Если вам никогда не приходил SMS-спам, значит, скорее всего, у вас нет мобильного телефона. Сообщения приходят самые разные: знакомства в чате, скидки на такси, новый ресторан суши, ликвидация коллекции магазина, где ты никогда не был, ну и, наконец, разного рода мошенничество. Абонента заверяют, что он может выиграть автомобиль или крупную сумму денег, а иногда даже сообщают, что уже выиграл, пишут про блокировку кредитной карты, представляются родственником, попавшим в беду, и просят о денежной помощи. Некоторые смски и вовсе содержат файлы с вирусами, способными поразить смартфон. Например, клиенты «МегаФона» вынужденно получают около 2 миллиардов спам-сообщений в месяц с буквенно-символьных и «коротких» номеров, что почти в сотни раз больше, чем 2 года назад.
Для сравнения, в некоторых странах Европы, в США, Канаде, Австралии строго запрещено - причем законодательно - использовать мобильные номера в маркетинговых целях: реклама может рассылаться только с согласия абонента, а владелец номера в любой момент вправе отказаться от услуги. В нашей же стране же только начинают бороться с этой бедой.
Первым оператором в России, объявившим «бой» SMS-спаму, стала компания «МегаФон». С 5 ноября 2013 года «МегаФон» начал блокировать спам, приходящий в сеть оператора с «коротких» номеров в рамках комплексной программы по защите абонентов от несанкционированных спам-рассылок. Кстати, весной этого года для защиты своих клиентов «МегаФон» запустил систему «Антиспам», которая позволяет блокировать спам с буквенно-символьных номеров по обращению клиентов. Сегодня, благодаря этой системе, «МегаФон» еженедельно блокирует более 8 000 буквенно-символьных номеров, рассылающих более 30 миллионов спам-сообщений за 7 дней.
Однако отсутствие общей, глобальной позиции по данному вопросу все же привело к некоторым неразберихам. Так, самым неприятным последствием принятой меры стала блокировка сообщений от банков. Информация о возникших проблемах поступала от клиентов многих крупных банков, в том числе банка «Россия», «Альфа-банка», «ВТБ 24» и «Сбербанка». Сообщалось, что некоторые абоненты «МегаФона» перестали получать сообщения, в которых были указаны одноразовые пароли на вход в интернет-банкинг, на подтверждение операций и т. д. Оказалось, что проблема на стороне некоторых компаний-SMS-агрегаторов, которые не выполнили условия рассылки сообщений абонентам компании «МегаФон». О грядущих изменениях оператор известил заранее, а легальным «рассыльщикам» надо было заключить договор с компанией. Сейчас, вроде как, все проблемы удалось решить.
К слову, инициативу начали подхватывать и другие операторы связи. Например, «Билайн» объявил о том, что создаст единый номер для отписки абонентов от нежелательных SMS, отправленных c коротких номеров.
Однако некоторые эксперты считают, что, закрывая доступ к своим сетям от «чужеродных» сообщений, операторы стремятся увеличить собственные доходы, в том числе за счет легальных рассылок. Уже и ФАС подключилось: к ним якобы поступают обращения от компаний, осуществляющих sms-рассылку информационного и рекламного характера, о том, что сотовые операторы значительно увеличивают стоимость таких рассылок. Операторы это отрицают и готовы привести доказательства, что работают в рамках существующего законодательства.
Тем не менее, на практике абоненты продолжают получать спам, только теперь отправляют его с длинных номеров. Блокировать всех оператор не вправе.
Как давний клиент компании «МегаФон», могу сказать, что спама все-таки стало значительно меньше. Так что оператор на верном пути. Кстати, «МегаФон» также предлагает абонентам пересылать подозрительные сообщения на «короткий» номер 1911 (отправка SMS бесплатна).
Вопрос о борьбе с SMS-спамом стоит остро, об этом говорит уже тот факт, что за его решение взялись и наши законодатели. Законопроект о борьбе с SMS-спамом планируется рассмотреть в весеннюю сессию Госдумы, пишет Digit.ru. Согласно документу, заказчику рассылки необходимо будет заключить с оператором связи договор о её отправке, предоставив оператору сведения об объеме и характере рассылки, согласовать время проведения и другие параметры. В качестве дополнительной меры защиты абонентов предлагается обязать заказчика рассылки доказывать наличие согласия абонента на ее получение. Кроме того, абоненту предлагается предоставить право обратиться к оператору с требованием прекратить рассылки от конкретного отправителя.
Для тех, кого уже совсем достала рассылка спама на мобильный, питерское управление ФАС даже подготовило памятку в трех частях. Почитать можно здесь:
часть 1,
часть 2,
часть 3. Думаю, применимо к любому региону.
Часть вины перекладывают и на самих абонентов. Например, одним из каналов формирования формально законных списков рассылок являются платежные терминалы. Кроме того, часто мы опрометчиво указываем свой номер в различных анкетах на оформление дисконтных карт и так далее, соглашаясь получить информацию об акциях, скидках и другие сообщения.
А вам часто приходят подобного рода сообщения? Как считаете, можно ли победить SMS-спам? Друзья, в комментариях также пишите, какой у вас оператор связи - сверим показатели.