Выставка в Пушкинском немецких экспрессионистов

Oct 08, 2008 14:30





Выставка в Пушкинском немецких экспрессионистов

Сейчас в Пушкинском проходит выставка немецких художников, группы "Мост" (Brucke) - родоначальников экспрессионизма - движения, открывшего в искусстве ХХ века не только новые изобразительные возможности, но и целое мироощущение.

Для справки: музей "Brucke" (устроители выставки) владеет самой крупной коллекцией картин, акварелей, рисунков, печатной графики ведущих немецких художников- членов группы "Мост": Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля, Карла Шмидт-Ротлуфа и Макса Пехштейна. Датой основания Музея "Брюкке" считается 1 декабря 1964 года - день 80-летия Карла Шмидт-Ротлуфа, когда художник объявил о передаче в дар земле Берлин семидесяти четырех картин, а в дальнейшем - всего своего художественного наследия и архива.

На выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина экспонируется 131 произведение немецких экспрессионистов. Немецкими партнерами совместно с музеем готовится издание русскоязычного каталога, представляющего историю движения и основные тенденции экспрессионизма и группы "Мост", с которой сотрудничали такие русские художники как Василий Кандинский и Марк Шагал.

Выставка проходит до 2 ноября 2008 года.

Нужно ли говорить, что это художники, которые жили в первой половине 20 века в германии, были репрессированы гитлеровским режимом в тридцатых годах.
   Однако начинали они на кануне первой мировой войны, первые работы представленные в Пушкинском датируются 1905 годом.
   И опять же, нужно ли говорить, что немецких художников 20 века у нас не выставляли, и, следовательно, их почти никто в России не знает, хотя по своей значимости они стоят в ряду с Кандинским и многими другими художниками первой половины 20 века.

Я был на выставке в середине сентября (о выставке я узнал от Гали Серовой). Выставка расположена в центральных залах второго этажа Пушкинского музея, причем картины каждого художника висят вместе и можно проследить эволюцию в творчестве каждого автора.

Сразу видно, что начинали все мостовцы с подражания импрессионизму. Картины очень светлые, написаны крупными цветными вытянутыми мазками.
   Потом начинаются эксперименты с выразительностью цвета. Формы изображенные на картинных становятся второстепенными и не прорисовываются четко. Все полотно, обычно, состоит их крупных цветовых пятен, цвета яркие, контрастные. Честно сказать, мне трудно воспринимать такую живопись. Слишком непривычно, что ли? Кроме того, вид этих картин действительно впечатляющий. Они вполне передают ту потерянность и пессимизм, распространившийся во время войны, в начале 20 в.

Есть в творчестве всех художников и третий, ясно выраженный период: после 14 года, после того, как группа мост распалась под давлением внутренних разногласий.
   Примерно с этого времени, как будто, заканчивается период какого-то поиска стиля и начинается творческий путь каждого художника. Если раньше картины разных художников были похожи, то теперь они начинают очевидно разниться. Причем это различие буквально во всем: в технике написания, сюжетах, средствах выразительности, в самом мироощущении, выраженном в них.

Еще несколько слов хочется сказать как раз о поздних работах нескольких художников, которые мне наиболее запомнились.
   В первую очередь хочется вспомнить тут Отто Мюллера, и его "египетские" картины. В его поздних картинах, как будто, запечатлен некий сильный чувственный, порой даже страстный, порыв, но это только порыв, момент. Ясно, что до него, и после, была какая-то пустота, серость. И этот порыв, как попытка прыжка в надежде на полет. Но несмотря на это, картины просто прекрасны!
   Полотна Отто Мюллера выставлены слева в главном зале выставке. Так же в главном зале но справа висят картины другого художника - Эриха Хеккеля. Его поздние работы также не позволяют пройти мимо них, не остановившись и не всматриваясь в них. Каждая из этих картин, как калейдоскоп. Чтобы он не изображал: парк с мостом, море, город. У картины есть центр и все остальное выстроено вокруг него. Хеккелю удается достичь удивительного эффекта - смотря на его картины, невольно приходишь к мысли, что мир, который он рисует не просто бессмысленный набор объектов - это мир, за которым что-то или Кто-то стоит.

В центре выставки висит картина, кажется, Пехштейна, на которой изображена лодка с гребцами в бушующем море. На первый взгляд - это люди попавшие в бурю, которые отчаянно пытаются выплыть. Но присмотревшись мы видим, что берега на картине нет и гребцы не гребут, а будто взялись для вида за весла и позируют. Тела всех расслаблены. Рулевой абсолютно безразличен к тому куда вся эта лодка плывет. Но шторм за лодкой реальный.
   Такая вот программная картина...

Если говорить о выставке в целом, мне она показалась очень интересной. Хотя мне и трудно воспринимать ранние работы мостовцев, но тут очень интересно смотреть и сравнивать. Такое впечатление, что это искусство очень информативно. Будто есть какие-то изначальные идеи и установки, диктующие то, как и о чем будет написана картина. И картина - некое сообщение на языке красок и форм.
   Однако, поздние работы мне были более интересны и больше понравились. В целом, я очень доволен походом на эту выставку. Всем советую.

Макс Пехштейн




Эрнст Людвиг Кирхнер


Отто Мюллер






Эрих Хеккель






Previous post Next post
Up