении Св. Духа от Отца и Сына. Это понятие отстаивал Карл Великий, король франков (768-814), на церковных соборах в Эксе и Франкфурте. Догмат сформулирован на соборе в Толедо в 589 г. и утвержден Папой Римским Николаем I в 860 г. Трехликие изображения были запрещены в XVI в. Тридентским собором (см. трентино) и повсеместно уничтожались. Запреты повторялись в 1628 и 1745 гг. В восточной церкви их распространение, вероятно, связано с текстом "Видение Св. Петра Александрийского". В ортодоксальной (православной) догматике принята формула: все наделено бытием от Отца через Сына и существует в Духе, ибо получает от него жизненную целостность.

"Иконографический мотив трехликой Троицы обычно предполагает изображение Христа с совмещенными изображениями его лица анфас и в трехчетвертном повороте вправо и влево. Впервые зафиксирован в стенописях притвора церкви св.Климента в Охриде (1295) и в фресках черногорской церкви Рождества Богородицы в Матейче (около 1360 года). В Западной Европе известен с 15 до 18 века, несмотря на неоднократные запрещения этого образа".

Самые необычные иконы «Святой Троицы» - смесоипостасные. Слово «ипостась» означает сущность бытия или форму, способ его проявления. Название «смесоипостасная» дано потому, что лики Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа на иконе не отличаются друг от друга. Все лица сведены в один образ: глаза центрального лика принадлежат одновременно ещё двум, расположенным справа и слева. Неизвестный иконописец стремился таким образом выразить единство, неразделимость Святой Троицы.

Смесоипостасная икона «Святая Троица» - большая редкость, хотя так было не всегда. Те, что сохранились до наших дней, датируются 17-18 веками. В 18 веке Священный Синод (государственный орган управления церковью) запретил такие изображения, что косвенно свидетельствует об их распространении в то время. В результате до нас дошли иконы, хранившиеся далеко от столиц.

Более древние изображения троицы (12-13 век) отличаются от этих несколькими моментами. Троица имеет одно туловище и 3 головы, после сие дело "мутировало" в одно тело, одна голова, но три разные лика. Но в итоге все дело пришло к одному триединому  лику.
Источник
Смесоипостасное изображение из старинного календаря (фото фрески):


Ещё одно:


А вот это - наше, тобольское:


Про него пишут:
Икона «Троица» (смесоипостасная). 1729 г. Неизвестный мастер из Тобольска (Западная Сибирь). До 1926 года находилась в Ново-Тихвинском женском монастыре близ Тобольска, сейчас - в Свердловском областном краеведческом музее. Доска 31×24×2 см, темпера, масло, оклад утрачен. Из сборника «Сибирская икона». Омск, 1999. (ссылка)
Ещё более удивительным выглядит образ Троицы (смесоипостасной) из коллекции Свердловского областного краеведческого музея. Икона датирована 1729 г. Предположительно, написана мастером из Тобольска. Иконография этой иконы, представляющей изображение с тремя составляющими нерасторжимое единство головами, восходит к богу галло-римской триады. В эпоху барокко еще более стерлась грань между ликом и лицом. Постепенное превращение на иконе средневекового лика в индивидуализированное человеческое лицо могло диагностировать серьезные изменения в системе ценностных ориентацией, поскольку всегда сопрягалось с проблемой соотношения в культуре сакрального и мирского. “Доза” мирского в системе барочной культуры увеличилась. Причиной этого увеличения явилось новое отношение к личности. Личность теперь понималась не онтологически, когда в основе человеческой сущности лежал образ Божий, а психологически, как духовная индивидуальность. (ссылка)

И ещё немного икон смесоипостасной троицы. Тут Европа и Россия, и разный разброс по времени.

Неизвестное:


Троица - тройное лицо. Неизвестный немецкий художник начала 17 века. Холст, масло, 35,5×26 см. Тирольский музей народного искусства. Инсбрук, Австрия:


Ещё неизвестные:






А это Румыния день сегодняшний:


Трёхликое божество. Рельеф в антрвольте внутренней колоннады кьостро (дворика) базилики Сан Паоло фуори ле мура в Риме. 1220-1230 гг.:


Источник фото

Ещё одно нашлось, из собрания Е. Ройзмана:




Источник фото, ещё один источник и ссылка на обсуждение

Кстати резные деревянные скульптуры святых и ангелов (сохранившиеся ныне лишь у католиков), продержались в тюменском монастыре до 1835-го года (ссылка).

Пока всё, что удалось найти. С появлением новых данных пост будет пополняться.

UPD 1
http://alexei-sf.livejournal.com/173100.html
UPD2
http://07122.livejournal.com/1524437.html
UPD3
http://la-sotte.livejournal.com/22119.html
http://humus.livejournal.com/2194396.html
http://siteprosveshenie2005.narod.ru/bp/ph5.html
http://chenmodemaque.blog.163.com/blog/static/1638921292011101910455109/

Директор анти-религиозного музея Сергей Кузьмин, 1941 г., Ленинград, Исаакиевский собор


музей, Тюмень, история

Previous post Next post
Up