Ощущение, что мы переживаем возвращение романтики 1920-х... Ну чисто Говард Хьюз, фильм "
Авиатор". Читали уже о последней концепции
вакуумного поезда Hyperloop, предложенной 5 дней назад
Элоном Маском? В перспективе обещают покатать в капсуле
со скоростью 6-8 тыс. км/час, а то и более. Заманчиво?
А ведь идейке 102 года. Неужели вылежалась наконец? И ведь не предел. Похоже, дойдёт очередь и до дирижаблей, взгляните хотя бы на "
Аэроскрафт":
Click to view
Что же будет с обычными дорогами? Неужели станут ненужны? Неужели одной национальной бедой станет меньше?
Разумеется, дороги никуда не денутся. Как ни поразмысли, а это самое надёжное средство передвижения, например, на случай войны. Знаменитые американские автобаны на протяжении 30 лет возводились ни шатко, ни валко, пока президент Эйзенхауэр не сообразил, что разветвлённая сеть дорог может понадобиться в случае нападения СССР. Ведь обычной дороге ничего не страшно - разве что давление на грунт и циклы замерзания/оттаивания воды.
Для укрепления грунта и повышения водоотталкивающих свойств дорожного покрытия придумано множество хитростей (познакомиться со многими из них можно
здесь), из которых меня лично больше всего впечатлил
серобетон:
"Можно строить соту из серобетона с расходом 200кг на 1куб.м. грунта. Количество серы минимально, греть нужно только серу, наполнитель - собственно грунт. Расплавленый сополимер серы под давлением 4000атм через множество кавитационных форсунок прорезает грунт на глубину 2-2,5м и сразу получается гидрофобная "подушка" дороги, выдерживающая нагрузку 300т/м.кв. Расчетные прочностные параметры дороги превышают любые существующие из построенных в мире автобанов. Прочностные характеристики стандартной серы соответствуют аналогам бетонов М300-М400. При желании есть возможность получения аналога М4000. Скорость строительства полотна шириной 8.25м - от 50 до 200м в час."
Но вот проблема - 60% территории России занимает зона вечной мерзлоты. Строительство на вечномёрзлых грунтах может приводить вот к таким последствиям:
А почему? Грунт летом оттаивает и плывёт, а вместе с ним и построенное. Да-с, серобетоном не отделаться. А ведь согласно известной строителям БАМа якутской легенде, именно в стране вечной мерзлоты злой волшебник Амурленг спрятал богатства, необходимые людям. Любопытно решение под названием
NWT, дебютировавшее в Агане на Тюменском Севере (если присмотреться повнимательнее - на самом деле гать 2.0):
Только опыта возведения на гати твёрдого покрытия вроде пока ещё нет. Поэтому предлагаю, вылезши из
тюменских подземелий, направиться в Якутск, к нашему старому знакомому Павлу Ивановичу Мельникову.
Приложив руку к
строительству в Игарке мерзлотной станции, Павел Иванович оказался во главе Якутской экспедиции. Незадолго до него, в 1935 году в Якутске начали возводить первое в мире здание с проветриваемым подпольем. Это была Якутская центральная электростанция (ныне Якутская ТЭЦ). Суть идеи в том, что создать условия, при которых грунт под фундаментом всегда оставался бы в замороженном состоянии. Под руководством П.И. Мельникова эту идею доводили до ума, в результате его кандидатская диссертация на тему «Мерзлотно-геологические условия возведения гражданских и промышленных зданий на территории Центральной Якутии по данным опытного строительства в районе г. Якутска» была отмечена специальной премией Президиума АН СССР.
Только всё равно оставались вопросы к выбранному методу, он требовал довольно большого искусства. Непосвящённых отсылаю к брошюре "
Строительство промышленных сооружений в условиях вечномёрзлых грунтов" (М.: Стройиздат, 1964 год). На мой взгляд, более верное решение предложил в 1989 году тюменец Григорий Меркулович Долгих, основатель фирмы "
Фундаментстройаркос": не просто поддерживать грунт в мёрзлом виде, а даже ополнительно его подмораживать - закладывать в грунт охлаждающие термостабилизаторы. И вот его метод, на мой взгляд, может получить широкое применение при температурной стабилизации грунтов. Так, в этом году на проходившей в Салехарде конференции по строительству автодорог в зоне вечной мерзлоты профессор из Тюмени Сергей Стрижков
предложил именно искусственное охлаждение.
Насколько эффективен, на контрасте, противоположный метод - искусственный подогрев дорожного полотна в регионах с положительной среднегодовой температурой? Посмотрим, в Москве
собираются такие сделать, в Германии даже
мост возвели, опираясь на геотермальную энергию. Американцы экспериментируют с подобными дорогами,
обогреваемыми энергией солнца; один русский кулибин предлагает
добавить энергию ветра. Наконец, голландская компания Ooms Avenhorn Holding BV додумалась до того, что не только асфальт можно подгревать, но и сам он
может выступать источником тепла.
В общем, я чувствую в воздухе возвращение запаха романтики 1920-х, и он мне нравится.