Оригинал взят у
spydell в
Отчет Intel и перспективы технологического сектораРезультаты Intel очень даже неплохи, однако тот бурный рост показателей, который мы видели пару лет назад прекратился. Годовая чистая прибыль за год не изменилась. Годовые доходы выросли на 12%, но в последние пару лет росли с темпами в 20-30%. По всем показателям в Intel намечается стагнация. Абсолютные показатели высоки и хороши, но прироста уже не наблюдается. Для Intel сейчас главная задача удержать достигнутое.
Чтобы было понятно о чем речь, то графическая иллюстрация.
Плюс данные за 2 квартал.
По всей видимости, в ближайшие пару лет по оптимистическому сценарию финансовые показатели Intel впадут в дрейф на текущих уровнях. Основной источник дохода у Intel - это подразделение персональных компьютеров (процессоры, чипчеты) для розничных клиентов. Это подразделение обеспечивает 70% доходов. Теперь давайте подумаем над тем, а за счет каких ресурсов Intel наращивал мощности в последние несколько десятилетий?
Первые ресурс. Новые покупатели (те, кто никогда не имел компьютера). Т.е. освоение рынков сбыта, что было актуально в 80-х и 90-х годах. Экспансию ограничивали три фактора:
1. Технологические и конструктивные ограничения для массового выпуска процессоров (недостаточные производственные мощности). Устранили много лет назад.
2. Доступность компьютеров. Например, в начале 90-х самые обычные персональные компьютеры стоили более 3 тыс баксов, а ноутбуки доходили до 6 тыс баксов. Это равнялось примерно двум-трем месяцам среднего заработка человека в развитых странах и нескольким годам работы в развивающихся странах. Компьютеры были роскошью. Теперь за 1 месяц работы для среднего жителя США можно приобрести 6-8 относительно недорогих компьютеров и 1-2 компьютера в развивающихся странах. Доступность выросла в СОТНИ раз. Тем самым произошло внедрение техники в массовое использование и насыщение рынка.
3. Возможности применения. Раньше компьютеры для обычного пользователя представляли непонятный, недружественный и ненужный артефакт и использовались исключительно профессионалами, в сфере бизнеса, науки и энтузиастами. Теперь это средства развлечения именно для массового применения. Это большая разница. Одно дело использование техники в узкой среде гигов, другое дело использование среди школьников и детей.
Таким образом, сама по себе доступность компьютеров недостаточна для массового внедрения. Важно, чтобы техника нашла применения у широкого круга пользователей, начиная от 3 летних детей, заканчивая производственными инженерами и учеными. Так вот, сейчас найти новых покупателей невозможно, рынок сбыта полностью обработан, если не считать регионов в Африке и каких нибудь глухих деревень в Азии и на Дальнем Востоке, где компьютеры нахер никому не нужны.
Если рынок сбыта насыщен, то остается второй ресурс - это цикл покупки-замены устройств.
Опять же, здесь можно разделить на несколько пунктов.
1. Замена из-за брака, дефектов, выхода из строя, снижения функциональности, характеристик. Раньше этот пункт был основным, т.к. технологические мощности были недостаточно хорошо налажены, и компьютеры имели не очень высокую надежность, при этом процент производственного брака и дефектов был высок. Сейчас это сведено к нулю.
2. Замена из-за морального устаревания, но при сохранении достаточной функциональности. Выходит новое устройство и средствами маркетинга оно продвигается, как исключительно необходимое к немедленному приобретению для обретения исключительной статусности и уникальности. Это больше актуально для модных гаджетов, типа смартфонов, а процессоры никогда не были особо модными среди массы пользователей. Для некоторых категорий товаров моральное устаревание и фактор моды играет ключевую роль, когда более 90% всех покупок совершают не по объективной надобности, а по субъективным причинам, в частности из-за маркетингового навязывания.
3. Замена из-за недостатка производительности. Один из основных драйверов роста для процессорного рынка. Особо актуален в начале 21 века, когда программная составляющая практически всегда опережала возможности компьютеров. Идей, программ было много, а вычислительных ресурсов не так много, поэтому каждый выход нового процессора встречался с особым вожделением. Примерно в 2006 году все базовые потребности были полностью закрыты. Иными словами для 99% типичных задач хватало ресурсов среднего процессора 2006 года. Дополнительная мощность нужна была преимущественно для игр, 3D моделирования, научных-инженерных вычислений и проектирования. В остальном хватало того, что было. Тогда и сейчас. Поэтому выход нового процессора не приводит к тому, что пользователи получают дополнительную функциональность или новые возможности. Выход процессора приводит лишь к смене линейки, но не повышает актуальность его покупки. Зачем? Ведь ресурсов компьютеров 6-летней давно хватает для 99% повседневных задач средне-статического пользователя.
К чему я веду? Когда рынок насыщен, а цикл замены устройств возрос с 2-3 лет в начале 21 века до 5 лет в настоящий момент, то стагнация технологического сектора неизбежна. Физическое наращивание продаж становится невозможным. Рост доходов невозможен без повышения цены, а рост прибыли невозможен без сокращения издержек.
Но отчасти переход на новый тех.процесс снижает энергопотребление процессоров, снижая тепловыделение, тем самым повышая автономную работу портативных устройств с минимумов шума. Это как дополнительный фактор к росту продаж. Но с точки зрения производительности? В принципе, меняется оболочка программ, но функционал и требовательность к ресурсам за последние 6-7 лет не изменились для базовых программ. Не считая 3d игр и ресурсоемких проф.приложений.
Тренд должен пойти не на рост производительности (этим покупателя не привлечь, т.к. дополнительная мощность нахер никому не нужна), а на рост энергоэффективности. Чтобы планшеты, ноутбуки работали по 12-15 часов без подзарядки, не выделяя тепла. Тренд на развитие мобильности, сетевых услуг, облачных технологий, автоматической синхронизации. Но … это программная часть. Intel продает процессоры главным образом. Откуда взяться росту прибыли и доходам? )