Magistra Vitae (3). Ни один из руководителей города не был уроженцем Тюмени

Jun 26, 2013 12:43



По причине вчерашней занятости на VI Форуме социальных проектов общественных объединений Уральского федерального округа договорился с taya_dk, что "Энциклопедия Тюмени" выйдет днём раньше, а рубрика "Magistra Vitae" днём позже. В качестве компенсации сегодня будет выложено больше материала, чем в прошлый раз. Сегодня мы закончим характеристику дореволюционного городского населения и дадим портрет глав Тюмени до прихода Советской власти.

Итак, мы продолжаем выкладывать отрывки из книги А.А. Кононенко "Тюмень на рубеже веков: город и его жители в 1900-1917 гг.". Предыдущая запись: " Magistra Vitae (2). Вода в Туре всегда не отличалась хорошим качеством".

Нуждам верующих служили 15 церквей (из них 9 приходских): Знаменская, Благовещенская (Соборная), Архангельская, Спасская, Успенская, Ильинская, Единоверческая, Вознесенская, Никольская, 1 часовня, 3 домовые церкви, 2 кладбищенские (Вознесенская и Ильинская), Костел, Синагога, мусульманская мечеть, которая располагалась в районе Табора (ныне это пересечение улиц Горького и 50 лет Октября).

Праздничными днями в дореволюционной России считались: Воскресенье, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Вход Господня в Иерусалим, Св. Троицы и св. Духа, Вознесения, Преображения, Рождества Богородицы, Введение во Храм, Успения Богородицы, Воздвижения Святого Креста, Рождества Христова 3 дня, Новый год, Суббота Масленицы, первые три дня Пасхи, 9 мая - День Святителя Николая, 1 октября - Покров пресвятой Богородицы, 6 декабря день Святителя Николая - тезеименинство императора Николая II. Таким образом, праздники делились на «церковные» и «царские». Остальные дни считались торговыми с 7.00 до 19.00.

Здравоохранение в Тюмени находилось в зачаточном состоянии. В городе лечились на дому и в больницах. Врачей было немного, и они известны всему населению. Существовала практика семейного доктора. Широко были распространены заразные заболевания. Так, на 16 марта 1913 г. в инфекционном отделении находилось 90 больных, кроме того, они заняли часть отделения для умалишенных. Среди болезней преобладали: тиф, скарлатина, дифтерия и оспа. Кроме того, были распространены венерические болезни, хотя в 1906 г., произошло «выдворение» домов терпимости из центра города на окраины. Под них были переданы 2 квартала по ул. Новой; 1 квартал по дороге на Тобольск за кузнецами; 1 квартал за 2-й Монастырской улицей; возникла возможность к переводу всех проституток - одиночек в дома терпимости, которые платят налоги в городскую казну. Тем не менее, на углу Новой и Курской остались тайные притоны разврата. Обычно в год по данным врачей лечилось 58-75 «жриц любви», а в течение трех лет - 177 проституток. Городская управа подсчитала, что 3652 больничных дня по 35 копеек за сутки легли на город обузой в 1287 рублей 20 копеек.

Город начинается с кладбища. Тюмень в этом плане не была исключением. Для погребения усопших имелись 4 кладбища. С 1901 года городские кладбища переданы в ведение духовного ведомства, а до этого они были в ведении городского управления. Старое городское кладбище при Всесвятской церкви было закрыто еще в 1884 году. К 1908 г. оно оказалось захламлено, подвергалось хищению. Надгробия, памятники и оградки могил разрушились, так как само кладбище как закрытое, дохода духовному ведомству не приносило. Еще в 1885 году постановлением городской Думы №1 и №3 от 6 июня и 18 июля было изъято у Букинского сельского общества около 10 десятин земли, на которых было разбито новое городское кладбище, впоследствии получившего название «Текутьевского». Уже в 1913 г. оно было переполнено могилами, и духовное ведомство просило городскую власть увеличить площадь городского некрополя.

Так же, в 1912 г. в городскую Думу обратились представители Тюменского еврейского общества с просьбой прирезать к еврейскому затюменскому кладбищу дополнительный участок земли размером 290 квадратных саженей, к имеющимся уже 970 кв. саженям. Просьба еврейского общества была удовлетворена.

Таким образом, захоронения, помимо Текутьевского кладбища, осуществлялись на Затюменском кладбище, имевшем иудейский и мусульманский сектора, на Заречном кладбище в Парфенове, и на монастырском кладбище, на территории Свято-Троицкого монастыря. Надо отметить не вполне заботливое отношение тюменцев к усопшим предкам. Так, неизвестный корреспондент отмечал, что «наконец-то затюменское кладбище обнесено глубоким рвом и проволочным ограждением, так как ранее скот беспрепятственно разгуливал среди могил, а громадные заросли крапивы не позволяют родственникам разыскать своих близких». На Текутьевском кладбище 25 июня 1913 г. кто-то устроил костер, сгорели 5 крестов. В газетной хронике отмечалось, что городским властям надо бы наладить уход за кладбищами. Видимо с этой целью, новые распорядители похоронного дела разделили кладбище на сектора с разной оплатой. За могилу на центральной аллее и возле часовни брали 5 рублей. За участок вдали от центральной аллеи - 3 рубля. За могилу на окраине кладбища родственники усопшего платили - 1 рубль, 50 и даже, 30 копеек. За детскую могилу предлагалось платить половинную цену.

Городские доходы в 1904 г. составляли - 215403 руб. 99 копеек. Расходы - 215273 руб. 47 копеек. По сравнению с предыдущим годом доходы и расходы выросли: доходы на 26756 рублей, расходы на 28403 рубля. В целом ситуация характеризовалась как благополучная. Доход на одного жителя составлял - 6,3 рубля. Уровень жизни был ниже, чем в Томске и Перми, но выше чем Омске и Тобольске. Примерно одинаково с Вяткой и Вологдой. Городские доходы в 1913 г. составляли - 778448 руб. 55 копеек. Расходы - 880601 руб. 75 копеек.

Подводя итоги, следует отметить, что исследование повседневной жизни горожан в начале ХХ века привело к выводам, концептуально укладывавшимся в результаты исследований российских и зарубежных историков. Основу повседневности составлял материально-предметный мир, существенные черты которого ознаменовало наступление модернизации. Появление водопровода, телефона, телеграфа, электростанции, открытие железнодорожного сообщения заметно изменило не только вид города, но и повседневную жизнь горожан. Отмечается интерес горожан к техническим новинкам, мобильности, к новым информационным возможностям.

Демографическая ситуация в Тюмени испытывала заметные перемены, связанные с постепенным вытеснением патриархальной семьи новым типом состоящим из одного поколения. Центрами интеллектуально-духовной жизни, кроме церкви становились учреждения образования и добровольные общества. Их деятельность способствовала контактам между деятелями просвещения и культуры и различными категориями меценатов. Праздничные дни и досуг сочетали в себе как традиционные ритуалы церковных праздников, так и новые практики. В жизнь тюменцев вошли массовые гулянья в развлекательных садах, гастроли приезжих и местных знаменитостей, кинематограф.

Таким образом, повседневная жизнь тюменского социума в начале ХХ века характеризуется заметными изменениями в материальной, информационной и духовной сфере. Однако эти же процессы ускорили духовное размежевание и материальное расслоение в городской среде, ранее бывшей идеологически однородной. Во многом именно здесь кроятся причины разлада между властью и обществом.

2. Персоналии глав города

Первое десятилетие ХХ века не прошло для Тюмени бесследно. И произошло это во многом благодаря деятельности Андрея Ивановича Текутьева (1839-1916), занявшего в 1899 году должность Городского головы (за его кандидатуру проголосовало 25 гласных, против 2).

Интересен жизненный путь этого человека. Он родился в селе Борки Тюменского уезда. До 12 лет помогал по дому и самостоятельно учился грамоте. В 12 лет был отдан в хлебную лавку купца работать подручным, а уже в 15 лет стал старшим приказчиком. Его мать, побоявшись ответственности за сына, имевшего в подчинении людей старше его по возрасту, заставила юношу уволиться. По указанию родителей женился, но неудачно. Тем не менее, в 17 лет Андрей Текутьев вновь принял лавку того же купца и 3 года управлял ею.

Вскоре ему удалось заняться перепродажей зерна, закупаемого в Кургане и Шадринске, и он открыл собственную лавку. Вновь женился, но детей не было. Через несколько лет Текутьев открыл вторую лавку на Базарной площади, а затем построил мельницу. Общий стаж его торговой деятельности составлял 50 лет. Благодаря природной смекалке, удаче, личной честности, он стал одним из самых богатых купцов Тюмени. Не курил, не употреблял алкоголь, и всю жизнь старался определить людей к делу. В 1902 г. в одной из своих статей Текутьев отмечал: «Жители города осаждаются разнообразными пролетариями, приходящими сюда из разных уездов, в большинстве случаев без всякого вида на жительство. Многие из них могли бы быть прислугой при небольших хозяйствах - дворниками, караульными, кухарками, няньками, коровницами, горничными и служанками. … Есть среди нищих и такие, которые имеют своих наемных для сбора милостыни. Это недопустимо».

Став Главой города, Текутьев предложил создать институт квартальных, отвечающих за участок из 75-100 домов, чтобы очистить город от праздношатающихся и пьяных. Он смог добиться сноса старых ветхих построек на Базарной площади, где в «дни продаж базарная шпана обкрадывала ротозеев», выгнал городских рабочих «которые не выносили работы без водки», лично принял участие в укреплении дамбы в Заречной части города.

Оппоненты А.И. Текутьева в лице адептов бывшего Главы города А.А. Мальцева поспешили воспользоваться некоторыми неясными моментами из жизни нового Главы города. Особенно вызывали неудовольствие его подходы к бюджетной политике города, система расчетов с поставщиками муниципальных услуг, отражение ее в документации управы, чего ранее не делалось. Среди тех, с кем пришлось расстаться новому Главе города, были бухгалтер А.М. Афромеев и казначей Овсянников. Казначей вообще скрылся из города, не предоставив финансовую документацию. В число недоброжелателей Текутьева вошли присяжный поверенный Н.И. Беседных, присяжный поверенный А.К. Захарченко, глава торгового дома С.И. Колокольников. Претензии городскому голове высказывал гласный Думы И.О. Антонов в связи с вольным, по его мнению, расходованием бюджетных средств управой. А.И. Текутьев часто руководствовался житейским здравым смыслом, что иногда позволяло его оппонентам относить его к разряду ретроградов.

Основные претензии к Текутьеву, появились уже после его отставки с должности городского Головы 1 января 1910 г. и содержались в газетных статьях «Благодетель», «Поездка самодура в столицу», «Лорд-Мэр» Афромеева, возглавившего редакции газет «Посредник» и «Ермак». А.М. Афромеев обвинял А.И. Текутьева в завышенных (спекулятивных) ценах на зерно, 130% личной прибыли; нерациональном использовании Базарной площади города, участии в 1864 г. в сделках с фальшивомонетчиком Беленченко по кличке «царек».

Любопытно, но Тюменская городская Дума, неоднократно выражавшая свое почтение крупнейшему меценату, не встала на защиту его доброго имени. Текутьев писал: «за одиннадцать лет моей беспорочной службы городу Дума дает своим молчанием повод издеваться надо мной Афромееву. Никто из тюменцев в защиту меня не сказал ни слова. Городской Глава Никольский лично сказал мне, что запретить Афромееву не может, несмотря на то, что он своими насмешками за награды мне, оскорблял Думу».

Ряд оскорблений в адрес А.И. Текутьева заставили именитого купца переписать свое завещание. Еще в 1911 г. купец обратился с заявлением в городскую Думу, отказавшись от звания попечителя Пушкинской публичной библиотеки, и просил библиотеку освободить его дом, «желая избавиться от позора и насмешек». Кроме того, он потребовал освободить другие его дома от находящихся в них трех приходских училищ, «по некоторым изменившимся обстоятельствам». По едкому замечанию газеты «Ермак» от 26 мая 1912 г., «г. Текутьев дает городу очень назидательный урок - школа с 400 детей закрыта, дети выселены». В соответствии с завещанием 1912 года городу Тюмени переходило недвижимое имущество на общую сумму 1 млн. рублей. В более позднем завещании от 1916 года городу переходила собственность на сумму всего 300 тыс. рублей. Значительная сумма и недвижимость оставалась его племяннику, купцу И.Я. Некрасову. Скончался меценат 30 июля 1916 года. Отпевали А.И. Текутьева в Спасской церкви, в пределе, построенном им. Он был похоронен в саду Спасской церкви рядом со своей супругой Евдокией Яковлевной, скончавшейся тремя годами ранее.

Выступающий в интересах городского самоуправления присяжный поверенный Б.П. Вальберг пытался даже оспорить последнее завещание покойного мецената, мотивируя второе завещание «отсутствием у завещателя здравого ума и памяти». Тем не менее, после смерти А.И. Текутьева городу перешли:
- дом каменный с театром, созданным покойным купцом;
- Спасской церкви - 5 тыс. руб.;
- причту этой же церкви на поминки рабов божьих Андрея и Евдокии - 5 тыс. руб.;
- Верхотурскому мужскому монастырю на помин - 5 тыс. руб.;
- Екатеринбургскому женскому монастырю на помин - 5 тыс. руб.;
- тюменской Богадельне - 5 тыс. руб.;
- Знаменскому собору - 5 тыс. руб.;
- на постройку в Тюмени моста через Туру - 35 тыс. руб.;
- хирургической больнице - 25 тыс. руб. на постройку и еще 25 тыс. руб. на счет с перечислением процентов на содержание больницы;
- дом в местности Потаскуй в пользу города Тюмени;
- в селе Борки Тюменского уезда строительные материалы и 30 тыс. руб. на постройку церкви, а затем еще 20 тыс. руб. на ее функционирование;
- Ильинской церкви в Тюмени - 15 тыс. рублей.

Попытка оспорить последнее завещание тюменского купца не удалась. В 1911 г. следующим городским Главой в результате выборов стал депутат городской Думы, известный врач Павел Иванович Никольский.

П.И. Никольский (1858-1922 гг.) родился в Бийском округе Томской губернии, окончил Казанский университет, состоял врачом-консультантом в городской больнице с 1893 по 1900 год. Получал вознаграждение 300 руб. в год; относился к своим обязанностям самым добросовестным образом. Нередко во время отпусков врача А.С. Гасилова оставался один в заведовании больницей. Просил городскую Думу увеличить жалование до 600 руб. в год. Добился открытия больницы при пересыльной тюрьме и нескольких бесплатных столовых для малоимущих.

Городской голова до марта 1916 года. Уволился согласно прошению. К сожалению, не удалось узнать причины отставки. Принимал активное участие в планировании и постройке нового водопровода. По оценке язвительного корреспондента газеты «Ермак», «в истории города такое сооружение как водопровод, имеет, несомненно большее значение, чем раздутые заслуги предшественника господина Никольского, отбирающего сделанные пожертвования обратно».

Строительные работы были начаты в ноябре 1913 года и должны были завершиться к 1 января 1915 года. В нагорной и затюменской части города проложена водопроводная сеть, сооружен водоприемник, построены здания водонапорной башни и насосной станции. За строительство водопровода Тюменская городская Дума осенью 1916 г. выступила с ходатайством и добилась присвоения П.И. Никольскому звания почетного гражданина города Тюмени.

После установления советской власти в 1919 г. жизни Никольского угрожал расстрел со стороны органов ВЧК, однако катастрофическая нехватка врачей и медицинского персонала спасла известного общественника. Проживал по адресу Серебряковская 4. Скончался 13 января 1922 года от кровоизлияния в мозг. Был похоронен на Монастырском кладбище Тюмени, позднее уничтоженном коммунистами. (В 1922 - 1923 гг. в Тюмени существовала советская детская больница имени Никольского, а водопровод, построенный при его участии, функционировал до 1938 года).

После ухода в отставку П.И. Никольского Главой города был избран гласный Думы Капитон Андреевич Плишкин, проработавший в этой должности с 26 апреля 1916 г. до 8 июля 1917 года. Имея всего лишь домашнее образование, благодаря природному уму и смекалке, он совершил головокружительную карьеру, став последним дореволюционным Главой Тюмени.

К.А. Плишкин (5 марта 1876 - ?). Родился в семье переваловских крестьян Андрея Федоровича и Агафьи Григорьевны Плишкиных. Кстати, в деревне Перевалово Тюменского уезда Тобольской губернии существует т.н. Плишкин бугор.

Совместно с братьями Павлом Андреевичем и Григорием Андреевичем переехал в Тюмень. Ими было основано «Товарищество братьев Плишкиных», специализировавшихся на переработке кож. В заречной части города имелось производство. Перешел в разряд тюменских мещан. К.А. Плишкин в описываемый период проживал в собственном доме за Турой, затем переехал в приобретенный дом по адресу Царская 2 (ныне Республики 1), где сейчас находиться кожно-венерологический диспансер. Являлся прихожанином Вознесенско-Георгиевского храма.

Был дважды женат. Первый брак, заключенный в Перевалово 13 ноября 1894 г. оказался неудачным. Его супруга, Клавдия Дмитриевна (в девичестве Войлошникова) сбежала с поклонником в Иркутск, мотивируя свой разрыв «несходством характера и деспотизмом мужа». По обоюдному согласию брак в 1912 г. был расторгнут. В 1913 г. вступил в брак с Лидией Самсоновной Сумцовой, работавшей врачом-дантистом и подозревавшейся в 1905 и 1910 гг. в связях с социал-демократической организацией.

До избрания городским Главой был председателем и членом различных комиссий и комитетов городского самоуправления. Имел прекрасную по тому времени библиотеку. После свержения самодержавия был назначен правительственным комиссаром Тюменского уезда. 8 июля 1917 г. передал власть новому городскому Главе А.С. Флоринскому. 6 августа 1919 г. уехал из Тюмени предположительно в Тобольск, дальнейшая судьба неизвестна.

Таким образом, ни один из руководителей города не был уроженцем Тюмени. А.И. Текутьев и К.А. Плишкин, имели всего лишь домашнее образование, были выходцами из крестьян и прибыли в город из близлежащих деревень. П.И. Никольский являлся уроженцем Томской губернии. Все трое, будучи по характеру людьми разными, благодаря природной смекалке, трудолюбию, деловой хватке, добились прекрасного карьерного роста. Начальный период их самостоятельной жизни был целенаправленно связан с собственным материальным благополучием, формирования авторитета среди городского сообщества, а затем служением на благо города в качестве его главы.

Публикуется с согласия автора.

Об авторе: Анатолий Анатольевич Кононенко - профессор кафедры социальных наук ТюмГНГУ, доктор исторических наук. Другие произведения автора - "Тюмень на перепутье: власть и общество в 1917-1921 гг.".

Продолжение в следующий вторник.

magistra vitae, анатолий кононенко, история

Previous post Next post
Up