Направления бизнеса.

Nov 10, 2013 22:24

Динамично растущие компании среднего бизнеса («газели»), 2007-2011 гг.

Европейские и американские исследователи заметили, что среди огромного числа компаний любой национальной экономики обновлением хозяйства и созданием новых рабочих мест занимается совсем небольшое число компаний - примерно 5%. 5% компаний создают до 85% новых рабочих мест! Это открытие дало понимание, что компании-газели - главный катализатор перемен в хозяйстве. Их формальные черты - рост более 30% непрерывно на протяжении 4 лет.

В России такой феномен тоже существует, и даже в кризис набралось более сотни компаний, которые не пережили спад и продолжали расти четыре и более лет подряд. В разделе представлены списки компаний-газелей, аналитические статьи про это явление в России и интервью-кейсы с руководителями этих компаний.
Вообще, оказалось, что в России есть потребительские товары и услуги, которые могут неплохо конкурировать с иностранными - парфюмерно-косметическая промышленность, мебель, пластмассовые изделия (игрушки и прочий ширпотреб), пищевая промышленность, легкая промышленность, туристические услуги и авиатранспорт. Представители этих отраслей часто встречаются в списках наших компаний-«газелей». А что, ненасыщенный рынок есть, активы для поглощения, чтобы продолжить рост, - тоже, ну и качественный внутрикорпоративный управленческий прорыв возможен. Последнее в этом сегменте не так уж малозначимо. Вот, например, смоленская компания «Аэростар Контракт», которая производит аэрозоли для парфюмерно-косметической отрасли, пошла по уникальному пути работы на огромном ненасыщенном рынке частных торговых марок. Петербургская фирма «Пластмастер», которая играет на взрывном росте демографической волны деторождения, выпуская детские игрушки для детей разных возрастов, от грудных малышей до школьников, стала продвигать торговые бренды «Плэйдорадо», «Игрушкин» и «Купоня».

Вообще, в игру с потребителем включается все большее количество игроков, в том числе непрофильных. Вот, например, Ревякинский металлопрокатный завод» («газель» из Тульской области) стал продвигать обновленную потребительскую продукцию (садово-огородный инвентарь) под собственной торговой маркой. Кто-нибудь, наверное, уже видел в хозяйственном магазине штыковую «Ревякинскую лопату» или что-то подобное.

Не менее значимы в этом смысле IT-сектор и компьютерный сегмент. Они напрямую коррелируют с уровнем потребительского спроса в стране. Считается, что российский онлайн-рынок один из самых крупных и быстрорастущих в Европе. По количеству пользователей интернета, чья совокупная аудитория составляет более 70 млн человек, в 2012 году Россия обошла Германию и вышла на первое место среди европейских стран. И в качестве наиболее востребованных сегментов интернет-рынка эксперты называют ритейл, электронные платежи и онлайн-рекламу. Это единственный сектор, который за оценивавшийся нами период 2000-2011 годов всегда превышал в своих темпах среднегодовые темпы роста экономики (см. график 2). Некоторые эксперты даже склонны полагать, что IT-сектор не затрагивают такие вещи, как колебания курсов акций и настроения спекулятивно настроенных инвесторов. На практике для многих высокотехнологических компаний период кризиса оказывается временем бурного роста. Неудивительно, что инвестиционный фонд Baring Vostok практически без передышки инвестирует в российский телекоммуникационный холдинг «ЭР-Телеком», компанию-«газель», предоставляет услуги связи (широкополосный доступ в интернет, кабельное и HD-телевидение под брендом Дом.ru). Географическая экспансия деятельности «ЭР-Телекома» уже охватила 56 городов, а общее количество абонентов превысило 5 млн человек.

Еще одна связанная с потребительским сегментом отрасль - транспорт илогистика. Самый быстрорастущий сегмент современной транспортной логистики - экспресс-доставка товаров компаний дистанционной торговли, интернет-магазинов. Есть данные, что практически 70% населения крупных городов России совершает онлайн-покупки в среднем 3-4 раза в месяц. В результате в общем объеме грузопотоков значительно возрастает роль рынка транспортно-логистических услуг. На рынке наблюдается определенный дефицит оптимальных решений, которые отвечают нестандартным запросам клиентов в этой отрасли. И в этой связи отрадно видеть, что такие решения готовы предоставлять наши «газели». К примеру, столичная компания «О-Курьер» не просто доставляет заказы клиентам интернет-магазинов курьерами, но и создала сеть пунктов выдачи заказов, а также предлагает игрокам интернет-рынка комплексное логистическое сопровождение на базе собственных складских терминалов в Москве, Твери, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. Тут тоже есть место и для качественного, и для количественного роста. В последнем случае курьерские компании могут предлагать нестандартные условия доставки, включая такие опции, как ожидание на адресе, SMS-информирование, наложенный платеж и т. д.

бизнес

Previous post Next post
Up