Mar 11, 2011 11:19
Школьный проект: древняя кельтская цивилизация. Дитя пишет: "Кельты жили с 1000 BC до 58 BC". Я говорю: "А в 58 г. они что, все вымерли? А как же ирландцы, Св. Патрик, Гиннесс, The Chieftains, наконец?" Дитя исправляет: "Кельты жили с 1000 BC до наших дней". "Но тебе ж про древнюю кельтскую жизнь писать надо? Современные кельты, по-твоему, ничем от галлов не отличаются?" Дитя исправляет снова: "Кельты жили с 1000 BC до 58 BC, когда их завоевали римляне и обратили в христианство монахи". Я выпадаю в осадок: "Ханна! Какие монахи в 58 BC? Христианства не было до рождения Иисуса, а когда он родился?" Молчание. "Ну почему мы различаем BC и AD? Что такое AD?" "After death". "Чья смерть-то?" "Ээээ... Иисуса?" "Умница! Значит, человечество начало отсчитывать новую эру с момента его смерти (см. постскриптум!). А до его смерти христианство было?" "Не знаю".
Понятно, что в религиозной семье такого невежества случиться не могло и это мы с Йенсом виноваты в том, что дети наши имеют очень слабое представление об истории христианства и его основоположников. С другой стороны, что-то мне сомнительно, что Ханна уже доросла до чтения неадаптированного Священного Писания и продвинется дальше первой главы. А все известные мне адаптации делятся на две категории: это либо та или иная конфессиональная интерпретация (на что я пойтить не могу), либо неполиткорректные Лео Таксиль/Жан Эффель (именно последнюю я читала в детстве: настоящая Библия мне попала в руки только в 12 лет).
По-хорошему, детям 10-12 лет надо было бы в обязательном порядке преподавать курс истории религии, он же курс истории европейского искусства/литературы/музыки/кино. Этот кагбэ базовое знание, нужное каждому интеллигентному человеку. НО! Никаких священников или переквалифицировавшихся унтер-офицеров в отставке! Мне этот курс видится как цикл рассказов по картинкам: вот, дети, перед вами картина "Возвращение блудного сына". Сюжет заключается в том-то. Написал картину Рембрандт, в такой-то ситуации. А теперь давайте побрейнстормим, почему в этой системе верований блудный сын дороже верного и что хотел этой картиной сказать и что на самом деле сказал (и почему) художник. А также почему известное в узких кругах произведение называется "Возвращение блудного попугая" :). То же самое - применительно к "Страшным судам", "Армагеддону","Адаму и Еве" и другим сюжетам и художественным средствам. Как-то так.
ПС. Мне сейчас не так важно объяснить разницу между Anno Domini и After Death (если последнему учат в школе, то и пусть: у меня уже и без этого слишком много поводов для несогласия с учительницей), как то, что до новой эры ни о каких христианских миссионерах речи быть не может.
ППС. Убедили меня вытащить пост из-под замка, хоть я и опасаюсь народного гнева за богохульство.
idle thoughts,
religion,
history,
kids