Иерархия доли плохих институтов в конечном продукте, по мнению экспертов:
1. Строительство: от 1/4 до 1/3 в провинции, и 2/3 в Москве; примерно половину этих затрат
составляют косвенные и прямые взятки, половину - потери от затягивания строительства
в результате медленных согласований.
2. Ресторан: около 15% на страховку от проблем с арендой (черный нал), взятки - 1-2%.
Опять становится ясно, что камень преткновения - недвижимость и связанные с ней
административные отношения.
3. Инфраструктурные бизнесы (5% СОРМ, 2% бюрократия)
4. Производство продуктов питания и ритейл (значительное в капитальных затратах - то же
Обнаруживается сильная взаимосвязь между индексом восприятия коррупции (World Governance Indicator) и размером процентной ставки (R2=0,5737). ВВП как чудак на букву М борется с инфляцией и держит что есть мочи процент по кредитам. А тут простая взаимосвязь вот коррупция родимое пятно ЕДОРАСОВ вот процентная ставка)))))
Розничная торговля продовольствием
Цена производителя в продовольствии составляет 60-80% от цены товара на прилавке. Остальное формируется уже за счет логистики и расходов розничного продавца. В работе розничного продавца опять же срабатывают плохие институты, которые видны в капитальных и операционных расходах.
Текущие расходы (ОpЕx)
Как это ни странно, но доля самых известных, прямых коррупционных расходов (на взятки) при детальном анализе структуры расходов оказывается маленькой. Для относительно крупного ритейла она составляет доли процента от добавленной стоимости. Для мелкого ритейла или, например, ресторанного бизнеса она может достигать 3-4% добавленной стоимости - но и то лишь в особых случаях. Неподконтрольность государственных чиновников срабатывает лишь косвенно - повышая моральные риски и издержки и сокращая горизонты планирования. То есть, в стейке, который оказывается на столе у потребителя, всего 1-2% составляют взятки, которые уплачены производителями и ритейлерами на разных этапах. Но зато до 15% там будет тех инвестиций, которые сделал ритейлер в минимизацию рисков - менее экономичное и качественное оборудование кухни, которое не жалко оставить на месте, если предприятие общественного питания внезапно закроют; дополнительные инвестиции в юристов и бухгалтеров, обслуживающих отчетность; стремление вернуть вложенные средства в течении ближайшего месяца/двух (например, кофейная машина в российском баре должна окупиться за два месяца).
Проектные согласования, разрешения и сроки
Процедуры согласований, разработки проектов и разрешений, составляющие бюрократическую нагрузку в чистом виде, повышают издержки строительства по крайней мере двумя способами: а) формальные и неформальные выплаты за согласования; б) удлинение сроков строительства и, соответственно, сроков возврата кредита. При том, что участники рынка указывали на необходимость взяток («заносов»), основная
нагрузка происходит не через взятки, а через принудительное заключение официальных контрактов с организациями или фирмами по завышенной или монопольной цене.
«Короче, любая строительная деятельность связана, так или иначе, с формированием
гигантского количества микропроектов. Тебе нужен счетчик - сделайте проект, тебе нужна газовая котельная - сертифицируйте. Где сертифицировать? Там-то вам сертифицируют. А можно мне здесь проложить магистраль под, вот, под землей? Можно. Спроектируйте и отнесите в институт. Какой институт? Только этот вам спроектирует. … Проблема не в том, чтобы сделать проект, потому что для этого есть очень много талантливых ребят, парней, а в том, чтобы проектная организация еще и согласовала этот проект. И ты заранее платишь на 40, на 50, на 70% выше за любое микропроектирование.» (совладелец сети гипермаркетов). По оценкам владельца строительной компании, дополнительные затраты на проектирование и согласования составляют от 3 до 6% себестоимости кв. м. По его же оценкам, общие коррупционные
затраты («заносы наличности») составляют 5% себестоимости в Москве и 0,3% в Екатеринбурге. По оценке владельца девелоперской компании из Петербурга, прямая коррупционная составляющая в проекте составляет около 3%.
Однако все участники рынка указывают на то, что наибольший ущерб, т.е. повышение себестоимости, вызывается длительностью согласований и непредсказуемостью сроков. «Абсолютное количество коррупционных денег, которые ты отдал, оно незначительно в рамках проекта. Но основная проблема в том, что это очень гигантские временные затраты… Года на два больше. … Вот за все эти два года, то что ты там трахался, тебе считай минимум по 15% посчитай себе. Вот уже на 30% стало дороже» (девелопер недвижимости). То есть высокая процентная ставка по кредитам увеличивает для предпринимателей ущерб от плохой работы государственной бюрократии.
Объяснения участников рынка (инфраструктурные услуги)
Первая и ключевая особенность производства инфраструктурных услуг в России - связь,
водопровод, даже, как будет показано ниже, радиоэфир, состоит в том, что нем тем или иным образом участвует монополист. Полностью их ценообразование рассмотреть наданном этапе не представляется возможным. Будучи произведен, этот продукт делается более удобным для потребителя и продается на относительно свободном и конкурентном рынке. Доля добавленной стоимости при этом составляет от 80 до 20 % в зависимости от конкретной отрасли. Для интернет-связи, например, она составляет около 60 %. Также как и везде, плохие институты играют неодинаковую роль в операционных и капитальных затратах.
Бумагооборот, генерируемый разрешительными органами
В операционных затратах это расходы, связанные с соблюдением огромного числа технических регламентов, которыми описываются правила предоставления этих услуг и правила работы оборудования. Так, например, для снабжения доступом в Интернет 10 тысяч граждан и организаций провайдер сдает в год примерно 45 тысяч листов технической и отчетной документации (не считая финансовой). Эту документацию готовит специальная группа юристов и инженеров. При этом
контроль всех провайдеров осуществляют два человека на регион, которые физически не способны просмотреть все эти документы. Речь не идет о коррупции - речь идет о нормативах, которые порождают бессмысленный бумагооборот и требуют достаточно большого рабочего времени. В рассмотренном случае для инернет-провайдера это примерно 2% ФЗП или 1 % добавленной стоимости.