Для интересующихся электроэнергетикой и экономикой. Как выглядит одна из схем накачки тарифов на электроэнергию.
1) Региональные правительства формируют планы развития территорий. Эти планы обычно очень оптимистичны, во избежание обвинений в недостаточной амбициозности и управленческом непрофессионализме. И сдержанный план развития региона - это ведь знак недоверия федеральной экономической политике, не так ли? Смайлик «wink»
2) Сетевые компании формируют свои планы развития исходя из утвержденных планов развития территорий. В эти планы закладывается высокий рост потребления электроэнергии (который, разумеется, не будет выполнен). Соответственно проекты ЛЭП, подстанций и т.д. ориентируются на более высокие пропускные способности, номинальные мощности и т.д. Сетевые компании в России регулируются по затратам. Соответственно, им нет разницы, есть ли реальная потребность в этом проекте. Издержки будут оплачены в любом случае. Строители же заинтересованы в больших бюджетах проектов, т.к. больше возможностей заработать.
3) Регулирующие органы одобряют все обоснованные затраты на проекты и включают их в усредненные (единые/котловые) тарифы сетевых компаний. Единые - значит за проект в Ербогачене заплатят потребители в Иркутске и Байкальске. Слово "обоснованные" не должно вселять оптимизма - все предъявленные затраты будут отлично обоснованы.
4) Тарифы сетевых компаний входят в счета потребителей. Потребители платят. При этом через несколько лет выясняется, что передающие мощности загружены на 5-20%.
Механизмы противодействия:
а) материальная ответственность ключевых членов региональных правительств за регулярное завышенное прогнозирование развития региона;
б) репутационная ответственность тех же лиц за излишний оптимизм;
в) дифференциация тарифов на передачу по принципу "за развитие сетей в Иркутске платят иркутяне, а за развитие на севере области платят северяне. Тогда все погрешности и популизм не будут размазываться тонким накапливающимся слоем в тарифах для всей области, а сразу станут видны как на ладони.
Первое решается на уровне региона. Третье - насколько я в курсе законодательства - на федеральном уровне. А второе - это сфера влияния СМИ. Достаточно журналистам более сдержано относиться к радужным планам развития и более агрессивно к невыполнению этих планов - и это может оказать реальное влияние на темпы роста тарифов.
Депутат ЕР Ирина Гусева, как обычно занимается мягко выражаясь фигней - лоббирует интересы целиком принадлежащего индийским акционерам Волжский Абразивнвый завод, осноной загрязнитель сероводородо атмосферы города Волжский.