В Интернете
кипят страсти по поводу введения ограничений на зарубежные он-лайн покупки. Увы и ах: ситуация, когда государство сначала создаёт на таможне какую-то дырку, а затем с ней борется, в истории России далеко не первая. Мало кто знает, но более 100 лет назад такая таможенная дырка имелась в... Салехарде, называвшемся тогда Обдорском. По-научному дырка именовалась "порто-франко", и в переводе на русский это означает, что все прибывающие в такой порт товары освобождаются от таможенных платежей. Понимаете, да? Речь не о мелочи ценой до 1 000 долларов, вокруг которой сейчас скрестились шпаги, а об освобождении от пошлин вообще ВСЕХ товаров!
Почему же на Салехард свалилась такая благодать? Где-то треть побережья страны омывается морем, только плавать в тех местах проблематично, потому что льды. Один мой знакомый даже утверждает, что слово Салехард происходит от английского sale hard - "торговать тяжело". В XIX веке российское правительство решило исправить этот недостаток, посулив освобождение от таможенных пошлин купцам, которые рискнут возить товары Северным Ледовитым океаном. Режим порто-франко был введён в 1870 году и распространялся на устья рек Обь и Енисей.
Затея оказалась более чем успешной: цибик (ящик) чая подешевел в Тюмени на 15-18 рублей. Честно говоря, не знаю, насколько это много, но оказалось достаточно, чтобы у порто-франко нашлись влиятельные недруги среди купцов: в 1879 году большинство товаров было выведено из-под режима порто-франко. Затем до 1885 года каким-то товарам снова делались послабления, затем наступила пауза, после чего в 1892-1898 годах наступила значительная либерализация. Затем начали "закручивать гайки", и в 1904 году их закрутили насовсем. Правда, ничего не бывает совсем насовсем, и буквально в следующем году военные нужды заставили вернуть порто-франко для товаров первой необходимости. Наконец, в 1907 году, по завершении войн и революций, порто-франко закрыли совсем уже насовсем. Жизнь на берегах Обской губы змерла. Правда, как следствие войн и революций, в России возникла Государственная Дума. И Дума стала проводить много совещаний на тему того, как бы вернуть порто-франко. Возможно, и вернула бы, но начались новые войны и революции, стало не до порто-франко, а затем исчезла сама Дума.
В прошлом году состоялась торговая экспедиция по маршруту Тобольск-Сабетта-Далянь. Как и в старые добрые времена, находятся люди, пытающиеся задействовать северные моря в качестве транспортной артерии, и через них открыть Сибирь для мира. Надеюсь, в этот раз надолго. Хотя, судя по
морозам, с глобальным потеплением и таянием льдов не всё так однозначно.