Не житье, а масленица!
Поздравляем всех с началом масленицы, и хотим рассказать о традициях этого праздника.
Б.М. Кустодиев - "Масленица". 1916 год
И вначале стоит упомянуть о названии. С принятием Русью христианства неделя, предшествующая Великому посту, называлась мясопустом, потому что в течении нее запрещалось есть мясо. Название же сырной недели и масленицы явилось не ранее XVI века. Известно также, что наш мясопуст соответствует западному карнавалу, название которого состоит из двух латинских слов: canis-vale то есть говядина прощай, а также есть и другая версия: carnis-aval, то есть говядину поедай.
Хосе Бенльюре И Хиль - « Карнавал в Риме»
Иностранцы, побывавшие на Руси лет 300 назад, писали: «Во всю масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат и убийства, так что ужасно слышать о том всякому христианину. Во все время ничего более не слышно как: того-то убили, того-то бросили в воду. Нынешний патриарх (Адриан) давно уже хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; однако ж он сократил его на 8 дней».
А вот что писал французский писатель Жюль Жанет: «Масленица, вероятно, родилась на севере, она дочь мороза. Человек увидел ее, прячущуюся за сугробом снега, а законодатель призвал ее в помощь человеку в самое суровое и печальное время года, и она явилась с жирными, румянами щеками, с коварным глазом, с обнаженной грудью, не с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась танцевать с ним до обморока».
Все дни сырной недели имеют свои особые названия, наверное, они уже знакомы, но мы на всякий случай повторим:
встреча - понедельник,
заигрыши - вторник,
лакомка - среда,
разгул, перелом - четверг,
тещины вечерни - пятница,
золовкины посиделки - суббота,
проводы, прощанья, целовальник, прощеный день - воскресенье.
Каждый из этих дней был связан со своими традициями. На первый день русский народ справлял встречу масленицы. Зажиточные люди начинали встречу с посещения родных. С утра свекровь со свекром отправляли невестку к отцу с матерью, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за чаркой договаривались, где гулять, кого звать в гости, когда кататься по улицам. У кого из молодых не было свекра или свекрови, а это была их первая масленица, тещи приходили к зятьям учить своих дочек печь блины. В старину зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить их уму-разуму. Это приглашение считалось за великую честь. Званая теща обязана была прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку. Тесть присылал мешок манной гречневой муки и кадушку коровьего масла. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестьем и обидой и поселяло вечную вражду между тещей и зятем.
На улицах к первому дню устраивали горы, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.
Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами значило жить в горькой беде. Дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, после чего с них сбегали. Встреча оканчивалась кулачным боем.
Богатые люди пекли блины с понедельника, а бедные - с четверга или пятницы. Первый блин отдавался нищей братии на помин усопших. Опару для блинов готовили с особыми обрядами. Одни готовили опару из снега (не пытайтесь повторить!), другие вечером на речной воде, колодезной или озерной.
На заигрыши с утра девицы и молодцы собирались покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братцы устраивали горы для сестриц среди двора. Матушки посылали позываток с наказом: «у нас - де горы готовы и блины напечены - просим жаловать». Позываток встречали с почетом и приветом, угощали вином и блинами и отпускали, прося «кланяться хозяину и хозяйке с детками и со всеми домочадцами; а деток своих пришлем к вечеру». Отказ всегда объявлялся условленным, общим выражением: «у нас - де состроены у самих горы и прошены гости». Соседи толковали такие отказы по своему: «здесь - де начинается разлад и дочку прочат за другого». Вообще все масленичные удовольствия клонились к сватовству, чтобы после Великого поста сыграть на красной горке свадьбу.
А.Н. Третьяков - "В деревне". 1867
Если гости соглашались, их принимали и встречали у ворот, у крыльца и у образной. После нескольких угощений отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
В.Рябчиков - "Катание на санях"
На лакомки, в среду, тещи принимали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных. Насмешливый наш народ составил несколько песен о заботливости тещи при угощении зятя. Эти песни вечером пели холостые с розовыми олицетворениями: наряженный медведь играет разные фарсы, как теща про зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал теще спасибо сказал.
Лубок. XIX в.
Наши государи в XVI и XVII столетиях в среду на масленицу посещали городские монастыри, общались в них с братией и больничными старцами и жаловали им денежную милостыню.
В широкий четверг начинался масленичный разгул: катание по улицам, разные обряды и кулачные бои. Во времена Петра I стали популярны маскарадные шествия: по улицам возили корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых были развешаны на его мачтах. Проезд корабля сопровождался ряжеными с музыкой и песнями. Также были популярны кулачные бои.
Б.М. Кустодиев - "Кулачный Бой На Москва-Реке". 1897 г.
Они совершались тремя способами: бой один на один, стена на стену, бой сцеплялка-свалка. Было время, когда бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрой и рыбами, выигрывали большие залоги и платились нередко за свою отвагу жизнью.
Удалые-молодые (Кулачные бойцы). Русский лубок середины XVIII века
На тещины вечерни, в пятницу, зятья угощали своих тещ блинами. Приглашения были почетные со всей родней к обеду или запросто на один ужин. Прежде зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылать парадных позываток. Чем более бывало «званых», тем теще более оказывалось почести.
В четверг, а чаще в пятницу, Царь ездил в Новоспасский монастырь, где Государи из Дома Романовых прощались у гробов.
На золовкины посиделки молодая невестка приглашала родных своих к себе в гости. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых подруг своих - девушек; если же они были выданы замуж, то она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.
Канун масленицы - это вселенская суббота, или большая родительская, в которую все православные поминают усопших своих родителей.
Проводы масленицы и прощание на Руси были связаны с различными обрядами. Ритуал проводов Масленицы в разных губерниях заключался как в сожжении чучела Масленицы, так и в его символических похоронах.
А.М. Васнецов - "Сжигание чучела Масленицы".
О том, как повсеместно соблюдался обряд прощеного дня, сохранилось очень любопытное описание в актах археологической комиссии 1598 года, об избрании в Цари Бориса Годунова: «Митрополиты, архиепископы и епископы благословиша Царя и прощение подаша ему и от него прищение купно получиша». Такой обряд соблюдался от царского терема до самой убогой хижины».
На прощеный день также ездили одаривать кума с кумой. За ризки и на первый зубок привозили соответственные подарки; и здесь пряники составляли необходимую принадлежность. Прощание между родными и знакомыми происходили вечером. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения; после них приходили все близкие.
К. Крыжановский - "Масленица. Прощеный день в крестьянской семье" (гравюра по рисунку Н.И. Соколова)
Герберштейн также упоминал о кулачных боях, которыми забавлялись москвичи. Кулачным боем у мальчишек ознаменовывалась встреча масленицы, перед которой, в воскресенье, после заутрени, церковь совершала «действо страшного суда».
На площади, за алтарем Успенского собора, устраивали места для патриарха и Царя. Против патриаршего места ставили козла или рундук (подмостки) обитый красным сукном, куда приносили образ Страшного Суда, большой налой с наволокою под икону Богородицы и под Св. Евангелие и приготовляли стол для освящения воды.
Само действо совершалось по особому уставу и состояло в пении стихер, в освящении воды и чтении на четыре страны евангелия, после которого патриарх отирал губкою образ Страшного Суда и прочие иконы, вынесенные к действу. По окончании действа патриарх осенял крестом и кропил святою водою Государя и духовных и светских властей.
В Чистый Понедельник собирались ребятишки и, держа в руках ухваты и сковороды, обернутые в тряпки, кричали, подходя к каждому дому: «мы масленицу прокатили, святые вечера проиграли, Рожествен пост пропряли, свет ты наш масляница, дорогая, неумытая, где ты ночку ночевала? Под кустом на дорожке, ехали скоморошки, вырезали по пруточку, сделали по гудочку: вы гудочники не гудите и вы нашу масляницу не будите: пора перестать пить есть да спать. Пора перед Богом встать!...»
Использованная литература:
Божерянов И.Н. - "Как праздновал и празднует народ русский"