Мифологизация Победы 9мая как обряд инициации для навязывания других главных мифов племени.

May 13, 2011 22:16

Каждый вечер мы вытряхиваем из портфеля сына-первоклассника недоеденные куски хлеба. В школьной столовой на выбрасывание хлеба наложено табу («как же можно не доедать хлеб после того, что было в блокаду»), а безыдейным детям все равно, для них это просто одна из причуд педагогов. Раз нельзя выбрасывать, приходится прятать - не доедать же, если наелся. У педагогов своя правда, но почему-то не удается передать её детям.

Вроде и механизм трансляции идеологических ценностей отработан. В школе за дело берутся сразу. Когда 1-го сентября наш ребенок вышел из школы, мы кинулись к нему с расспросами. Счастливое чадо поведало, что единственный урок у первоклассников в День знаний - об одной из войн прошлого века, самой кровавой. Дядя рассказывал, как немцы вероломно напали, чтобы перебить нас, и как мы героически сражались и убивали их.

Забывать такие вещи нельзя, но как выбран момент! Никакого знакомства, рассказа о новом этапе их жизни и прочих детских дел, актуальных в ребячьем мире. Зато в качестве обряда посвящения в школьники, то есть в «большие», им предлагают помедитировать на ужасы войны. В школьные годы чудесные, после всех этих «уроков мира» и изучения житий пионеров-героев я чувствовал себя мальчишом-плохишом оттого, что совсем не готов был погибать в грядущей ядерной войне, даже если за Родину. Мой любимый пионер-герой (уже не помню, как его звали) покорил меня тем, что выжил, в отличие от остальных детей-мучеников советского пантеона.

Времена изменились, ужасы отдалились, но традиция осталась, и хотелось бы прояснить её смысл. Знание, которое пытаются передать на первом в жизни уроке в День знаний - это своего рода священное знание, самое главное. В ужасах есть своя ритуальная логика - недаром во время традиционных обрядов инициации, того самого «посвящения в большие», распространенного по всему архаичному миру, шаман с помощниками сначала уводят детей от родителей и как следует пугают, а уж потом рассказывают и инсценируют главные мифы племени. Ритуал дает возможность прочувствовать мифы, принять в них участие.

Подготовленные «страшной» частью ритуала дети должны отличаться особой восприимчивостью к священному знанию, которое призвано нас сплотить, сформировать наше национальное самосознание. Вот только на практике плоховато сплачивают - современный мир слишком рассудочен и индивидуалистичен, чтобы в нем могла существовать единая для всех мифология, да и как-то уж очень оторваны эти мифы от жизни детей - Звездные войны несмотря на все усилия воспитателей волнуют их гораздо больше реальных войн.

В 20 веке роль мифологий играли идеологии. Для правящей элиты отсутствие идеологии - большая проблема. Нужны мифы, которые сделают Россию «священной державой», дадут государству санкцию свыше, облегчат управление ускользающим из-под авторитарного контроля обществом. Да и обществу проще - стенания о том, как хорошо было при советской власти не в последнюю очередь связаны с тоской по розовым очкам идеологии, сквозь которые смотрели на мир советские люди.

В начале октября президент Российской академии образования Николай Никандров призвал наполнить школьные учебники идеологическим содержанием. Каким именно - не уточнил, - не так важно, будет ли это православный миф, героический советский миф, миф о дореволюционном величии России, «которую мы потеряли» - главное, чтобы сплотил и устремил в светлое будущее. Вот только все эти мифы - про прошлое.

Миф - это идеал, а не обычное заблуждение, и я вовсе не пытаюсь развенчать эти мифы - наоборот, думаю, каждый из них по-своему говорит истину. Если и развенчивать, то совсем другую идею - о том, что так легко «впарить» какие-то идеологические установки современному безыдейному ребенку.

Если уж возвращаться к старым рецептам, то на мой вкус, лучший из мифов - идея прогресса, технологического рывка в светлое будущее - к звездам и бессмертию. Ничего лучше в качестве национальной идеи, чем предложенная президентом модернизация, не придумать. Вот только модернизация - это путь от мифа к самостоятельному мышлению, и на этом пути придется расстаться со множеством «священных коров» - достаточно вспомнить, как обходились с традициями успешные модернизаторы, от Петра Первого до Ататюрка.

А знаете, почему во все века молодежь считали безыдейной и распущенной? Согласно недавнему исследованию Сильвии Ноблок-Уэстервик из Университета Огайо, пожилым людям жизненно важно выискивать негативную информацию о молодых для поднятия самооценки и поддержания чувства собственного достоинства.
Из коментов
дин из важнейших мифов моего сына можно выразить словами из НОМа: "А что если Землю захватят бездушные роботы?". Новая угроза войны на замену прежней, "Третьей Мировой". Большое количество мультиков этому посвящено. Вроде бы та же угроза войны, а какие прекрасные уроки мира можно было бы делать! С фрагментами Терминатора...
Правда один мой коллега отреагировал на это так: "странно, что дети в этом мифе на стороне людей. Гораздо естественнее было бы идентифицироваться с восстающими машинами".
Актуальной для моего мальчика является и идея волшебной школы типа Хогвартса. Он уверен, что где-то такая есть, где "учат на волшебников". И вот он мучается: пригласят или нет? Мне кажется, это тоже важный миф, тоже древний и очень живой... Тоже тема для спецурока, не находишь?
И вроде темы современные, а с другой стороны, явно вечные, архетипические.
Возможно, педагогам стоит поискать, как разные вечные темы проявляются в нынешнем Духе Времени, в образах популярного, реально востребованного масскульта. И придумывать такие спецуроки, которые, опираясь на актуальные образы, реально инициировали детей в учебный процесс, подогревали бы страсть к познанию.
Это две темы для младших школьников. Ребятам постарше я проводил бы урок на тему "Матрица-Нирвана- и т.д.", то есть о том, чтобы ставить под сомнение окружающую действительность, разбираться в ней.
Ну и в старших классах по выбору вел бы курс кастанедовско-гурджиевской магии. Типа, как выращивать нового себя.

мифы, итог сувереной демократии

Previous post Next post
Up