Москва в отечественной войне 1812 года. Часть 8

Aug 14, 2012 09:00


В течение лета через Москву проходили в действующую армию на Смоленскую дорогу Башкирские и отчасти Калмыцкие    полки,  в  своих   конусообразных   войлочных   башлыках   с   колчанами  и  стрелами   за   плечами.



Финард Давид Ноэль Дьедонне - Киргизские или башкирские всадники

Граф Ростопчин делал им на площадках смотр, во время которого они производили свои военные упражнения, а 14 августа на Земляном валу против Спасских казарм собралось ополчение Москвы в числе 6000 человек…



Теперь это Садовая-спасская, да и казармы после пожара 1812 года перестроены

В общем кровавая война, поскольку о ней можно было судить в Москве, куда пока еще не проникали ни она сама, ни ее страшные видения, тесно сплелась в городе с безмятежным миром и всеми его спутниками.

О мире красочно говорили все гуляния.

О войне - лишь картины приготовления к ней, - как те, о которых уже упомянуто, так и ряды других.

Например, многие дамы, охваченные порывом подлинного человеколюбия, а некоторые просто из подражания им, щипали корпию, кроили и шили перевязки для раненных…

С Кузнецкого моста постепенно исчезли затейливые вывески «A la corbeille», «Au temple de bon gout», «Restaurant joyeux», «Антуанета Лапоторъ», «Викторина Пешъ» и «Шальме»; их заменили Доброхотов, Майков, Пузырев и другие русские фирмы.

 



 
 


Кузнецкий мост и его магазины.

Но весь этот конгломерат факторов, в котором отсвечивали блики далекой грозы, тускнели в общей жизнерадостности.

«Я, - вспоминает очевидец, - нахожу, что всѣхъ одолѣлъ духъ заблужденiя. Все что мы видим, что ежедневно происходитъ передъ нашими глазами, а также и положенiе, въ которомъ мы находимся, можетъ послужить намъ хорошимъ урокомъ, лишь бы въ комъ не вижу и, признаюсь тебѣ, что расположенiе къ постоянному ослѣпленiю устрашает меня болѣе, нежели сами непрiятели».

По мѣрѣ приближения Наполеона настроение въ Москве стало омрачаться. С падением Смоленска, который   считался  ее  оплотом  и  воротами, тревога возросла.




Петер фон Гесс. Сражение при Смоленске. 17 августа 1812 года


Альбрехт Адам. Битва за Смоленск


Французские колонны штурмуют Смоленск

В   гостиных   только  и толковали, что об отъезде, обсуждая, следует ли уезжать и куда. Обвиняли дипломатию и гениралитет. Боялись всего и подозревали всех. Отдельные семьи и лица начали покидать город, который раньше почти не видел раненых, так как подавляющее большинство их размещалось между Смоленском и Москвой, а теперь обратился в огромный перевязочный пункт…




Раненые в госпитале в Сокольниках. 1915 год

Следующая наша встреча будет 16 авгуcта.

Спасские казармы, Москва 1812 года, сражение при Смоленске, Ростопчин, Кузнецкий мост, отъезд, Отечественная война

Previous post Next post
Up