21 мая 1883 года в рамках коронационных торжеств были организованы гуляния на Ходынском поле, которое посетила августейшая чета Александр III Александрович и Мария Фёдоровна.
Во время этих гуляний и происходило аллегорическое шествие "Весна красна".
Обложка альбома "Весна-красна", выполненная Ф.О. Шехтелем
Место гульбища - Ходынское поле - представляло собой громадную многоверстовую зеленую площадь в форме полукруга, прямая линия которого подходила к шоссе. Огромное пространство поля было окаймлено решеткою с шестами, на которых развевались флаги.
В центре был цирк, за ним следовали, постепенно расширяясь, еще четыре полукруга площадей, образованных качелями, каруселями, открытыми эстрадами для песенников, хоров, фокусников, балагуров, оркестров, райков петрушек и т.д.
Замыкались линии мелких строений двумя дугообразными корпусами будочек для раздачи провизии. В стороне от цирка располагались четыре театра. Постройки зданий были осуществлены по планам архитектора Бадера.
Стр. 315Увеселительная часть была поручена М.В. Лентовскому.
Михаил Валентинович Лентовский
Михаил Валентинович Лентовский - артист драматического театра и оперетты, куплетист, режиссер и антрепренер. Будучи учеником М.С. Щепкина Михаил Валентинович играл в Малом Театре, но главным делом Лентовского стал сад «Эрмитаж», который он возглавил в 1880 году. Лентовского называли магом и волшебником Москвы. Он не жалел денег на театр, и невероятные расходы разорили его, по этой причине сад «Эрмитаж» отошел казне.
Но вернемся на Ходынское поле. В 2 часа открылись театры, а на арене цирка началось представление.
В разгаре третьего часа из среднего амфитеатра началось аллегорическое шествие «Весны». Идея его - постепенное появление весны. Вот его действующие лица.
Шествие открывал герольд на белом коне, в блестящем золотом костюме, с жезлом в руках; за ним ехали на таких же лошадях 6 герольдов, по 2 в ряд, с крылатыми латами, шишаками и длинными трубами.
Далее следовали: жук верхом и пешие жуки, кузнечик верхом и попарно пешие кузнечики и семь лягушек верхом, представлявших в высшей степени своеобразное зрелище.
За ними четверка лошадей, цугом, везла фантастическую колесницу царицы пчел, окруженную пешими пчелами. Колесница изображала огромный улей, впереди которого стояла царица пчел с двумя маленькими пчелами.
За пчелами двигалась колесница русского богатыря Микулы Селяниновича, олицетворявшего черноземную силу. На передней части колесницы был помещен земной шар, с изображением Российской Империи. Микула, одетый в простой костюм пахаря, стоял на возвышении в задней части колесницы, держа в руках огромный золотой плуг, железо которого упиралось в русскую землю. Колесницу эту окружали муравьи.
Далее следовали: мужик в красной рубахе с березкою, цветы и бабочки верхами.
А за ними - колесница «Весны», запряженная четырьмя лошадьми, на которых сидели русские богатыри. На колеснице сидела женщина, изображающая «Весну», окруженная цветами и бабочками.
Далее богатыри вели на веревках пленных, за ними один богатырь нес знамя, четверо - золотой меч-кладенец и, наконец, везомый четверкою лошадей, огромный Змей Горыныч, на спине которого сидел убивающий его Добрыня Никитич (аллегория уничтожения всего дурного и злого).
После этого следовала колесница Хмеля, запряженная в тройку и изображавшая огромную бочку, на которой сидел разухабистый мужик-Хмель; на коренной сидел подгулявший парень, по краям же колесницы расселись 8 молодых парней.
За колесницей Хмеля двигалась русская тройка с телегой, скоморохи. Шествие заключали: коза с барабаном, медведем, журавель и русский хор с песнями и плясками.
По всему пути следования шествия были расставлены шпалерами солдаты, причем без оружия.
Перед отъездом Государя предполагался запуск воздушного шара, с которого должны были бросать народу платки. Шар виднелся вдали, но он долго лавировал на веревках, а затем скрылся в толпе. Таким образом, эта затея, которая могла спровоцировать драку, была отменена.
С отбытием Императорской четы в 15 часов, гулянье огласилось песнями; по всему полю закружились хороводы.
В четырех театрах, наскоро сколоченных на поле, давались следующие представления: "Русская свадьба", соч. Сухонина; "Весна-Красна", сказочное представление в 3-х картинах, с пением, плясками и танцами, сочинения Л***; "Иван-царевич", волшебная сказка, соч. Родиславского; "Русские орлы на Кавказе", большая военная пантомима, соч. Л***; и "Возрождение арлекина".
Дать картину веселящейся толпы в 600.000 человек - дело очень трудное. Вид на это море с трибуны был удивительный; конца его не видно было во все стороны.
Шествие имело большой успех, и в том же году Лентовский издал эскизы к шествию в виде отдельного альбома, обложка которого была оформлена также Шехтелем, с которым Михаил Валентинович стал сотрудничать с 1882 года.
Федор Осипович ШехтельРабота Ф.О. Шехтеля в качестве оформителя шествия и альбома «Весна-Красна» стала первой крупной удачей начинающего художника. А. П. Чехов в иронической манере отозвался на успех друга в журнале «Осколки московской жизни»:
«Про Лентовского можно целую книгу написать. Это замечательный человек. Когда он умрёт, ему непременно монумент поставят. <…> На днях вышел его альбом "Весна-Красна". <…> Альбом со всех сторон русский, но дело, надо полагать, не обошлось без вмешательства западных держав. Великолепная виньетка и таковые же рисунки подписаны неким Ф. Шехтель. Кто сей? Знаю я всех московских художников, но про Шехтеля не слыхал… Держу пари на 5 рублей, что он иностранец. Во всяком случае, хвалю».
Помимо иллюстраций, выполненных Шехтелем, в издании помещено стихотворение Л. Леонидова-Гуляева «Весна красна»
Литература:
http://www.raruss.ru/ceremonies/613-shekhtel.htmlhttp://enhver.ru/a/shehtel_fedor_osipovich