Добро пожаловать в реальный мир: как в Тюмени прошло погружение в "Матрицу"

May 19, 2014 10:07


Короткой строкой: 16-17 мая в тюменском технопарке состоялся открытый интернет-форум Digital Media, на котором гуру интернет-штучек рассказывали региональщикам, как "оседлать волну" виртуальной реальности. Кому интересно, кто организовывал мероприятие, может зайти на сайт оного.

А я больше - про ту самую реальность, которая теперь не такая уж и виртуальная. Такие площадки, как этот форум, хороши, чтобы немного встряхнуться, посмотреть по сторонам, вспомнить все, что думалось и поставить небольшую зарубку о том,"как это было".
Пост беспощадный и объемный, если хотите очень быстро составить мнение о форуме, загляните в запись Насти :)




(скриншот из короткометражки "Взгляд", видео - под катом)



Философские разговоры о современном "двухэкранном" быте

Наталья Лосева заинтересовала меня темами: "Как изменилась и меняется аудитория" и "Продвижение новых медиа и критерии эффективности". Перед выступлением она предупредила аудиторию: "Все, что я вам расскажу, вы и так знаете - хотя бы со стороны пользователя. Я просто резюмирую".

"Чем отличаются ЖЖ-пользователь восьмилетней давности от современного пользователя фейсбука?", - первый вопрос от выступающего. Восемь лет назад я не знала, что такое "блогер", ну, может, слышала о каких-то там гиках в этом самом вашем "жэжэ". А прикол в том, что за эти годы виртуальная личность и реальная почти соединились. И какой-нибудь royalvkustakh1985 с непонятной аватарой по прошествии нескольких лет стал конкретным человеком с полным "резюме" на странице в своей социальной сети. С почти честным резюме.

1. Мультиличность стала "моно-пользователем". С этим тоже можно поспорить. Но сейчас "виртуализация" идет, скорее, по "дополняющему" принципу, когда к реальной личности приписываются желаемые характеристики - видимо, с надеждой, что тебя будут воспринимать вместе с виртуальными "понтами". В общем, работает принцип хвастограмма.



Однако "Монопользователь", справившись с раздвоением (а иногда и растроением, у кого на сколько сил и времени хватало) личности, все равно подвергся мультипликации и опять превратился в "Мультипользователя" - теперь уже потому, что у него рук не хватает на все гаджеты. И, по словам Лосевой, в разных устройствах "живет" совершенно разный пользователь - с телефона как-то не очень удобно писать философские простыни в тот же ЖЖ, зато можно проверить френд-ленту, ну, и так далее. Соответственно, потребительское поведение разное, под это надо подстраиваться.

2. И эта личность никак не может выбраться из порочного круга - возможностей-то вон сколько. С утра, отключив будильник, смотрим твиттер на айфоне, по дороге на работу зависаем в планшете, в офисе погружаемся в пучину компьютера...  А потом Homo sapiens нацепит Google glass (кажется, у Крылова что-то про это было)) и превратится в Homo digital.

3. "Феномен второго экрана" Лосева отметила как еще одну тенденцию. Кому незнакомо - вечер мы проводим  за просмотром фильма в телевизоре или на мониторе, параллельно переписываясь с планшета в ВК и изредка отвечая на смс или сообщения в Viber, которые приходят на смартфон. Как отметила Наталья, особенно ярко это явление можно было наблюдать во время Олимпиады в Сочи. Ну, раньше или позже, не суть, главное - что стоит учитывать эти особенности, адаптировать тексты (иные медиапродукты) для разных устройств, разрабатывать кроссплатформенные продукты. В общем, юзать слабость пользователя по полной. И еще одна фраза, которая понравилась: "Смотрение телевизора падает, а телесмотрение - растет".

4. Одноэкранная интерактивность - следствие лени пользователя. Он может часами залипать в ленте ВК, но ни за что не кликнет по гиперссылке, чтобы перейти на какую-нибудь инфографику - ибо отнимет время. Поэтому то добро, что у вас есть, надо вытаскивать на одну страницу. Чтобы все прыгало, моргало, менялось, отображалось в одном и том же окне. Это перекликается с еще одной тенденцией - "Короче, Склихосовский!" (с). Пользователи не читают Интернет. Они его сканируют -  говорит Mats Wikman, гость из Швеции (насколько смогла найти, он работает в Институте дополнительного образования журналистов (Fojo).

5. Поговорили и о "фантастической" перспективе - чипизации пользователей. С десяток лет назад, когда Лосева начинала работать репортером, они с коллегами мечтали совсем о немыслимых вещах - чтобы сообщение пейджеров можно было отправлять без операционисток. Чувствуете размах идеи?) Так что трансляция новостной ленты прямо в мозг - может, уже и не за горами.



Много еще чего за два часа было сказано. Локализация новостей - глобальные вещи лучше понимать в связи их влияния на тебя лично (ну, или соседа). Холодно тебе или жарко от того, что произошло на другом краю света? Общение "инстаграмм-репликами", формирование повестки дня самими пользователями, user-generated content, вопрос - а зачем нужны СМИ, раз уже и без них вроде как можно обходиться, когда каждый школьник с айфоном - репортер. Но самыми интересными оказались моменты, связанные именно с социологией, с изменением нашего поведения, общения и потребления информации.
И - да. Мы и так все это знали :) Сейчас пишу пост на компьютере и обновляю инстаграмм-ленту на планшете - вдруг что-то интересное появилось :)
И вот вам очень классное видео (в переводе, если я не ошибаюсь, Russia today - их спикер тоже был на форуме). Смотрите и наслаждайтесь!



Что такое мультимедийный сторителлинг?!

Чем еще интересны такие встречи - узнаешь новые слова. Вот, например, "сторителлинг". Была заинтригована до глубины души. Нет, я могу отдельно перевести английские слова "story" и "telling". Но что подразумевается под термином? Специально не стала гуглить, дождалась лекции Ивана Печищева.

А теперь - эксперимент. Загуглила это волшебное слово сейчас, когда писала пост. Выпало множество около-психологической мути. Самое популярное значение "сторителлинга", согласно гуглу - это ни что иное, как "травля баечек" с разной целью: от психологической помощи, построения супер-успешного бизнеса до духовного просветления. Русский народный синоним - "сказительство". Короч, хороший инструмент, надо брать. Книга о том, как правильно травить байки, вышла в издательстве Манна, Иванова и Фербера (стоимость вопроса - over 500 рублей, в Тюмени продается в "Перспективе"). И - прости Господи - даже выпала пара ссылок типа "первая/лучшая/уникальная школа сторителлинга". Если забить слово по-английски, то выдаются уже более приличные ссылки. Англоязычная Википедия вообще порадовала адекватным взглядом на жизнь, вот только к журналистике он имеет мало отношения, хотя про бизнес (включая маркетинг) есть целый последний абзац. "Виновником торжества", насколько я поняла, стал Дэвид Армстронг со своей книгой "Managing By Storying Around". С подачи этого товарища слово "сторителлинг" приобрело новую, сакральную сущность. Вот только нигде не нашла, какого года выпуска издание. Кстати, пока искала этого Дэвида, нашла, судя по всему, его полного тёзку - сделайте перерыв в чтении поста, посмотрите работы фотографа Дэвида Армстронга, очень интересно. И еще вспомнила, как коллега скинула забавную баечку про внука "того самого Армстронга", прочитайте, не пожалеете (так кем же он был, этот Армстронг? Верна ли моя догадка?)))). Под конец я уже сама готова запутаться в этих товарищах-Армстронгах))))).

Но вернемся же к журналистике. Тема лекции пермского гостя звучала как "Мультимедийный сторителлинг в региональных СМИ: публикации, инструменты (на материале пермских интернет-порталов)". Нет, в лекции не было того, ЧТО это такое (ну, кроме фразы о том, что это - написание историй XD). Зато было очень много о том, КАК. И примеры, которые мне очень понравились.

В интернете самый близкий к журналистскому пониманию термина материал я нашла по ссылке: http://www.mercator.ru/articles/article.php?articleID=58.  А вообще... так получается, что мы очень много общаемся с ветеранами тюменской прессы - людьми "старой школы" (последний раз общались на акции "Живая память"). И они, говоря о работе, говорят в первую очередь о человеке. Не об "аудитории", которую надо "таргетировать", а тексты "оптимизировать" под ее запросы. А о читателе. О чем нам интересно читать больше всего? О нас самих. Что можно рассказать о простом человеке? Конечно, историю :) Героями которой будем мы с вами. И много лет наши газеты рассказывали, писали - и, вы не поверите, продолжают печатать эти материалы)

Это что касается старых понятий и новых терминов. Но есть объективно новая реальность. Интернет-сайты могут разместить и текст. Но - "короче, еще короче!" - говорит Homo digital. "Хлеба и зрелищ!" - требует он. Истории уже мало прочитать. Теперь мы хотим их увидеть, услышать, потрогать, и все это - за доли секунды. Лектор, говоря полушутливо-полусерьезно, представил нам два типа читателей - Барта Симпсона и Лизу Симпсон. Барт посмотрит на клевые картинки (да здравствуют котики!), может, осилит 10-секундный ролик, ну, кликнет мышкой в интерактивные элементы на странице. А текст будет читать Лиза - и то не факт, что весь.



Почти технологический подход - если раньше на огромную кассету можно было записать 1 час видео, то теперь на маленькой флешке поместятся гигабайты информации. Если раньше приходилось писать "простыни", то теперь их можно "заархивировать" в симпатичную инфографику, которую мозг обработает за доли секунды. Да и содержание понятия "история" можно расширить. История расходования бюджетных денег - чем не тема?

Иван Михайлович привел примеры (конкретика, ура, конкретика!), вот они:
"Сюрпризы нашего городка" - комплексный пример (таймлайн, интерактивная инфографика, таблицы, фотогалерея).
Пример из New-York Times: Snow Fall - сейчас это имя нарицательное для материалов, построенных по принципу "слоеной портянки". Не знаю, у кого хватит выдержки долистать до финала, но размах технического решения вдохновляет. И можно даже не читать)

Примеры отдельных элементов:
Потыкайте мышкой в машинку! (интерактивая инфографика)
Айда на каток?) (панорамные фото)
Серьезное, про банки (инфографика)

Последней лекцией, которую я посетила, стала встреча с Матсом Викманом. Ну, как я уже сказала в Инстаграмме, очаровательный чел) И тема: "Как люди используют интернет для чтения? Как мы можем использовать новые методы повествования, чтобы улучшить журналистику, стать актуальнее для новостной ленты?".
Все по-русски, аха? А теперь зацените иронию момента. Т.к. Матс говорит на английском, презентация, соответственно, на этом же языке. Ииии.... что мы видим на первом слайде в названии презентации?

[Кто угадал - возьмите с полки пряник!]Digital storitelling)))))))))))))))

Лекция Матса Викмана была по структуре похожа на предыдущую, отличилась только вступлением, которое кратко ввело нас в курс дела. точно также были интересные примеры и конкретные инструменты для создания элементов цифровой истории. В зале было много студентов (кажется, только студенты: второй день форума, предпоследняя встреча, народу в зале в принципе мало), которые мгновенно заинтересовались "интернет-штучками" и задавали лектору вопросы.



После завершения я спросила у Матса, понравилась ли ему тюменская аудитория? "Да, понравилась, очень активная". В России он бывал только в центре (Москва-Питер), организовывал вебинары. Тюменским мероприятием, кажется, остался доволен :) Отметил заинтересованную аудиторию и Иван Михайлович Печищев: "Хорошая аудитория, мотивированная :) Мне было комфортно работать, видя интерес в глазах".

И это только 4 лекции из 6! Так что ждите еще один постик. Обещаю, что он будет короче и забавнее :)



А теперь - вопрос, уважаемые френды. Пугает ли вас это цифровое будущее?



(фильм я, кстати, так и не осилила, хотя идея неплоха)

форум, журналистика, образование

Previous post Next post
Up