…Мысль о самом факте отступления мучительно сверлила мозг. Все фабрики закрылись. Торг прекратился. Последовало распоряжение запирать все питейные заведения и трактиры - их было до 300 - в 10 часов утра.
Паника приняла чудовищные размеры. Выезжали с утра и до глубокой ночи.
Н.С. Самокиш - Жители оставляют Москву
Лошади и повозки неимоверно вздорожали. Бедные уносили на себе имущество, а громоздкие вещи закапывали на дворах, в огородах и садах или замуравливали их в каменные стены.
Н.Е. Сверчков - Бегство жителей из Москвы
Дети бросали туда же на сохранение свои игрушки: кнутики, кубари, куклы. Сперва ставили в ямы сундуки, затем сбрасывали подушки и, наконец, чтобы острие неприятельского оружия не вытаскивало в поисках добычи чего-либо мягкого, на все наваливали землю и накидывали дрова.
Около 600 подвод с ризницами патриаршей, монастырскими и соборными, с библиотеками, с делами Консистории и Синодальной конторы потянулись в Вологду.
Сенат с архивом выехал в Казань.
Вид сената из внутреннего двора
А граф Ростопчин все еще не оставлял бравады в своих афишах: «Примемся за дѣло, додѣлаемъ и злодѣевъ отдѣлаемъ». Только 31 августа он переехал с дачи из Сокольников в свой дом на Лубянке
(теперь - Московского страхового общества) и, посылая население на Три Горы, заявлял: «Должно и намъ свое дѣло сдѣлать. Грѣхъ тяжелый своихъ выдавать. Москва наша мать; она насъ поила, кормила и обогатила. Собирайтесь». Трудно было яблоку упасть. «Отъ восхода до захода солнца народъ терпѣливо ожидалъ прибытiя своего вождя, но граф Ростопчинъ не являлся». Это произвело страшную сумятицу. Полиция стала втихомолку покидать город. Уехал и комендант Гессе. Получив от Кутузова извещение, что на военном совете в Филях решено оставить Москву, граф Ростопчин немедленно отдал приказ о вывозе раненых и больных.
А.Д. Кившенко - Совет в Филях
Для них было приготовлено 4.000 телег, на которых разместилось около 17.000 человек. С ними по его распоряжению ушла и пожарная команда со всей прислугой, запряжками и 96 трубами.
До скорой встречи - завтра вечером.