Казахстан. "Бурабай".

Sep 20, 2013 14:54

Оригинал взят у mneby_vnebo в Казахстан. "Бурабай".
Начну с конца.
Я всегда думала, что из России никуда уезжать не хочу. Как оказалось, это всего лишь из-за того, что я давно не была за границей, и пусть эта "заграница" - не самое большое в мире государство Казахстан. Сравнение вышло, увы, не в пользу нашей Родины. Даже обидно.
Забегая вперед, расскажу мнение мужа об Астане. После всех экскурсий, он сказал, что остался бы там и жить, и работать. Очень нам понравилась эта молодая столица. А главное - понравилось ощущение присутствия хозяина в этой стране. Хозяина, который с любовью относится к своей родной земле и к людям, и которого на этой земле очень уважают.
Конечно, это ощущения приезжих гостей, возможно, поживи мы там подольше, нашли бы и кучу минусов. Но ни в Москве, ни в Питере ощущений присутствия умного хозяина отчего-то не возникает.

А теперь возвращаюсь к началу.
Ездили мы с мужем по путёвке в так называемую "Казахскую Швейцарию" - государственный национальный природный парк "Бурабай". Это заповедник Северного Казахстана, где находится множество санаториев. В один из них и повёз нас тюменский автобус, как написано в договоре - международного класса. На деле - старинный агрегат, в котором отсутствовали столики, не опускались сидения, который на обратном пути два раза ломался, и года выпуска он бог знает какого. Когда ехали обратно, на заднем стекле увидели надпись "Продаётся" и номер телефона. Поржали.
В том же договоре прописано, что поездка занимает 14 часов, но нас предупредили, что это без учета прохождения таможенного контроля. Туда мы доехали за 17 часов, обратно - за обещанные 14. На таможнях не мучают, на Российской даже багаж не проверяли, только документы. На Казахской - в обратную дорогу досматривали багаж (в первую - нет), два раза проверяли документы, и ещё собачка-ищейка у них бегает, обнюхивает всё и всех. На Российской никаких собачек замечено не было, экономят, наверное.
До границ дорога нормальная, по Казахстану до города Кокшетау ехать было тяжко. Степи, дорога очень плохая. Но её как раз сейчас там делают, когда сделают, добираться будет гораздо комфортнее и быстрее. В Кокшетау меняли деньги, сразу скажу, что в Казахстане цены гораздо ниже, чем у нас.

Автобус подъехал к "Бурабаю", и все прилипли к окнам. После этих степей вдруг начался лес, а за ним горные хребты, скалы, озёра... Невероятная красота!

В "Бурабае" мы были всего семь дней, но каждый день (еще и не по разу) ездили на экскурсии или развлекали себя самостоятельными поездками. В наш санаторий (их там несколько рядом, мы жили в "Алмазе") возвращались только поесть (и то не всегда) и поспать. А вообще люди там лечатся, ходят на процедуры, некоторые процедуры даже включены в стоимость путёвки, но нам и без лечения было чем заняться.

Итак, день приезда - день первый.
Заехали мы в санаторий в 10 утра, заселились в номер. Мы взяли полу-люкс - две комнаты, балкон, ванная, туалет. Прекрасно в нём жили, почти как дома. :)
Прогулялись по территории, совсем рядом с санаторием обнаружили озеро, называется Щучье. Правда, это вид не на озеро, а ИЗ озера, снятый позднее. Очень чистая, прозрачная вода, но илистое дно.

Озер там много - больших и мелких, всего, по-моему, 14. Я запомнила только 9 - Щучье, Боровое, Большое и Малое Чебачьи, Котырколь, Светлое, Карасье, Горное, Лебединое.

Дальше мы пообедали и покатили на первую экскурсию - обзорную.

Экскурсовод - замечательный совершенно Сан Саныч - оказался тоже из Тюмени, прекрасный рассказчик, с юмором, очень доброжелательный дяденька. Понравился он и мне, и Андрею. Рассказал нам множество легенд про эти земли. Некоторые из них я вам тоже расскажу (кто собирается туда ехать, пропускайте легенды). Вот первая:

"В старой легенде говорится: Когда аллах создавал мир, то одним народам достались богатые леса, тучные поля и широкие реки, другим - красивые горы и голубые озера. Казах же получил только степи. Обидным это показалось казаху, и он попросил Создателя уделить и ему частицу великолепия природы. И вот Аллах выскреб со дна своего коржуна (сумки) и рассыпал посреди безбрежной ковыльной степи остатки живописных гор, скал и озер с хрустально-чистой голубоватой водой, разбросал щедрой рукой изумрудные луга, покрытые цветами, ключи со студеной водой и весело журчащие ручьи. Прикрыл горы пестрым ковром из разнообразных деревьев и кустарников, населил леса зверями и птицами, озера - рыбой, луга - насекомыми и бабочками, каких не встретишь в степи на сто верст кругом.

Название этого чудесного уголка природы в русском языке звучит, как «Боровое». Казахи же издревле говорят - Бурабай. Это название происходит от слова "Бура", что в переводе означает "верблюд". Бура был молчаливым, замкнутым, напрасно не нарушал покоя степняков. Любил он только гулять, пастись у подножья Кокше, утолять жажду холодной озерной или родниковой водой.
Но как только беда, джут или война надвигались на родной край или народу грозило какое-нибудь несчастье, Бура тут же преображался. Птицей взлетал он на вершину Кокше и трубил громко и протяжно. От его рева содрогались горы и леса, замирали степи, травы и цветы, стада в тревоге сбивались в кучу, скулили псы, взлетали с насиженных мест птицы, разбегались звери. Услышав тревожный клич, люди, если это был очередной набег врагов - джунгар, собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили мечи и копья, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов белые рубахи, готовились с честью встретить грянувшую беду...

Народ почитал, боготворил Буру, берег его от дурного глаза, ядовитой стрелы, освобождал его от всяких мирских забот. Но однажды на пути к водопою повстречался Буре надменный джигит - сын хана - Ка-сым. Хвастаясь силой и меткостью, точностью глаза перед свитой себе подобных, он пустил в Буру стрелу. Бура взвыл от боли и упал на передние ноги. Жестокому джигиту были отрадны предсмертные муки и страдания верблюда: хохоча, вонзал он одну ядовитую стрелу за другой в голову, глаза, живот умирающего Буры. Верблюд гневно выл, предвещая горе и несчастья своему обидчику...
Кровь и слезы верблюда сливались в один ручеек, стекали в помрачневшее, разбуженное горем озеро. Трубя, Бура полз к воде из последних сил, чтобы глотнуть животворной влаги, но безжалостный Касым, хохоча, воткнул в тело верблюда кривой, острый кинжал. Бура не дополз до кромки берега, умер, превратился в камень, и нарек народ этот камень Бура. После этого случая народ возненавидел хана и его сына Касыма и со временем весь их род вымер, и память о нем затерялась в неоглядных степных просторах.

Одна из скал Кокшетауской горной гряды своими очертаниями напоминает двугорбого верблюда из этой легенды."

Сан Саныч нам рассказал, что в окрестностях 10 таких "верблюдов", и увидев одного из них, прибавляешь себе 14 лет жизни. Четырёх он нам показал на обзорной, еще двух мы с Андреем нашли во время своих поездок. Жить будем долго. :)

Вообще же там каждая гора и скала имеют свои легенды, я их постепенно буду рассказывать. А пока только покажу.

Привезли нас на поляну Абылай-хана, говорят, что там особый микроклимат. Какая-то там особая активность солнечного сияния, обилие биологически активных ультрафиолетовых лучей, под воздействием этих лучей организм человека "омолаживается". Вот я на поляне - вовсю омолаживаюсь, хехе. Но, похоже, не доверяю этим слухам. Посмотрите на меня в конце поездки - омолодилась или нет. :)
Позади меня - скала Окжетпес (в переводе на русский язык - "не долетит стрела"), про неё я вам расскажу в следующий раз.

На поляне есть священное место для казахов - естественный гранитный трон Абылай-хана.

По преданию, представители крупных родов Среднего жуза усадили табунщика Сабулака - внука грозного Абылая - на белую кошму, вознесли его на природный каменный трон и провозгласили своим ханом. И стал он именовать себя ханом Абылаем. Роды Атыгай и Карауыл отдали ему в жены шесть самых красивых девушек и поставили шесть белых юрт.
Считается, что если обойти этот трон семь раз и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Все и обходят. А я подошла, постояла на лесенке и поняла, что просить у Абылай-хана мне пока нечего. Всё загаданное сбылось или сбывается, а нового ещё не надумалось. Такие дела. :)

В год празднования 280-летия Абылай хана (1991г.) на поляне была установлена стела.

Там же есть ещё и музей, но мы так в него и не зашли, хотя много раз мимо этой поляны проезжали.